Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:07, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма.
Введение
Ораторское исскуство Древней Греции
Ораторское исскуство Древнего Рима
Заключение
Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.
В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трак¬таты «Об ораторе» , «Брут» и «Оратор».
Произведение
«Об ораторе» в трех книгах представляет
собой диалог между двумя известными
ораторами, предшественниками Цицерона—
В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.
Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.
Короткий
взлет ораторского искусства
и риторики после Цицерона был
связан с именем Марка Фабия Квинтилиана,
считавшегося самым знаменитым оратором
в последней четверти I века н.э. Хотя
Квинтилиан и был большим поклонником
Цицерона, но в своей риторике он
ориентировался не столько на народ
и широкую демократическую
Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской риторике, тем не менее, он не был выражен в явной и тем более резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее созданные средства убеждения.
Живое
слово было и остается важнейшим
орудием идеологической и политической
борьбы современности. И именно риторическая
культура античности лежит в основе
гуманитарного образования
Литература
1. Энциклопедия Всемирная литература. Ч. 1. – М.: Аванта+, 2000.
2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: Художественная литература, 1995
3. Радциг С.И.. История Древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1969