Ораторское искусство античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:07, реферат

Описание работы

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма.

Содержание

Введение
Ораторское исскуство Древней Греции
Ораторское исскуство Древнего Рима
Заключение

Работа содержит 1 файл

Русский реф..docx

— 31.88 Кб (Скачать)

     Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

     В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трак¬таты «Об ораторе» , «Брут» и «Оратор».

     Произведение  «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем  Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

     В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

     Дошедшие  до нас труды оратора имеют  исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

     Короткий  взлет ораторского искусства  и риторики после Цицерона был  связан с именем Марка Фабия Квинтилиана, считавшегося самым знаменитым оратором в последней четверти I века н.э. Хотя Квинтилиан и был большим поклонником  Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ  и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля  и красоты речи. Поэтому он хотел  видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста. Характерно, что  он определяет и риторику как искусство  говорить хорошо.

     Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской  риторике, тем не менее, он не был  выражен в явной и тем более  резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как  переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее  созданные средства убеждения.

     Живое слово было и остается важнейшим  орудием идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся  тексты речей античных ораторов имеют  не только исторический интерес, а оказывают  мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и  истинно творческого стиля.

 

Литература

1. Энциклопедия Всемирная литература. Ч. 1. – М.: Аванта+, 2000.

2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: Художественная литература, 1995

3. Радциг С.И.. История Древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1969

Информация о работе Ораторское искусство античности