Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:25, сочинение
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене.
Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание» — одно из самых знаменитых
произведений мировой литературы. В нем
отразились мучительные духовные искания
самого автора, болезненная и враждебная
человеку российская действительность
60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ
раздвоенности человеческой души. Начало
работы над романом относится к осени
1865 г., когда писатель проходил курс лечения
в Германии, в курортном городке Висбадене.
Вот как автор характеризовал замысел
своего произведения:
«Действие современное,
в нынешнем году... Молодой
человек, исключенный
из студентов университета...
живущий в крайней бедности,
по легкомыслию, по шаткости
в понятиях поддавшись
некоторым странным
«недоконченным» идеям,
которые носятся в воздухе,
решился разом выйти
из скверного своего
положения». Способ, выбранный им для
этого, — убийство и ограбление. Но, после
совершения преступления, продолжает
автор: «...неразрешимые
вопросы восстают перед
убийцей, неподозреваемые
и неожиданные чувства
мучают его сердце...
и он кончает тем, что
принужден сам на себя
донести, чтобы хотя
погибнуть в каторге,
но примкнуть опять
к людям... Закон правды
и человеческая природа
взяли свое...».
Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.
Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив — это стремление найти такой способ, который позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными причинами, заставляющими Раскольникова задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное его бедственное положение, а затем — судьбы близких ему людей: как родственников, так и первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом...
Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы — это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд — это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.
«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событиям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.
Насилием порождается все новое и новое насилие — вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов — в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».
На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных средств к существованию — одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.
В привлечении общественного внимания к положению городской бедноты проявляется гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.
О.А. Лукьянченко
Информация о работе Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»