Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:32, контрольная работа
Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм. Таких форм пять: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.
1) Чтение текста,
2) Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст),
3) Свободная импровизация (экспромт)
12. Композиции речи, её основные элементы.
Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение».
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления,
соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляютс
Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.
Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из
предшествующей или быть с ней соотносима.
Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.
Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.
Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.
Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.
13. Голосовые средства оратора: голос, дикция, интонация.
Техника речи
Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.
1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.
Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.
2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)
Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп ("строчит как из пулемета") или замедленная речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.
Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
3. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:
1) Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)
2) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?)
3) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?)
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Например:
1) Ребенок: – Мама! Я пойду в кино!
Мать: – Иди! Иди! (смысл: "Можешь идти, но последствия будут не самыми лучшими!" – угроза)
Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.
Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.
4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.
Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.
14.
В ходе деловой межличностной коммуникации важно не допустить перераста-ния нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.
Спор — это характеристика обсуждения проблемы, способ её коллективного исследования, когда каждая из сторон, аргументируя или оспаривая мнение собеседника, претендует на монопольное установление истины. Выделяют несколько подходов к ведению дискуссии-спора:
• эвристический подход, когда одна из сторон постепенно убеждает собеседника в правильности своей позиции;
• логический подход, при котором жесткий логический анализ и аргументация приводят к единственно верному выводу;
• софистский подход, когда одна сторона логически неверным путем (используя софизмы) страстно желает победить другую;
• авторитарный подход, при котором одна из сторон навязывает свою точку зрения, используя авторитет и власть;
• критикующий подход, когда внимание сосредоточивается только на недостатках, слабых позициях оппонентов, а позитивные стороны игнорируются;
• демагогичный подход — намерение с определёнными целями увести дискуссию в сторону от истины;
• прагматический подход, при котором стороны ведут спор не только ради истины, но и для извлечения из него определённой практической пользы.
Цели ведения спора могут быть:
— конструктивными (обсуждение возможных вариантов решения проблемы; выработка коллективной позиции; привлечение компетентных лиц);
— деструктивными (раскол участников спора на непримиримые группы, дискредитация идеи и её авторов).
Для того, чтобы спор был успешным, необходимо придерживаться следующих принципов:
• предварительная подготовка к ведению спора;
• толерантное отношение к оппонентам;
• последовательный анализ альтернатив;
• корректное ведение спора;
• объективность, «отстранённость» от личных интересов в процессе ведения спора;
• преодоление существующих психологических барьеров;
• поэтапное продвижение к истине;
• уважение личности оппонента;
• аргументированная, конструктивная критика.
Искусство ведения спора называют эристикой (греч. егШікоз — спорящий), так же называется и раздел логики, изучающий приёмы спора. Существуют различные виды диалога: спор, полемика, дискуссия, диспут, прения и т.д.
Для того, чтобы дискуссия, спор были плодотворными, т.е. могли достигнуть своей цели, требуется соблюдение определённых условий:
• во-первых, должен существовать предмет спора — некая проблема, тема (если же такого предмета нет, спор оказывается беспредметным, и вырождается в бессодержательный разговор);
• во-вторых, должна существовать реальная противоположность позиций спорящих сторон (если нет реального расхождения позиций, то спор вырождается в разговор о терминах, т.е. оппоненты говорят об одном и том же, используя при этом разные слова, что создаёт видимость расхождения);
• в-третьих, необходима основа спора, т.е. определённые принципы, положения, убеждения, которые признаются обеими сторонами (если нет ни одного положения, с которым согласились бы обе стороны, то спор оказывается невозможным);
• в-четвёртых, требуется некоторое знание о предмете спора (бессмысленно вступать в спор о том, о чём не имеешь ни малейшего представления).
К условиям плодотворного спора относятся также способность быть внимательным к своему противнику, умение выслушивать его доводы и желание разобраться в них, готовность признать свою ошибку.
Только при соблюдении перечисленных условий дискуссия или спор могут привести к обнаружению истины или выявлению ложности, к согласию или к победе истинного мнения.
16. Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
По отношению к действительности ответ может быть:
Ø истинным, если выраженное в нем суждение правильно или адекватно отражает действительность;
Ø ложным, если выраженное в нем суждение неверно или неадекватно отражает положение дел в действительности.
Например, на вопрос «Когда началась Вторая мировая война?» истинным будет ответ «1 сентября 1939 г.». На заданный вопрос ложным ответом будет: «22 июня 1941 г.».
По способу выражения информации выделяют:
Ø прямой ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, руководитель обращается к подчиненному с вопросом: «Какого числа истекает срок нашей лицензии на продажу компьютеров?» Прямым ответом будет суждение: «Срок нашей лицензии на продажу компьютеров истекает 8 мая 2010 г.»;
Ø косвенный ответ получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. На поставленный вопрос косвенным будет следующий ответ: «Срок нашей лицензии на продажу компьютеров истекает в этом году накануне Дня Победы». При построении косвенного ответа отвечающий располагал дополнительной информацией — о том, когда празднуют День Победы.
По грамматической форме ответ бывает:
Ø кратким — односложным утвердительным или отрицательным: «да» или «нет»;
Ø развернутым, то есть повторяющим все элементы вопроса.
Например, на вопрос «Оборудование для предприятия «Релассан» отгружено?» могут быть получены утвердительный краткий ответ «Да» или развернутый: «Да, оборудование для предприятия «Релассан» отгружено». Ответ также может быть кратким отрицательным «Нет» либо развернутым — «Нет, оборудование для предприятия «Релассан» не отгружено».
По объему представленной в ответе информации ответ может быть:
Ø полным — включать информацию по всем элементам или составным частям вопроса;
Ø неполным — содержать информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.
Например, на сложный уточняющий вопрос: «Верно ли, что Великобритания, Австрия и Россия входят в Европейский союз?» полным ответом будет: «Великобритания и Австрия входят в Европейский союз, Россия — не входит». Неполным будет ответ: «Нет, Россия не входит в Европейский союз».
Логическая зависимость между вопросом и ответом реализуется:
Ø в точных (определенных) ответах, которые даются на точные и определенные вопросы (без двусмысленных понятий и слов);
Ø в неточных (неопределенных) ответах, которые можно получить на неточно сформулированные (неопределенные) вопросы (с двусмысленными понятиями и словами).
Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.
Двусмысленные понятия нередко используются в «провокационных» вопросах, содержащих скрытую информацию, к примеру: «Продолжаешь ли ты изменять своему мужу?» Скрытое в таком вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа на них — «да» или «нет» — собеседница в обоих случаях неявно признает, что она изменяла или изменяет мужу.
Особые трудности могут возникнуть при ответах на сложные вопросы. Например, на вопрос «Является ли Людвиг Ван Бетховен итальянским композитором и автором «Лунной сонаты?» краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:
1) «Людвиг Ван Бетховен является итальянским композитором и автором «Лунной сонаты»;
2) «Людвиг Ван Бетховен не является итальянским композитором и автором «Лунной сонаты»;
3) «Людвиг Ван Бетховен не является итальянским композитором, но является автором «Лунной сонаты».
Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на альтернативный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» ответить «Да», то не ясно, что имеется в виду:
– курение и вредно и аморально;
– курение вредно, но не аморально;
– курение не вредно, но аморально.
Неопределенность краткого ответа в данном случае снимается развернутым утвердительным ответом.
В заключение коснемся техники ответов на вопросы собеседников. Суть ее можно свести к нескольким принципиально важным правилам.
1. На сложные проблемные вопросы отвечайте, если имеете продуманный вариант решения этой проблемы. Если такого варианта нет, то лучше не импровизировать, ибо при этом очень легко попасть впросак.
2. Если человек, задающий вопрос, использует негативные, некорректные слова или предложения, то не надо при ответе их повторять.
3. На провокационные вопросы лучше не отвечать. Или перевести разговор на самого спрашивающего либо на характер вопроса.
Информация о работе Основные черты и особенности литературного языка