Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучить особенности «Северных рассказов» Джека Лондона
В этой курсовой мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить «Северные рассказы» Джека Лондона.
2.Выявить особенности «Северных рассказов» Джека Лондона
Введение………………………………………………………………………..с3
Глава I…………………………………………………………………….
Герои «Северных рассказов» Джека Лондона…………………………..с7
Мир «Северных рассказов»………………………………………………с10
Проблема межрасовых и межэтнических отношений в
«Северных рассказах»…………………………………………………………с13
Вывод к главе I…………………………………………………………………с14
Глава II……………………………………………………………………………
2.1. Противостояние человека и природы в рассказе «Любовь к Жизни»…с16
Вывод к главе II………………………………………………………………...с17
Заключение……………………………………………………………………...с18
Список литературы……………………………………………………………..с19
Введение…………………………………………………………
Глава I…………………………………………………………………….
«Северных
рассказах»……………………………………………………
Вывод
к главе I………………………………………………………
Глава
II…………………………………………………………………………
2.1. Противостояние человека и природы в рассказе «Любовь к Жизни»…с16
Вывод
к главе II……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность: Известно, что литература - это искусство, а писатель- мастер. Писатель, который не только развлекает читателя, но и влияет на его мировоззрение, заставляет задуматься об окружающем мире и месте человека в нем. Одним из таких писателей был и остается американец Джек Лондон. Его цикл «Северных рассказов» - это уникальный сборник рассказов, описывающий жизнь золотоискателей и местного населения на Аляске. В своих произведениях он затрагивает проблему честности, мужества, неравенства, расовой дискриминации индейцев,.
Можно сказать, что Джек Лондон стал писателем, преодолевая рок судьбы. Джек Лондон (Джон Гриффит Чейни ) родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Мать будущего писателя, Флора Веллман, была учителем музыки, отец-астролог Уильяма Чейни. Лондон был незаконнорожденным. В конце 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, и ее новый муж дал ему свою фамилию и считал его сыном. Его книги до сих пор популярны, а проблемы расовой дискриминации, честности, верности, настоящей любви, поднятые в его рассказах, стали еще более актуальными для нашего времени.
Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», послуживший началом его литературной карьеры, за который он получил первую премию одной из газете Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года.
Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» (Gold Rush) и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его «Северных рассказов».
Джек Лондон серьезно заниматься литературой стал в 23 года после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899, а уже в 1900 была издана его первая книга — сборник рассказов «Сын волка». Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» Чикаго,1901), «Дети мороза»(Нью-Йорк, 1902), «Вера в человека» (Нью-Йорк, 1904), «Лунный лик» (Нью-Йорк,1906), «Потерянный лик» (Нью-Йорк,1909), а также романы «Дочь снегов» (1902) «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909) создавшие писателю широчайшую популярность В своих рассказах он критиковал алчность, жадность, предательство, которое в большей степени были свойственны белым людям. Он осуждал вторжение цивилизации в культуру индейцев. Работал писатель очень много, по 15-17 часов в день. И успел написать около 40 великолепных книг за всю свою не очень-то длинную писательскую карьеру.
Цель нашей курсовой работы - изучить особенности «Северных рассказов» Джека Лондона
В этой курсовой мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить
«Северные рассказы» Джека
2.Выявить
особенности «Северных
Глава I
1.1 Герои «Северных рассказов» Джека Лондона
Творчество
Джека Лондона велико и многообразно:
сотни рассказов, очерков, эссе, корреспонденций
и статей, десятки романов и повестей.
Множество литературных героев вывел
он на страницах своих книг, причем вышли
они к читателю не безликой толпой, но
каждый имеет свое лицо, свой характер,
свою судьбу и свою сущность. Сочинения
Лондона поражают многообразием тем и
сюжетов.В.Н. Богословский пишет в своей
статье « Северные рассказы», что «Практически
все положительные герои -это люди, которые
приехали на север не только за золотом.
Бескорыстие - одна из их характерных черт.
Север привлекает его героев вовсе не
потому, что там есть возможность обогатиться,
а потому что это – край, где существуют
простые отношения, где человек может
проявить свои способности, энергию,
мужество. Из этого вовсе не вытекает,
что лондонские герои чураются денег.
Они как и другие, ищут золото, находят
его, но оно никогда не бывает для них самоцелью,
не составляет смысла жизни. [4;67] Очень
выразительны в его рассказах женские
образы. Он воспевает не столько внешнюю,
сколько внутреннюю красоту женщины. Особенно
высоко Лондон оценивает моральные качества
индейских женщин, мужеству и преданности
которых он отдал дань в таких, например,
рассказах, как «Белое безмолвие» и «Мужество
Женщины». В частности, он противопоставляет
внешнюю красоту, красоте внутренней.
Неприемлемо для писателя отношение к
женщине, как к существу низшего порядка.
Женщина для него – товарищ, друг, разделяющий
с мужчиной опасности и невзгоды, способной
в трудную минуту помочь советом или действием
Так же Богородский отмечает, что.«Белая
женщина и индианка в рассказах Лондона
предстают, прежде всего, в своей женской
сущности - как воплощение великой силы
созидания жизни, поднимаясь до уровня
архетипа матери. Уравнивающей их перед
лицом истории в силу приоритета всеобщих
законов природы, законов жизни. Истинно
героический женский образ удалось создать
Лондону в рассказе «Мужество женщины».
Самоотверженная любовь Пассук здесь
показана с такой силой, с таким пафосом,
что этот рассказ по - справедливости является
одним из лучших у писателя. Смысл его
раскрывается в названии. Ради спасения
любимого человека мужественная Пассук
идет на все. Она жертвует жизнью родного
брата, приносит в жертву себя. Пассук
умирает, но Ситка Чарли остается жив».[4;41]
Борогодский пишет:«Интересен и тот факт,
что лондонские героини ненавидят людей
жадных, алчных. Так в рассказе «Остроумие
Порпортука» красавица Эл-су, достойная
дочь своего отца Клаки-на, отвергает богача
Порпортука, желающего взять ее в жены;
она презирает его за то, что он превратил
накопительство в цель своей жизни. Эти
образы он противопоставляет отрицательным
женским типам: неверным женам, легкомысленным
девушкам, корыстным авантюристкам.
Джек Лондон описывает характеры своих
положительных героев. Как правило, все
они - сильные, смелые люди, не отступающие
перед трудностями и опасностями. Все
они отличаются большой активностью. Твердая
воля, упорство в достижении цели - одна
и характерных особенностей лондонского
героя. Это было подчеркнуто М. Горьким
в его статье «О литературе». «В Мурманске
некто сказал мне: « Здесь хорошо читать
Джека Лондона»,-пишет Горький.- этими
словами выражена очень верная мысль .На
суровом берегу Ледовитого океана, где
зимой людей давит полярная ночь, от человека
требуется величайшее напряжение, воля
к жизни, а Джек Лондон – писатель, который
хорошо видел, глубоко чувствовал творческую
силу воли и умел изображать волевых людей».[7;102]
Горький отмечает:«Положительные герои
северных рассказов - истинные романтики
по своему настроению и поступкам».[5;102]
Добродетельным качествам же Лондон противопоставляет
алчность, жадность, предательство, которыми
в большинстве случаев обладают алчные
золотоискатели, для них золото-это смысл
их жизни, ради которого они готовы пойти
на предательство. Так в рассказе «Любовь
к жизни» главный герой был оставлен товарищем
и обречен на смерть.
1.2. Мир «Северных рассказов»
Северные рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. Огромное количество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий выступает в них. Золотоискатели, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. Джек Лондон обращался в своих рассказах к различным темам: человеческому героизму, человеческой жестокости, противостоянию человека человеку, противостояние человека и природы.
Капиталистическому обществу с его эгоистической моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но свободнее, где людям легче дышать.
Практически во всех своих «Северных рассказах» писатель высказывает мысль о благотворном влиянии суровой природы Аляски. По мнению Лондона, на Севере человек может переродиться из избалованного и малодушного в личность сильную духом, готовой к подвигам.
В.М. Быков в своей монографии о Джеке Лондоне пишет:«В этих рассказах настойчиво подчеркивается, что буржуазное общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их. Север у писателя как бы является мерилом истинной ценности человека, помогает выяснить, на что он способен и к чему годен, может ли он жить в новых условиях. В процессе испытания к человеку предъявляются определенные требования, которые служат нормой для оценки его поведения.»[5;114]
Самым важным автор считает, что человек, попавший на Север, должен забыть свои прежние привычки и приобрести новые, отвечающие изменившимся условиям жизни.
Быков отмечает: «Отличительной чертой «Северных рассказов» - это четкое разграничение симпатий и антипатий автора». Одних одобряет, других любит, а третьих порицает. Так же существует отдельная категория людей, наделенных алчностью и эгоизмом. Автор показывает к ним особую неприязнь». [6;51]
Во многих его рассказах озвучивается проблема влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов
Лунина в своей монографии пишет: «Писатель в своих рассказах обращается к важному, с его точки зрения, аспекту: конфликт двух рас в условиях проникновения в мир иных этносов – это, среди прочего, различие в понимании сути того, что называют Законом: для индейцев - закон жизни, природы; для белых людей- законы цивилизации, сформированные долгими годами ее развития.»[8;134]
Петрова подчеркивает: «Ряд «Северных рассказов» воссоздает особый мир индейцев, и глубокое проникновение автора в этот мир поражает тем, насколько начинающий писатель смог точно постичь душу чужой расы. Петрова в своей книге о Джеке Лондоне ссылается на воспоминания жены писателя. В своей книге о муже Ч. Лондон пишет: «Джек считал, что если он мог научиться анализировать душевное содержание каждого человека и подвести его света поверхностного состояния, он мог бы анализировать также и душу расы и проследить ее в глубину веков, до самого темного ее истока».[9;33]
Петрова пишет: «В большинстве подобных рассказов основной является повествовательная позиция индейцев или эскимосов, причем часто это старики - воплощение мудрости, те, кто сохраняется связь с традициями и обычаями племени. Эти герои во многом архаичны».[9;112]
Процесс проникновения цивилизации на Север неизбежно приводит к постановке вопроса о сосуществовании и смешении рас как важной составляющей цивилизации, формирующейся в новых исторических условиях. Лунина пишет:«Сосуществование людей с различным цветом кожи и различными представлениями о жизни порождает проблему выбора, перед которыми встают и белые и аборигены – выбора жизненного пути для себя лично и своей расы. Эта тема становится одной из важнейших в рассказах Лондона. Наиболее остро последствия вторжения цивилизации белых в мир индейцев проявляются в восприятии Лондона, в сфере вторжения в духовный мир индейцев и эскимосов, в мир их верований и традиций. Насильственное обращение в христианскую веру «являлось составной частью колониальной системы порабощения» [7;.142].
Лунина приходит к выводу, что это неизбежно актуализирует вопрос о неизбежности найти путь к взаимопониманию, без чего невозможен мирный путь развития цивилизации. В своих рассказах Джек Лондон пишет о необходимости межрасовых отношений.Автор в своих рассуждениях ссылается на рассказ «Обычай белого человека» где на примере одной индейской семьи, Лондон рассказывает о трагедии всего народа. Для индейцев- детей природы поступки белого человека непонятны. «Так поступает белый человек, и нам его не понять». [7;34]- сожалеет Эббитс. В этом рассказе, как и в ряде других, писатель говорит о проблеме «диалога культур», которая в трудах культурологов второй половины ХХ века будет определяться как важнейшая часть цивилизационного процесса.
Как уже было сказано выше, для индейцев, живущих в гармонии с природой, единственный закон - это закон Жизни; все, что направлено на его ее сохранение, правильно и естественно. Лондон не раз обращался в своих рассказах к особенностям менталитета индейцев.
Богословский так же обращается к этой проблеме, он пишет:«Вкладывая в уста шамана определение людей белой расы как «племени Волка» и индейцев как «племени Ворона», писатель тем самым тонко выразил основную черту менталитета индейцев: глубокая связь с природой определяет всю их жизнь, на разных уровнях-бытовом, философском, религиозном; их представлении о мироустройстве отражает эту связь, в том числе в образной форме. С другой стороны, «Ворон» и «Волк» в данном контексте воспринимается как метафоры, раскрывающие суть возникшего на территории Севера конфликта. Ворон - темное животное для многих индейских племен, символизирующее не только мудрость, но и являющийся прародителем индейских родов: «Ворон – творец является одновременно устроителем мироздания и прародителем человечества. Образ Волка связан во многом с увлечением Лондона англосаксонской расой, интересом к кельтской мифологии. С глубокой древности у большинства народов Европы волк- символ хищника, свирепого врага. В интерпретации шамана, Ворон – « воплощение мирового созидательного начала», Волк- « воплощение начала воинственного и разрушительного»[4;23].
По мнению Быкова, центральное место в «Северных рассказах» отведено изображению драматического характера событий, связанных с неизбежным контактом двух миров – цивилизации и этнически самобытного народа мира Севера. Взгляд на происходящее Лондон дает с точки зрения и белого человека и индейцев – это принципиальная авторская позиция»[6;47]
Так же быков отмечает явные противоречия во мнении автора, он пишет: «Необходимо также заметить, что в его произведениях, противоречивы. «Я не верю во всеобщее братство людей,- писал он Джонсу.- Я уверен, что моя раса - соль земли». «Не бог дал землю англосаксам, но англосаксы сами взяли ее».[6;52]
Быков добавляет, что с подобной непоследовательностью встретимся мы и в художественных произведениях. Стоит отметить, однако, что только в двух северных рассказах нашла отражение «доктрина превосходства белого человека» Это рассказы «Сын Волка» и «Люди солнечной страны». В них белая раса объявляется расой победителей.[6;54]
Подводя
итог вышесказанному, мы можем сказать,
что мир «Северных рассказов» многогранен
и неповторим. Они имеют свои уникальные
черты, что делает их легкоузнаваемыми
и особенными.
1.3 Проблема межрасовых и межэтнических отношений в «Северных рассказах».
Джек Лондон один из первых писателей Америки, затронувших проблему межрасовых отношений. В своих рассказах он показывает мир глазами индейцев,
Информация о работе Особенности "Северных рассказов" Джека Лондона