Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:37, отчет по практике
Во второй половине XVIII в. около крепости стали оседать переселенцы, в основном сибирские казаки. Много было и ссыльных. В1762 году был издан указ, который приглашал русских староверов, которые в своё время бежали в Польшу от религиозных преследований, вернуться на родину. Для переселения им предлагались места на Алтае. Первооснову городу положили улицы Ильинская, Троицкая, Большая, Андреевская. Начинались они от берега и застраивались вдоль Ульбы. Эти улицы пересекали переулки Соляной, Крепостной, Мечетский, Соборный.
История основания города Усть-каменогорск..................1
Сказки……………………………………………………….. 2
Пестушки……………………………………………………4
Прибаутки…………………………………………………..4
Анекдоты……………………………………………………5
Загадки………………………………………………………6
Сведения об рассказчиках…………………………………7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ОТЧЕТ ПО
ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ
Проверил
преподаватель Г.И.Полторжицкая
«___» ___________ 2011 г.
Выполнил студент
группы 1А
Усть-Каменогорск,
2011
Содержание
Усть-Каменогорск
В мае 1720 г. Экспедиция Ивана Михайловича Лихарева, снаряжённая по именному указу Петра I, направилась к озеруЗайсан. До озера дошли благополучно, но дальнейший путь по Чёрному Иртышу преградил большой джунгарский отряд. Нападения были легко отбиты, однако двигаться дальше не позволил сильно обмелевший Иртыш. Экспедиция повернула назад.
20 августа 1720 г. военный отряд Российской армии прибыл к месту слияния рек Иртыш и Ульба, где начались работы по строительству крепости. Этот день принято считать днём основания города Усть-Каменогорска.
И вот осенью 1720 г. на этом месте, где сливаются Иртыш и Ульба, по приказу Лихарева была заложена крепость Усть-Каменная, названная так потому, что именно в этом месте Иртыш как бы вырывался из устья каменных гор и дальше катил свои воды по равнине. Крепость была окружена довольно высокими валами. В крепости были казармы для солдат, военный госпиталь, квартиры военачальников, различные кладовые и отделения каторжной тюрьмы, которая, кстати, существует до сих пор. Первые дома вне крепости были выстроены вблизи укрепления. Тем самым было положено основание городу.
В жизни Усть-Каменогорска,
свидетельствовал священник Б.Герасимов,
бывали печальные дни, когда ему
приходилось полностью
Во второй половине XVIII в. около крепости стали оседать переселенцы, в основном сибирские казаки. Много было и ссыльных. В1762 году был издан указ, который приглашал русских староверов, которые в своё время бежали в Польшу от религиозных преследований, вернуться на родину. Для переселения им предлагались места на Алтае. Первооснову городу положили улицы Ильинская, Троицкая, Большая, Андреевская. Начинались они от берега и застраивались вдоль Ульбы. Эти улицы пересекали переулки Соляной, Крепостной, Мечетский, Соборный. Старые карты города показывают строгую прямолинейность улиц и переулков. Благодаря такой планировке город хорошо продувался свежими ветрами с гор, а во время наводнений вода легко расходилась по улицам и переулкам. До революции центральной части города (ул. Кирова, парк им. Кирова, ул. М.Горького) был свойственен ярко выраженный торговый колорит. Его создавали многочисленные торговые строения. Базарная площадь с торговыми рядами; торговля сельскохозяйственными продуктами на городском базаре велась ежедневно и оживлённо. Здесь же ежегодно проводилась ярмарка, на которой продавались хлеб, пушнина, масло, кожа, воск, мед и др. товары. Здесь же стояли каменные магазины богатых купцов. Несколько этих зданий сохранились по ул. Кирова, М.Горького. Шли годы и десятилетия. Крепость Усть-Каменогорская побывала станицей, а затем и уездным городом. В 1868 г. Усть-Каменогорск получил статус города.
Сказки
Один барин был очень
добр к своим слугам. И барыня мужу под
стать, лакея мужнина «голубчиком» кликала.
Тот барин очень любил со своим слугой
покалякать. Как-то он говорит лакею:
– Почему, братец, лицо у твоей жены такое
нечистое?
– Не могу знать, – отвечает тот.
– Взяла бы да травки попила какой, – пристает
барин. – Вот прыщи бы и пропали.
– Точно так, – говорит лакей. – Я и сам
ей говорю: у тебя, говорю, прыщи на лице,
как у нашей барыни на заднице. Ты бы полечилась,
что ли.
– Правда, правда, – говорит добрый барин.
Недолгое время спустя барин снова со
слугой калякает:
– Видишь, братец, какое добро от нашей
беседы получилось. Вылечилась твоя жена-то.
– Покорно благодарим, барин, – кланяется
лакей. – А не надобно ли барыне нашей
той же травки?
– Принеси, братец, принеси, – кивает добрый
барин.
Отослал господин лакея, раскурил трубочку.
Да вдруг как хлопнет себя по лбу.
«А откуда, – думает добрый барин, – откуда
известно Ивану, что у его госпожи прыщи
на заднице?»
Баба с дитёнком пошла
в баню мыться. Глядит: водушки холодной
нет, вот ребенка оставила на полку не
благословясь, сама побежала за водой.
А жихарь его и обменил. Девятнадцать лет
качали в зыбке, он всё ревит – не ребёнок,
обменил жихарь-то.
Вот ребята пошли на вечер, а в байне огонь
горит. Никто не идет, а один пошел. «Я,
– говорит, – схожу». Пришел, в байну зашел.
Его девушка за руку и захватила:
– Возьмешь замуж – пущу, не возьмешь
– не пущу! Мужик и не знает, что делать.
А она говорит:
– Завтра присылай сватов к байне. Батюшка
поставит трех девок. Я буду в полушубке
старушкой («Как я теперь», – У.П. показывает
на свой старенький полушубок), так ты
на девок не зарься, а меня бери, а то худо
будет.
Пошел парень к крёстной: надо сватать.
Закатили в байну. Две красавицы стоят,
а одна старушкой («Как я, некрепкой», –
У.П.). Он обошел их, как ведено, старушку
и берё! Они как рассмеются:
– Ха-ха-ха, красавиц не берё, а старуху
берё!
Вытянули из-под ног два сундука, третий
маленький.
– Бери любой – приданое!
А она его подучила: «Бери маленький!»
– они и хохочут: ха-ха-ха! Он ее взял, приехал
домой со старушкой. Три дня пожили, она
говорит:
– Ваня, поедем к моим родителям в гости.
– Где у тебя родители? Я в байне тебя нашел!
– Я знаю, где родители живут.
А ему приказала: «Ты завтра топор скуй
да топорище сделай».
Вот пошли. Зашли в избу.
– Тетушка, пусти ночевать!
– Ой, у меня девятнадцать годов ребёнок
из зыбки не выходит.
– Ничего, ничего, не боимся, что ревит
ребёнок. Выпросились. Иван лошадь обрал,
зашел. Подошел к зыбке. Она говорит:
– Тетушка, дай ребёнка из зыбки подержать.
А мужу говорит: «Плаху положи да топором
секи голову!» Он голову отсек – сделалась
головня. – «А по мне наотмашь топором
махни».
Она сделалась красавица, а сундук сделался
полон золота. А матери говорит:
– Ты меня оставила в байне, а сама девятнадцать
лет возилась с головней. А это твой зять,
он меня из байны спас. Никогда ребёнка
не оставляй в байне!
Жило два брата; один
жил бедно, другой богато, одного звали
Степаном, а другого Иваном. У богатого
Ивана родился сын; он позвал на крестины
своих знакомых и бедного брата Степана.
После крестин Степан идет домой пьяный
и поет: «Ходи, изба, ходи, печь, когда будем
блины печь». Мало задним подпевает тоненьким
голосом. Он спрашивает: «Кто там?» — «Нужда
твоя». Он обернулся и увидел: стоит старушка,
маленькая росточком, вся в лохмотьях.
Он ей и скричал: «Чего тебе здря топтаться,
иди ко мне в карман, я тебя домой унесу».
Она в карман заскочила, он карман захватил
рукой, перевязал ниткой, пришел домой,
начал делать гробик. Увидела жена и спрашивает:
«Степан, что делашь?» — «Молчи, жонка!
Нужду поймал» Нужду схороним, заживем
богато».
Положил Нужду в гроб, заколоти» и похоронил
на кладбище подле дядиной могилы. Шел
домой с кладбища, нашел сто рублей денег.
Пришел домой купил корову и лошадь, стал
жить, и поживать, и деньги наживать. Так
у него пошли деньги — копейка на копейку,
и два года он зачал жить богаче своего
брата Ивана.
Обзавидовал его брат Иван; пришел к Степану
в гости и говорит: «Давно ли ты жил бедно?
Объясни, почему ты зажил лучше меня?»
Брат объяснил по-свойски. Иван позавидовал,
пошел и Нужду выкапывать стал. «Поди,
Нужда, на старо место». Как он ее выпустил,
она и говорит: «Не пойду я ко Степану,
пойду ко Ивану». Скочила на плечи, он бежать
в избу, она за печку заскочила.
На другой день у Ивана дом сгорел, деньги
сгорели. Дале боле: конь пал, корова пала.
Дале боле, все в провод и в провод. Собрал
Иван последни деньжонки и пошел покупать
себе лошадь. Купил коня, оказалась кобыла,
сидит горюет. Приходит брат Степан: «Брат
Иван, что же так бедно зажил?» — «Да что,
брат, беда за бедой, купил коня, оказался
[кобылой]». Пожалел Степан Ивана и пошел
домой; Иван хлоп ему в ноги: «Прости меня,
грешного, я выкопал Нужду, хотел на тебя
напустить, а она ко мне пришла».— «Дак,
значит, она у тебя везде забралась?» —
«Да, везде: и в скот, и в дом, и в деньги;
за печку — и за ту села; что делать?»
Степан вынул киску денег, высыпал и говорит:
«Деньги мои, а кошелек пустой твой будет;
хоть пустой, да не с Нуждой». Нужда выскочила
из-за печки, заскочила в кошелек и кричит:
«Я и здесь есть! Я и здесь!» Степан взял
и задернул у киски концы: «А тут есть,
дак и попала».
Завязал ее накрепко, привязал к киске
камень, снесли в воду и потопили, и зажили
оба хорошо.
Пестушки
1.
Потягушки, потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем,
растем, растем…
2.
Животик-животок,
Не вари кашу круту!
Вари мяконькую,
Да разваристую!
3.
Ой, ты мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
4.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд!
Расти, коса, не путайся,
Маму, Маша, слушайся!
Прибаутки
1.
— Постой, куколка!
Постой, барынька!
— Некогда стоять,
Пора мне бежать,
Сову снаряжать.
У совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка-стряпушка,
Комар-полетушка.
Синица-сестрица,
Сорока-девица,
Кукушка-рябушка,
Чечетка-подружка.
Воробушек-шурин
Глазки прищурил
Ворона-невеста
Села на место!
2.
— Уточка-горожаночка,
Где ты ночь ночевала?
— У города.
— Чего ж ты ночью работала?
— Коней пасла.
— Чего выпасла?
Информация о работе Отчет по фольклорной практике в городе Усть-каменогорск