Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:06, контрольная работа
Антиутопия как специфический литературно-философский жанр формируется и достигает своего расцвета в первой половине XX в., в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов, в которых человека пытались превратить в контролируемый "винтик" государственной машины. Все данные явления нашли свое отражение в литературном жанре антиутопии. Это не случайно, поскольку именно в антиутопии возможное выступает как сущее, идея становится реальностью, мечта превращается в действительность. Именно в XX веке в разных странах, почти одновременно,
Введение ..................................................................................................................... 3
Определение утопии и антиутопии .................................................................. 5
Антиутопия в зарубежной литературе .............................................................. 7
Антиутопия Дж. Оруэлла................................................................................... 10
Заключение ................................................................................................................ 15
Список используемой литературы ...........
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Факультет культурологии
Кафедра
литературы и русского языка
Контрольная работа по курсу
«История
зарубежной литературы»
Тема: «Особенности
жанра антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла»
Исполнитель:
студентка гр. ЗМК - 21а
Проверил:
Моисеев П. А.
Пермь
2010
Содержание
Введение ..............................
Определение утопии и антиутопии ..............................
Антиутопия в зарубежной литературе ..............................
Антиутопия Дж. Оруэлла.......................
Заключение ..............................
Список используемой литературы ..............................
Введение
Определение утопии и антиутопии
Утопия (греч. не, нет и место, буквально - «место, которого не существует») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели. Утопия - вымышленное общество как воплощение произвольно сконструированного и зачастую статичного социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная о представлений о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (8-7 вв. дон. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде божием»), итальянского мыслителя 12 в. Иоахима Флорского («Комментарий к Апокалипсису»). Понятие «утопия» ввел Томас Мор. В русле утопии развивался вплоть до середины 19 в. социалистический общественный идеал (утопический социализм). После победы социалистической революции, реальных успехов в строительстве нового общества и в связи с общим кризисом капитализма в буржуазной идеологии и культуре, понятие «утопия» подверглось переоценке.
Антиутопии
появились в виде романов-предостережений,
сатирических притч, научной фантастики.
Антиутопия -- направление в художественной
литературе
и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком
смысле -- любого общества, в котором возобладали
негативные тенденции развития. В антиутопиях,
как правило, выражается кризис исторической
надежды, объявляется бессмысленной революционная
борьба, подчеркивается неустранимость
социального зла; наука и техника рассматриваются
не как сила, способствующая решению глобальных
проблем, построению справедливого социального
порядка, а как враждебное культуре средство
порабощения человека. Антиутопия - идейное
течение современной общественной мысли,
которое в противоположность утопии ставит
под сомнение возможность достижения
социальных идеалов и установления справедливого
общественного строя, а также, как правило,
исходит из убеждения, что произвольные
попытки воплотить в жизнь справедливый
общественный строй сопровождаются катастрофическими
последствиями государство и общество
- вещи разные. И создатели антиутопий
в той или иной степени описывают тоталитарное
общество, в которой идеология несвободы,
не ограничиваясь реализацией внутри
государственного аппарата, проникла
на все уровни общественной и частной
жизни. По мнению авторов антиутопий, проблема
несвободы реализуется внешними силами
(чаще всего государством), она закладывается
в души людей.
Антиутопия в зарубежной литературе
В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся “О дивный новый мир” О.Хаксли, “Скотный двор”, “1984” Дж. Оруэлла и "451 градус по Фаренгейту" Рея Брэдбери.
Если говорить о произведении Брэдбери «451градус по Фаренгейту"то можно сказать, что автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство. Но в то же время напомнил всем нам притчу о птице Фениксе, которая сжигала себя на костре, но всякий раз возрождалась из пепла. Может быть, и мы, люди, перестанем сооружать погребальные костры из книг (а это делал Гитлер в 1938--1945 годах), перестанем вести войны, в пожарах которых сгорают библиотеки, перестанем травить тех, кто пишет правду.
Роман Брэдбери общечеловечен, он всем нам задает вопросы: «Почему мы разрешаем себя превращать в жующих жвачку парнокопытных? Почему мы разрешаем себя оболванивать недостойной литературой и псевдокультурой?» Но ответ дать может сам человек: «Я хочу служить книге, потому что я не желаю быть зомби и не допущу, чтобы мои дети и дети моих детей были зомби».
Что касается “Скотного двора» Дж. Оруэлла, то сказка-притча о животных, восставших против человека, обросла за десятилетия многочисленными толкованиями. Наиболее типичное и распространенное - политические аллюзии. В Советском Союзе «Скотский хутор» был издан через 42 года после его опубликования в Англии и сразу был однозначно воспринят как сатира на Советский Союз.
В “О дивном новом мире” О.Хаксли описывается мир далёкого будущего, в котором люди выращиваются на специальных заводах -- эмбрионариумах и заранее поделены на пять различающихся по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» -- крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» -- полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа. В зависимости от касты младенцы воспитываются по-разному. Так, с помощью гипнопедии, у каждой касты воспитывается почтение перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. В этом обществе нет места чувствам, основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным». Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, хотя средняя продолжительность жизни -- 60 лет. Регулярно, для поддержания хорошего настроения, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий. Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют -- «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н. э. В романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», что соответствует 2540 году н. э.
“1984”
Дж. Оруэлла - это роман с элементами сатиры. считается одним из
известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об
угрозе тоталитаризма. Название романа, его
терминология и даже имя автора впоследствии
стали нарицательными и употребляются
для обозначения общественного уклада,
напоминающего описанный в «1984» тоталитарный
режим. Неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических
странах, так и объектом бойкота и травли
со стороны левых кругов на Западе. Роман
активно использовался западной пропагандой
в качестве антисоциалистической сатиры.
Однако роман показывает человеконенавистническую
сущность как коммунизма в его вульгаризированном
понимании, так и капитализма. Он направлен в том
числе и на критику западного общественного
устройства. В романе можно увидеть много
черт не только тоталитарных режимов,
но и современной автору буржуазной Англии.
Сам писатель, бывший демократическим
социалистом,
заявлял, что «1984» не следует рассматривать
в качестве критики социалистических
идей. Напротив, в своём эссе «Почему я пишу» (1946)
Оруэлл настаивал на том, что все его произведения,
начиная с периода Гражданской
войны в Испании,
были «прямо или косвенно за демократический
социализм, как я его понимал».
Художник острого, иронического ума Джордж Оруэлл прожил недолгую жизнь. Но самый знаменитый и лучший роман Оруэлла -- "1984", - написанный четыре с лишним десятилетия назад, и сегодня сохраняет свою жгучую актуальность и остается итогом его жизненного и писательского пути. Важной вехой на этом пути было и другое не менее знаменитое его произведение -- сатирико-аллегорическая повесть "Скотский двор" (1945г.) -- одно из первых художественных обличений сталинизма (есть несколько русских переводов повести и под другими заголовками -- "Звероферма", "Ферма животных" и тому подобное).
Оруэлл (его настоящее имя -- Эрик А. Бпэйр) никогда не принимал на веру расхожие, заемные теории. Свидетель драматических событий 30-40-х годов, он словно бы держал руку на пульсе времени, был бескомпромиссно привержен правде, не уставал воевать против лжи, откуда бы она ни исходила -- "справа" или "слева". Его главным противником был тоталитаризм, в какие бы идеологические, пропагандистские одежды он ни рядился. В нем он видел угрозу свободе и демократии, высшим человеческим ценностям. Он до конца считал себя приверженцем демократического социализма, под которым разумел систему, основанную на свободе, социальной справедливости и уважении к человеку. Оруэллу была очень близка мысль, которую он не уставал повторять: демократия невозможна без просвещения народа, а просвещение народа - без демократии.
Оруэлл оставил обширное наследие, которое мы еще только начинаем осваивать. Помимо упомянутых произведений он написал пять романов. несколько книг очерков и эссе, мемуарные записки об испанской войне ("Памяти Каталонии"). Статьи, заметки, рецензии, радиопередачи, письма составили три пухлых тома, примерно по 500--600 страниц каждый.
Оруэлл был одним из самых блестящих английских журналистов. Как газетный обозреватель и радиокомментатор он писал много, но в его материалах не было репортерской "скорописи", легковерной "злобы дня", что ставит Оруэлла в один ряд с классиками английской эссеистики -- такими, как Свифт и Хэзлитт. Оруэлл хотел помочь своим читателям освободиться от ложных догм, шаблонов и мифов. Одним из самых опасных он считал "советский миф", укореняемый на Западе тоталитарно-сталинской пропагандой. Он считал своим долгом писать об этом даже тогда, когда его позиция отнюдь не была популярной, в период второй мировой войны. Ведь публикация "Скотского двора" была связана с немалыми трудностями -- она пришлась на год Тегерана, апогей антигитлеровской коалиции.
Все же надо остановиться на наиболее известных книгах писателя -- сатирическое произведение "Скотный двор" (1947) и роман-антиутопия "1984" (1949). В "1984" Оруэлл изобразил будущее мировое общество ("Океания") как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении. Строй, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью, где обыватели не живут, а существуют под неусыпным наблюдением "Старшего брата". О конкретном прообразе мира, встающего со страниц "1984", спорили, и трудно сказать, согласился ли бы сам Оруэлл придать Старшему Брату2 физическое сходство со Сталиным, как поступили экранизаторы романа в 1989 г.1 Сталинизм3 имеет, конечно, самое прямое отношение к тому порядку вещей, который установлен в Океании, но не только сталинизм.
Информация о работе Особенности жанра антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла