Обзор творчества Мольера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:07, реферат

Описание работы

Значение Жана-Батиста Мольера в мировой литературе преувеличить очень трудно. Он объединил в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра и передовые идеи гуманизма и создал новый вид драмы — высокую комедию, тем самым, открыв новую страницу в истории не только французского, но и мирового театра. Мольер обозначил пути для всего последующего развития драматургии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Биография Мольера. Значение творчества Мольера…………………
4
2. Комедии: Тартюф, Дон Жуан, Мещанин во дворянстве……………..
8
Заключение…………………………………………………………………
12
Список использованной литературы……………………………………...
13

Работа содержит 1 файл

зарубежная литература.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Но образ Дон-Жуана соткан не из одних отрицательных черт. При всей своей порочности Дон-Жуан обладает большим обаянием: он блестящ, остроумен, храбр, и Мольер, обличая Дон-Жуана как носителя пороков, одновременно любуется им, отдает дань его рыцарскому обаянию.

 Комедия-балет Мещанин во дворянстве (1670). В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны  человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая  Николь также критически, как и  Дорина в "Тартюфе", относится  к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг - она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В творчестве Мольера  можно выделить несколько тем, к  которым он неоднократно обращался, развивая и углубляя их. К числу  их можно отнести тему лицемерия («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Мнимый больной» и др.), тему мещанина во дворянстве («Школа жен», «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве»), тему семьи, брака, воспитания, образованности. Первой комедией на эту тему, как мы помним, были «Смешные жеманницы», продолжена она была в «Школе мужей» и «Школе жен», а завершена в комедии «Ученые женщины» (1672), которая высмеивает внешнее увлечение науками и философией в парижских салонах второй половины XVII в. Мольер показывает, как светский литературный салон превращается в «научную академию», где ценят тщеславие и педантизм, где претензиями на правильность и изящество языка пытаются прикрыть пошлость и бесплодие ума.

Жан Батист Мольер оказал громадное влияние на всё  последующее развитие буржуазной комедии, как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянски-монархическим строем.

Творчество Жана Батиста Мольера в отличие  от Корнеля и Расина, создателей классицистической трагедии, было сосредоточено  в пределах комедийного жанра. Синтезировав все лучшее, что было достигнуто его предшественниками, Мольер придал французской комедии исключительную идейную насыщенность, социальную остроту и художественное разнообразие.

Творчество Мольера  — это одна из вершин мировой  драматургии. Оно не только оказало  значительное воздействие на дальнейшее развитие французской комедиографии, но и способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре последующего времени.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. История зарубежной литературы XVII XVIII вв. Под редакцией Л. В. Сидорченко/ Под редакцией З. И. Плавскина. 

2.Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку / Сост. и коммент. Н.Я. Мировой. М., 1997.

3. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

4. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (многократно издавалась).

5. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

 

 

 

 

 




Информация о работе Обзор творчества Мольера