Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:36, сочинение
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин стремился со своей правдивостью воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип нового героя современности. Итогом этих творческих исканий и стали образы двух молодых людей ,представителей молодой дворянской интеллигенции XIX века – Евгения Онегина и Владимира Ленского.
«Онегин и Ленский как герои своего времени»
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин стремился со своей правдивостью воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип нового героя современности. Итогом этих творческих исканий и стали образы двух молодых людей ,представителей молодой дворянской интеллигенции XIX века – Евгения Онегина и Владимира Ленского.
Неумение и неспособность найти свой путь в жизни – черта, характерная в то время для значительной части образованной молодежи, роднит главных героев, в остальном же Онегин и Ленский противоположны друг другу. Кто же из этих двух молодых людей настоящий герой своего времени?
Евгений - молодой помещик, сын богатого барина, « наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать, чтобы обеспечить себя: « труд упорный ему был тошен». Отец дал ему поверхностное воспитание и образование, поручив сына заботам наемных гувернеров. Однако, Онегин пытался пополнить и расширить свое образование и, встретившись с Ленским ,получившим высшее образование в лучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним как равный с равным:
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь, в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Юность Онегина проходит в светских салонах и гостиных Петербурга, на балах. В свете он ведет пустую жизнь, основным содержанием которой является « наука страсти нежной». Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, человек заботящийся только о себе, своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Беда в том, что хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки не получили развитие.
Однако светская жизнь очень скоро надоедает ему, и , устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. Там он знакомится с Ленским и Татьяной, но Онегин лишен способности любить, чувства его оскудели. Онегин был так опытен, так хорошо знал и понимал людей, что не мог не понять из письма Татьяны, что душа её младенчески чиста , что её страсть по-детски простодушна. Он был тронут, но легко подавляет в себе невольное волнение после получения Татьяниного письма. Только убийство Ленского отрезвило Онегина, оно перевернуло его жизнь. После дуэли он уже не может, как прежде, проходить по жизни, думая только о себе, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается.
Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Как далек этот глубоко и тяжело переживающий любовь человек от Онегина из первых глав романа. Как сильно сказались на нем испытанные душевные потрясения, крушение всех надежд. Его личное несчастье - это справедливый итог, это расплата за всю бесцельно прожитую жизнь.
В романе Пушкиным показан еще один герой – юный поэт-романтик Владимир Ленский. И если в Онегине нет ничего мечтательного, то в Ленском Пушкин изобразил характер противоположный, совершенно отвлеченный и чуждый действительности. Ленский был необыкновенно романтичным ,с душой чистой и благородной, отзывчивой, открытой всему самому прекрасному и высокому. Но в тоже время «сердцем милый был невежда» , проникшийся романтическими теориями, он и действительность воспринимал соответственно.
Так, например, Онегину хватало нескольких невнимательных взглядов, чтобы понять, какая огромная разница между сестрами Лариными. А пламенный, встревоженный Ленский даже не догадываясь, что Ольга вовсе не была таким возвышенным и поэтическим созданием « существо доброе, милое, веселое… как все «барышни».Беда Ленского заключается в том, что он, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизнь, но и не стремиться узнать её. Все его радости – всего лишь плод его воображения, его юной фантазии:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы,
Когда он в жизни встречал противоречия своим идеалам, то приходил в уныние, и как человек горячий и решительный, пускался на самые необдуманные действия. Верный своим романтическим представлениям, в простом желании Онегина подшутить над ним, Ленский увидел измену, и обольщения ,и жестокую обиду. И результатом всего этого стала его смерть.
Пушкин любил идеал, воплощенный в Ленском. В гибели юного мечтателя звучит реквием по пылким юношам, посягнувшим на « общий порядок вещей» и трагически погибшим.
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять
могла, Поэта,
Но дальнейшая судьба его, останься он жив, неясна. Ленский мог в равной мере стать великим писателем или утратить «пыл души» и превратиться в ленивого барина, разочарованного циника:
Узнал бы жизнь, на самом деле,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел.
Наконец в своей постели,
Скончался б посреди
детей,
Ленский – это одна из тех натур, для которых жить, не значит развиваться и идти вперед. Это был романтик и больше ничего. Будущее же принадлежит людям деятельным.
Евгений Онегин относиться к тем людям, которые наделены несомненными нравственными преимуществами , большими духовными силами, однако эти силы остаются без приложения, жизнь проходит без смысла. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели такие люди не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы их исправить. Сам поэт участливо показывает, что это зависит не столько от них самих, сколько от действительности, которой они окружены, и из которой не в силах освободиться.
Свобода, творчество, любовь - три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, и условиями жизни. Следовательно, Онегин был осмыслен автором, как национально- исторический тип русской жизни, и обвинение падет скорее не на героя, а на весь самодержавно- крепостнический строй, заглушивший в нем все самое лучше.
Информация о работе Онегин и Ленский как герои своего времени