Образы Пьера Безухова и Андрея Балконского в романе "Война и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:08, сочинение

Описание работы

В течении жизни мы постоянно ищем себя, каждый решает для себя вопросы о смысле жизни, что такое любовь, религия, место в жизни и в обществе, как относится к окружающему миру и как понимать то, что в нем происходит. Ответы на эти вопросы являются духовным становлением человека, его самоопределением. В романе Л.Н.Толстого на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова мы можем наблюдать становление духовности человека, его восприятия этого мира.

Работа содержит 1 файл

Обстоятельства не творят человека.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Обстоятельства  не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе

Эпиктет 

В течении жизни  мы постоянно ищем себя, каждый решает для себя вопросы о смысле жизни, что такое любовь, религия, место в жизни и в обществе, как относится к окружающему миру и как понимать то, что в нем происходит. Ответы на эти вопросы являются духовным становлением человека, его самоопределением. В романе Л.Н.Толстого на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова мы можем наблюдать становление духовности человека, его восприятия этого мира.

Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского  общества своего времени. Его духовное становление можно разделить на несколько этапов.

Впервые мы встречаем  Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".Тем не менее он находится  в "заколдованный круге" как он говорит, он не может выйти из этого окружения, единственный с кем он прост и естественен это его друг Пьер. Андрей испытывает острую жажду настоящей жизни, он хочет совершить героический поступок, который принесет ему славу. Такую возможность, по его мнению ему может предоставить армия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из "заколдованного круга".Среди своих сослуживцев Болконский отличается тем, что не стремится к быстрой карьере, он не желает лакействовать, он ждет большого поступка, который прославит его. Андрей во время сражений отличается смелостью  и мужеством, тем не менее им движет честолюбие. Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, — это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Образ его кумира- Наполеона Бонапарта развеивается, он разочарован, Андрею он кажется мелочным, его помыслы мелкими и ничтожными. Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой, которую он увидел в небе над Аустерлицем. Этим заканчивается первый этап становления Андрея Болкоского. Разочарованный в жизни он приезжает в Лысые Горы,где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Он решил отгородиться от жизни, от общества. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".Но после диалог с Пьером, он вспоминает что-то, о чём давно забыл. Второй этап его духовного становления начинается с встречи Андрея с Наташей Ростовой, она преображает его, возвращает к жизни. Андрей с новыми силами приступает к государственной деятельности, на этот раз он трудится вместе со Спиранским, оставляет новые законы, но он разочаровывается в этой деятельности, он понимает, что она бесполезно. Но потом он вновь встречает Наташу, она опять возвращает его к жизни, он влюбляется в неё, мы наблюдаем их любовную историю, её развитие, но тут Андрей снова разочаровывается- измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Здесь начинается третий этап его духовного становления, после получения ранения во время Бородинского сражения, картины мучения своего врага-Анатоля Курагина, он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Так завершается духовные поиски князя Андрея Болконского.

Другой путь духовного становления Лев Николаевич показывает на примере другого персонажа-Пьера Безухова. Это один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути. В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. В нём растет недовольство собой, он перестает понимать что хорошо, что плохо, что любить, а что ненавидеть. Поиск правды приводит его к масонам В их учении он находит смысл жизни, но постепенно его разочаровывает эта идея, его братья не разделяют его республиканских идей, Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Он находится в отчаянье, он попадает в жизненный тупик. Второй этап духовного становления пьера начинается с его участья в Бородинском сражении, здесь проявляется вся его доброта и сострадание к людям. Пьер хочет прекратить человеческие страдания, которая порождает война, убийством Наполеона. Но его задумка не свершилась, он снова разочарован, Пьер попал в плен. Здесь начинается третий, заключительный этап его духовного становления. В плену он встречает Платона Каратаева. Пьер “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...”. Он приходит к декабриским идеям, он понимает, что нужно вести борьбу с тем, что мешает жить людям, быть счастливым. В финале романа мы видим Пьера счастливым, семейного человека, который обрел духовную гармонию с окружающим миром.

В “Войне и мире” мы видим различные пути духовных исканий, Андрей Болконский обрел счастье через всепрощение и любовь, Пьер нашел его в простых человеческих радостях, в удовлетворении своих потребностей. Все мы ищем себя, в этом нам помогают обстоятельства, они нас наталкивают на те или иные идеи, это происходит до тех пор, пока человек не находит то духовное состояние, при котором он счастлив по-настоящему.

Информация о работе Образы Пьера Безухова и Андрея Балконского в романе "Война и мир"