Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:06, доклад
Революционные события в России нашли прямой отклик в сердцах многих зарубежных писателей. И. Бехер, А. Барбюс, Б. Шоу, А. Франс, Д. Рид, Э. Синклер выступили в защиту молодой Советской республики, резко осудили иностранную интервенцию против нее. Некоторые из них в своем творчестве обращаются к изображению событий русской революции, гражданской войны в России. Воздействие русской революции на зарубежные литературы сказалось и в том, что в них нашли отражение происшедшие после Октября размежевание классовых сил, усиление классовой борьбы. Франс открыто выразил свое восхищение русской революцией, которая, по его словам, «дала миру, впервые за многие века, пример власти, созданной народом и для народа». С Октябрьской революцией и построением нового общества в СССР Франс связывал деятельность В. И. Ленина: «Я преклоняюсь перед Лениным. Он работает ради всего человечества», - писал он. После Октябрьской революции Франс сближается с социалистическим движением. Другом Советской России с момента ее возникновения становится Б. Шоу. Доброжелательно [4] к новой России отнеслись Р. Роллан, Т. Драйзер, Г. Манн и др. Писагели-реалисты не ограничивались только политической, общественной поддержкой Октябрьской революции, в их творчество входит как составная часть новая тема, тема Советской России.
В 1916 году в Швейцарии возникла одна из модернистских групп, получившая название «дадаизм». В группу вошли: румын Т. Тцара, немец Р. Гюльзенбек. Во Франции к группе примкнули А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Дадаисты абсолютизировали «чистое искусство». «Мы против всяких принципов»,- заявляли они. Опираясь на алогизм, дадаисты пытались при помощи набора слов создать свой, не похожий на реальный, особый мир. Они писали нелепые стихи и пьесы, увлекались словесным трюкачеством, воспроизведением звуков, лишенных какого-либо смысла. Отрицательно относясь к буржуазной действительности, они одновременно отрицали реалистическое искусство, отвергали связь искусства с общественной жизнью. В 1923-1924 годах, оказавшись в творческом тупике, группа распалась.
На смену дадаизму пришел сюрреализм. Он оформился во Франции в 20-х годах, сюрреалистами стали бывшие французские дадаисты: А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Течение опиралось на философию Бергсона и Фрейда. Сюрреалисты утверждали примат сферы подсознательного над разумной, сознательной деятельностью человека. Сюрреалисты считали, что они освобождают человеческое «я», человеческий дух от опутывающего их окружающего бытия, т. е. от жизни. Инструментом такого действия является, по их мнению, абстрагирование в творчестве от внешнего мира, «автоматическое письмо», вне контроля разума, «чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение или словесно, или письменно, или любым другим способом реального функционирования мысли» *.
[* Цит. по кн.: Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972, с. 60. 10]
В начале 30-х годов начался процесс разложения и затухания сюрреализма. Наиболее талантливые писатели, такие, как Арагон, Элюар, порывают с сюрреализмом. Сложной противоречивой фигурой явился англо-ирландский писатель Д. Джойс (1882- 1941), завоевавший признание как один из мэтров модернистской литературы романом «Улисс» (1922). Таким же признанным мэтром модернизма стал Франц Кафка (1883-1924), известность к которому пришла после смерти, когда были опубликованы его романы «Америка», «Процесс», «Замок» (1925-1926).
Еще сложнее обстоит дело с экспрессионизмом. Экспрессионисты, как и многие модернисты, делали упор на авторский субъективизм, считая, что искусство служит выражению внутреннего «я» писателя. Но вместе с этим левые немецкие экспрессионисты Кайзер, Толлер, Газенклевер протестовали против насилия, эксплуатации, были противниками войны, призывали к обновлению мира. Подобное переплетение кризисных явлений с критикой буржуазного общества, с призывами к духовному пробуждению характерно для модернизма.
Наряду с тенденциями консервативными, реакционными, наряду с трагическим субъективизмом, формалистическими крайностями мы иногда встречаем в модернизме гуманное отношение к человеку, протест против буржуазных устоев, безусловные художественные достижения.
Нельзя отрицать и того, что наиболее талантливые модернисты создавали значительные произведения, без которых картина литературного развития была бы неполной (М. Пруст. «В поисках утраченного времени», Т. С. Элиот. «Стихотворения»).
Очевидно, при такой сложности модернизма нужен дифференцированный подход не только к представителям его, ной к их отдельным книгам, потому что художественная практика модернистов являла собой противоречивую картину: один и тот же художник создавал ущербные, антигуманные произведения наряду с гуманистическими, реалистическими (Пруст, Джойс). Подобная дифференциация поможет правильно оценить место писателя как в национальной литературе, так и з мировом литературном процессе. Развитие модернистских течений продолжалось и в последующие годы.
* * *
Принципиально важное место в зарубежной литературе 20-30-х годов XX века занимает революционная литература и литература социалистической ориентации. Первая мировая война, Великая Октябрьская социалистическая революция, подъем революционного [9] движения в 1918-1923 годах способствовали формированию и распространению революционно-пролетарской и социалистической литературы во Франции, Германии, Англии, США, Чехословакии, Польше, Венгрии и других странах.
В 1930 году в Харькове собралась Международная конференция революционных писателей, которая приняла решение создать международное объединение революционных писателей - МОРП. Эта организация сыграла большую роль в развитии революционной литературы, но в работе ее были и ошибки (догматизм, схематизм). В 1935 году VII Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала призвал к созданию единого фронта трудящихся против угрозы фашизма, к объединению всех прогрессивных сил, и необходимость в МОРП отпала. Важное значение для правильного понимания реализма имела публикация писем Ф. Энгельса, а также углубленное изучение эстетических взглядов В. И. Ленина. Развитию литературы социалистической ориентации за рубежом способствовал Первый съезд советских писателей (1934), на котором выступили В. Бредель, Ф. Вольф, Л. Арагон, И. Бехер и др. В книгах, в статьях свое мнение по проблемам социалистической эстетики высказали Б. Брехт, Р. Фокс, Д. Лукач. Революционно-пролетарская и социалистическая литература явилась новой яркой страницей в мировом литературном процессе. Как наиболее крупные представители новой литературы во Франции выступили А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Л. Арагон. Роман «Огонь» А. Барбюса стал одним из первых произведений социалистического реализма во французской литературе.
В Германии литературу нового типа начинают создавать - Б. Брехт, И. Бехер, Э. Толлер, Ф. Вольф. Так, Б. Брехт пишет драму «Барабаны в ночи», стихи «Легенда о мертвом солдате», «О детях и хлебе», в которых преобладает революционное, социалистическое содержание.
Значительную роль в становлении социалистической литературы Германии сыграли Э. Вайнерт, Л. Ренн, А. Зегерс.
Зарождение социалистической литературы в скандинавских странах связано в первую очередь с именем крупнейшего датского писателя М. Андерсена-Нексе, который и в художественной практике и в теории утверждал метод социалистического реализма. За ним последовали X. Кирк, Н. Григ и др.
В Англии в 20-е годы появляются трагедии Ш. О' Кейси, ирландца по национальности: «Тень стрелка», «Плуг и звезды», центральной в них была идея национально-освободительной борьбы. В 30-е годы выходят исторические романы Д. Линдсея («Рим продается», «Цезарь умер»), в которых писатель старался осмыслить исторический материал с точки зрения марксистского мировоззрения.
Социалистическая литература США, и раньше представленная [10] крупными писателями (Д. Лондон, Э. Синклер, К» Сэндберг и др.), пополняется новыми именами.
В 1919 году выходит блистательная книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», получившая высокую оценку В. И. Ленина. Под влиянием *Великого Октября Д. Рид стал коммунистом, отдавшим свою жизнь за высокие и благородные революционные идеалы. Эстетические принципы американской социалистической литературы вслед за Д. Лондоном начинает разрабатывать Р. Борн («История литературного радикала»-1920).
В становлении и развитии социалистической американской литературы значительную роль сыграли журналы «Либерейтор» и «Нью-Массиз», в которых печатались Д. Рид, М. Голд и другие прогрессивные писатели. Революция в России оказала прямое влияние на Э. Синклера, решительно выступившего в защиту молодой Советской республики в своем широко известном романе «Джимми Хиггинс» (1919). Т. Драйзер в 1927 году создает повесть «Эрнита» - яркий образец социалистического реализма в американской литературе. В большей или меньшей степени с рабочим, социалистическим движением, в США оказывается связанной деятельность Шервуда Андерсона (роман «Марширующие люди»-1917), К.Сэндберга (сборник стихов «Дым и сталь»-1920), С. Льюиса («Главная улица»-1920). Таким образом, есть все основания говорить о росте социалистической литературы в США в первые десятилетия XX века, о присоединении: к ней и об активном участии в ее рядах крупных американских писателей.
Интереснейшая по форме и содержанию революционная литература развивается в славянских странах. В Чехословакии пишут революционные, новаторские произведения В. Незвал, С. Нейман, И. Волькер, в Польше - В. Броневский, Б. Ясенский, в Болгарии - X. Смирненский.
Столь же впечатляющую картину представляет литературное развитие в латиноамериканских странах. В Мексике появляются произведения Мариано Асуэлы («Те, кто внизу»-1915), Мартина Луиса Гусмана («Орел и змея»- 1927), Хосе Мансисидора («Красный город»- 1932), отражавшие -события мексиканской революции (1910-1917) и рабочего движения. На Кубе о борьбе забастовщиков- уборщиков сахарного тростника пишет поэму «Сафра» (1926) поэт Агустин Акоста, появляются произведения Николаса Гильена, Хуана Маринельо.
Развитие революционной, социалистической литературы шло не всегда ровно, сопровождалось определенными трудностями. Но в целом революционная, социалистическая литература стала играть важную роль в мировом литературном процессе. Она принесла в национальные литературы новые темы, начала разрабатывать иные, не затронутые до этого, жизненные пласты, она ввела на страницы литературных произведений нового героя, человека, активно участвующего в жизни, готового переделывать несправедливое [12] общество, бороться за лучший свободный общественный строй. Новому идейному содержанию произведений нередко сопутствовали и иные художественные формы, часто новаторские, которые использовались в целях лучшей подачи материала, более глубокого освещения избранной темы. Революционные писатели опирались на разные традиции, национальные и зарубежные (Б. Брехт, П. Неруда), что способствовало многообразию и богатству литературного процесса. В этом плане существенную помощь им оказывал опыт русской и советской литературы, произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Серафимовича, М. Шолохова, в 20-30-е годы переведенные на многие иностранные языки. В то же время нельзя не сказать и о том, что многие литераторы находились в сложных отношениях с модернистской литературой, некоторые преодолевали ее идейное влияние, но иногда использовали художественно-структурные элементы, которые входили в арсенал реалистического искусства.
Революционная и социалистическая литература становится в 20-30-е годы важной частью мирового литературного процесса.
* * *
В 30-е годы в связи с мировым экономическим кризисом, угрозой со стороны фашизма и приближением второй мировой войны усиливается дифференциация в литературной среде, во всей остроте встает перед деятелями искусства и литературы знаменитый горьковский вопрос «С кем вы, мастера культуры?». В это трудное и сложное время подавляющее большинство зарубежных писателей решительно включается в борьбу против фашизма, в защиту свободы, демократии, гуманизма. Во Франции развертывается активная деятельность А. Барбюса, П. Вайяна-Кутюрье, Л. Арагона, создающих публицистические книги и художественные произведения, гневно осуждающие фашизм, обсуждающие многие острые политические и теоретические проблемы современности. В о0-е годы происходит перелом в мировоззрении Р. Роллана и он пишет свои знаменитые статьи «Прощание с прошлым», «В защиту нового мира», «Через' революцию к миру». В это же время с осуждением фашизма выступают Ж- Р- Блок, Р. М. дю Гар, А: Мальро и многие другие художники. Даже один из мэтров модернизма А. Жид заявлял в те годы об угрозе фашизма. Трагическая, страшная атмосфера возникла в Германии после захвата власти Гитлером в начале 30-х годов. Начались преследования коммунистов, социалистов, демократов, всех людей доброй воли. За ними охотились, убивали, отправляли в концлагеря. Подвергались гонениям и преследованиям почти все крупные немецкие писатели. Их книги сжигали на кострах. Была введена жесточайшая цензура. В этих необыкновенно тяжелых условиях одни художники вынуждены были покинуть страну (Г. и Т. Манны, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг), другие брошены в тюрьмы (В. Бредель, [13] Л. Ренн, Б. Апиц), третьи замолчали, замкнулись во «внутренней эмиграции» (Б. Келлерман, Г. Фаллада, Г. Гауптман).' Оказавшиеся за границей немецкие писатели активно включились в антифашистскую борьбу, не прекратили своего творчества. Очень важную роль в консолидации сил немецких писателей за рубежом сыграли писатели-антифашисты, собравшиеся в Москве: В. Бредель, Э. Вайнерт, И. Бехёр. Обвинительный приговор фашизму был вынесен на антифашистских конгрессах в Париже (1935), в Испании (1937).
30-е годы - время обострения общественной борьбы в Англии. В антифашистское, антимилитаристское движение включаются представители старшего поколения Б. Шоу и Г. Уэллс. Группа молодых писателей и критиков (Д. Линдсей, Г. Гиббон, Д. Корнфорд, Р. Фокс, К. Кодуэлл) начинают борьбу за социалистическую литературу и марксистскую эстетику, принимают активное участие в антифашистской деятельности. Значительную роль в этом движении сыграл Ральф Фокс, крупнейший литературный теоретик и критик, который с марксистских позиций рассматривал развитие литературы и искусства (книга «Роман и народ»-1937). Р. Фокс, как и его товарищи К. Кодуэлл, Д. Корнфорд, принял участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев и героически погиб там.
Особое место занимают 30-е годы в литературе США: они получили название «грозовых», «красных», «бурных». Мировой экономический кризис 1929-1933 годов потряс до основания все здание капиталистического общества. Огромные размеры он принял в США. 30-е годы ознаменовались бурным рабочим и фермерским движением, что, естественно, не могло не отразиться на творчестве американских писателей. Т. Драйзер пишет «Трагическую Америку» (1931) -одно из лучших публицистических произведений. Шервуд Андерсон вместе с Т. Драйзером создают книгу «Говорят горняки Харлана» (1932). Стачечную борьбу рабочих-текстильщиков описал Шервуд Андерсон в романе «По ту сторону желания» (1932). Против угрозы фашизма резко выступает С. Льюис в романе «У нас это невозможно» (1935). Э. Синклер пишет антифашистское произведение «Они не пройдут!» (1937). В 30-е годы, как у Р. Роллана и у многих других зарубежных литераторов, происходит резкий сдвиг в мировосприятии Хемингуэя. Он создает роман «Иметь и не иметь», «Испанские произведения». В речи «Писатель и война» (1937) он произносит ставшие знаменитыми слова: «фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами». Трагедию разоряющегося американского фермерства отобразил в «Гроздьях гнева» (1939) Д. Стейнбек.
Большое влияние на развитие американской литературы оказало антифашистское движение в стране, возглавленное коммунистами. Очень большое значение имела деятельность прогрессивного журнала «Мэссиз» (позднее «Нью-Мэссиз» и «Мэссиз энд Мейнст-рим»). В нем наряду с Т. Драйзером, Э. Синклером, Э. Хемингуэем [14] печатались М. Голд, Д. Г. Лоусон, А. Мальц-писатели, связанные с рабочим движением и коммунистической партией. В то же время, в 30-е годы начинает скатываться на консервативные позиции Д- Дос Пассос, становится поклонником фашизма один из крупнейших представителей американского модернизма Э. Паунд. такую же позицию в Германии занял бывший экспрессионист Г. Йост, который в 30-х годах написал серию пьес, пронизанных фашистской идеологией. Но таких писателей было немного. Представители настоящей, подлинной литературы не приняли фашизм и гневно выступили против него.
Информация о работе Общая характеристика зарубежной литературы первой половины 20 века