Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.
Введение
Новый
век со стремительным всплеском прогрессивных технологий
и появлением новых профессий
Динамичность развития зарубежных СМИ, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с процессами изменчивости мира, требует пристального внимания со стороны исследователей истории журналистики. Попробуем определить основные тенденции этого процесса.
В последние два-три десятилетия планета Земля оказалась свидетелем уникального переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. В совокупности они создали качественно новую инфраструктуру мироустройства. Как следствие этого, и все мировые СМИ становятся причастными к обсуждению общих проблем, которые затрагивают интересы всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: терроризм, военные конфликты, угроза мировой войны, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и другие. Журналисты разных стран наряду с политиками, учеными, экономистами ратуют за согласованное совместное использование экономических, интеллектуальных, научно-технических ресурсов. Гораздо активнее, плодотворнее, чем в прошлом веке, они участвуют в решении конкретных общественных и политических вопросов. Благодаря их усилиям население получает информацию о наиболее значимых для его жизни явлениях и процессах, формируется общественное мнение, и под его давлением принимаются необходимые законы и решения, меняется ход развития событий. При этом, отражая суть глобальных проблем, мировые СМИ пестрят предложениями о путях предотвращения грозящих человечеству катаклизмов и последствий от них.
В начале третьего
тысячелетия общение людей, опосредствованное
техническими системами, приобретает
массовый характер. Телевидение порождает
символическую реальность, которая,
«переступив» через экран, становится
фактом субъективной реальности человека
и создает коммуникативную
В современных условиях, когда от числа реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и жанру программ. Одним из самых рейтинговых и востребованных на сегодняшний день жанров является ток-шоу. Этот жанр активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.
Интерес к ток-шоу не случаен: у этих программ есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зрителю, сталкивающемуся с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нехватку авторитетных суждений и указаний.
Что греха таить,
всех нас порою тянет поговорить о своем житье-бытье,
поругать начальство, поплакаться, наконец,
в дружескую жилетку. Видимо, именно на
эту черту национального
Это потом мы узнали, что американские ток-шоу предназначены в основном для тамошних домохозяек, что они идут сугубо в дневное время и используются американским государством в качестве очень тонкого механизма формирования или изменения общественного мнения. Интересно, что пик появления ток-шоу на отечественном телеэкране странным образом совпал с тяжелыми месяцами после августовского дефолта 1998 года. Наш искушенный зритель слишком хорошо знает правило: чтобы не решать проблему, ее нужно основательно «заболтать»...
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью». Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Кузнецов Г.В. приходит к мнению, что «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.
Объектом исследования является ток-шоу, как жанр современной телевизионной журналистики.
Предметом исследования выступает содержание указанного понятия.
Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.
Глава 1. Возникновение ток-шоу. Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения. Специфика ток-шоу.
Жанр ток-шоу возник
на американском телевидении в 60-х годах
ХХ века, его создателем, как утверждают,
был небезызвестный журналист Фил Донахью.
Существует легенда: интервьюируя во время
прямого эфира гостя своей программы,
Фил Донахью в какой-то момент понял, что
вопросы у него закончились. Тогда он подбежал
к одному из зрителей, сидевших в студии,
и спросил: «У вас есть вопрос к нашему
гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким
образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.
Впервые программа Фила Донахью появилась
на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967
годах он работал утренним ведущим и вел
ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных
в студию гостей. Это была провинциальная
телестанция, бюджет выделили мизерный
и заполучить себе гостей из числа звезд
Донахью было нелегко. Чтобы привлечь
аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд
политики и шоу-бизнеса, Донахью решился
на принципиальное новшество. Он сосредоточил
внимание в своем ток-шоу не на известных
личностях, а на скандальных проблемах,
которые открыто обсуждал в эфире. Дебют
The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат
Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала
Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он
обсуждал религиозные конфликты между
учениками в колледжах. «В течение той
же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир
фоторепортаж из родильного дома с подробным
показом всех деталей и обсудил процесс
родов с собравшимися в студии». Так жанр
ток-шоу приобрел некий статус, сближающий
его с чертами сегодняшнего жанра. В конце
80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу
был настолько популярен, что практически
на всех телеканалах США – от крупных,
общенационального значения, до мелких
провинциальных – появились свои ток-шоу.
В ситуации негласного соревнования ток-шоу
все меньше и меньше уделяли внимание
социальным и политическим вопросам и
все больше приобретали скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. «Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».
Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь
Владимир Познер, человек, который считается
создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна
из самых демократичных форм, которая позволяет
обыкновенным людям принимать
Для современного
этапа существования жанра подобное мнение
представляется слишком оптимистичным.
Во-первых, отечественные ток-шоу уже лишены
местного колорита и общественной значимости.
Во-вторых, они превратились в заурядные
рекламные площадки. Этот процесс наметился
в период с 1991 по 1993 годы. Именно в это время
возникла проблема экспансии иностранных
(в частности, американских) жанров на
российских каналах. На экране появились
и продолжают появляться в настоящее время
ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины,
телеигры «в буквы и слова», телесериалы,
западные видеоклипы, эротические программы,
«телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу
в их зарубежном варианте этот период
стал очень плодотворным в плане появления,
завоевания эфирного пространства и зрителей.
Появление западных программ было вызвано
рядом объективных и субъективных причин.
Это и изменения в господствующей идеологии,
и в экономике страны, и перестроечные
процессы, затронувшие все стороны жизни,
в том числе и систему телевещания. После
августа 1991 г. в России открываются новые
политические, экономические и творческие
возможности развития всей системы СМИ.
Телевидение начинает буквально с нуля,
открывая и постигая законы телевизионных
жанров, драматургии и телевизионной деятельности
в целом. Для подражания использовались
любые приносящие успех и экономическую
выгоду образцы. Так на российский экран
попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»),
«Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни
из сканированных с американского экрана
программы прижились и удовлетворяют
коммерческие интересы своих авторов,
другие дали более низкий рейтинг, чем
их иностранные «близнецы».