Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:25, сочинение

Описание работы

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене.

Работа содержит 1 файл

Основные идеи романа Ф.docx

— 16.75 Кб (Скачать)

Основные  идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание»

 
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене. Вот как автор характеризовал замысел своего произведения: «Действие современное, в нынешнем году... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения». Способ, выбранный им для этого, — убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «...неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Закон правды и человеческая природа взяли свое...».

Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.

Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив — это  стремление найти такой способ, который  позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы  в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными  причинами, заставляющими Раскольникова  задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное  его бедственное положение, а  затем — судьбы близких ему  людей: как родственников, так и  первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно  видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который  после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать  проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей  семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых  господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом...

Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы  — это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд — это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.

«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен  ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событиям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.

Насилием порождается  все новое и новое насилие  — вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ  Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание».

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов — в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».

На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как  неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных  средств к существованию — одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.

В привлечении  общественного внимания к положению  городской бедноты проявляется  гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.

О.А. Лукьянченко

Информация о работе Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»