Образы крестьян в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Объектом моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.
В соответствии с целью работы необходимо решить несколько задач: в первую очередь, охарактеризовать особенности и индивидуальные особенности в описании образов крестьян «Путешествия»; а также дать оценку месту произведения в системе творений, характеризующих, так или иначе, особенности жизни крестьян и вызывающих поднятие крестьянского духа, огня бунтарства и революционных волнений.

Содержание

Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Радищев А.Н..doc

— 59.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение

     Основная  часть 

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

      Введение 

     В литературных произведениях можно  не раз увидеть изображение людей, их образа жизни, их чувств и глубокой души; а самое главное- их проблем  и места в обществе. К 17-18 векам в нашей стране было сформировано два класса: крестьяне и дворяне. Оба класса отличались совершенной индивидуальной, непохожей культурой, духовной жизнью; пониманием жизни и даже языком! Именно по этой причине в произведениях многих писателей того времени можно наблюдать изображение, в частности, картин крестьянского быта, жизни. Одним из таких произведений является и «Путешествие из Петербурга в Москву», дарованное в память потомкам А.Н.Радищевым. Именно о специфике изображения и отношения к крестьянству, его проблемах я поговорю в данной работе. 1

     Объектом  моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

     Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.

     В соответствии с целью работы необходимо решить несколько задач: в первую очередь, охарактеризовать особенности и индивидуальные особенности в описании образов крестьян «Путешествия»; а также дать оценку месту произведения в системе творений, характеризующих, так или иначе,  особенности жизни крестьян и вызывающих поднятие крестьянского духа, огня бунтарства и революционных волнений.  
 
 

     Основная  часть 

     Александр Николаевич Радищев является легендарной фигурой, преимущественно, для русской революционной интеллигенции 19 столетия, которая в его взглядах усматривала радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для большинства поколений отечественных читателей окружено, в том числе, и ореолом мученичества, что характеризует историю создания романа  "Путешествие из Петербурга в Москву", над которым писатель работал более десяти лет. Данный роман сегодня считается одним из значимых и выдающихся достижений отечественной литературы 18 столетия. Роман был создан в известном тогда жанре «путешествия», который, в свою очередь, был раскрыт Л.Стерном, являющимся основателем сентиментализма. Радищев, в принципе, в своей оценке  общественной жизни и творчестве использовал произведения писателей-сентименталистов. 2

     Говоря  об особенностях  идеологической, или  ценностной нагрузки, важно отметить, что роман является первым идеологическим произведением, в котором утверждаются, в большинстве своём, политические задачи. Это и характеризует своеобразие и значение представленного романа для российского литературы и менталитета, в целом. Будучи направленной против царизма и помещичье-крепостного строя, данной книге удалось вызвать гневный всплеск, реакцию царствующей в то время Екатерины Второй. Прочитав данный роман, императрица пришла в негодование, написав в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева". Впоследствии, после публикации книги, Радищев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, а потом - сослан в Сибирь, в Илимский острог. Чем вызвана такая реакция царской власти, убеждения которой основаны на автономности политических идей и воззрений от «писательских вмешательств», думаю, уже стало понятно: Радищеву удалось откровенно раскрыть проблемы и сложности крестьянской жизни, стать неким бунтарём против царской власти в борьбе за справедливое и благосклонное отношение к крестьянам.

     Картин  и образов, характеризующих жизнь крестьян в произведении очень много: Александр Николаевич предложил широкую панораму жизни и быта этих несчастных людей. Автора возмущает не столько бедность и тяжелейший труд, которые охватили крестьян, засосали в «пропасть бесчинства и человеческой ненависти», сколько то, что они просто, как крепостные, лишены свободы, воли и являются юридически бесправными.  Как пишет Радищев: « Крестьянин в законе мёртв». Притом мёртв лишь тогда, когда необходима защита закона. Об этом говорит глава «Зайцево»: в продолжение многих лет помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто из них не вступался борьбу за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни. Участь крестьянина, как пишет Радищев, страшна: « И жребий  заклёпанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме». 3

     Однако  всё произведение Радищева основано на идее равенства всех людей; только крестьяне, как он считает, всё же лучше, именно по-человечески - лучше помещиков. Последние в романе Радищева, в большинстве своём, являются отрицательными персонажами, нелюдями. А отдельные, обычно не встречающиеся среди помещиков люди, ничего не могу сделать, поскольку весь строй, все сословия против крестьян. А нравы и обычаи крестьян, в свою очередь, здоровы, естественны: они не заражены и не испорчены искусственной цивилизацией. Особенно это подтверждает описание, или сравнение городских и деревенских поселений: "Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?" Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских "на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности... сажа".

     Подтверждая свою непоколебимую веру в крестьянство, Радищев самонадменно и порывисто  бросает вызов дворянам и самодержцу, заявляя:

       «Бурлак; идущий в кабак повеся  голову и возвращающийся обагренный  кровию от оплеух, многое может  решить, доселе гадательное в истории российской». 4 В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином, а в деревне Едрово- с крестьянкой Анютой, которая является весьма гордой и независимой, несмотря на её бедность и сиротство. Основу её жизненного поведения, как и для крестьянина из Любани, представляет труд. Образ Анюты как бы раскрывает новый, неведомый ранее мир нравственной чистоты, непорочности и благостного состояния свободы. Все крестьяне, откуда они  ни были бы, олицетворяют образ тех крепостных, которым удалось, вопреки нависшему на них гнёту рабства, тяжёлой работе, сохранить в себе все «величественные преимущества и достоинства человека». Все эти люди, именно люди, по мнению Радищева, не просто обладают неимоверной тягой к получению образования и развитию духовных сил, преимуществ и способностей, они обладают ещё неуловимой способностью и стремлением самопознания: «Есьм человек, всем другим равный». Такие люди не боятся, они тверды в своих мыслях и позициях, им ненавистна любая робость и зажатость. Они активны и смелы, что в них открывает разбуженное в них самих человеческое достоинство. Как любой русский человек, крестьянин терпелив, но до предела; грозно предупреждая своего мучителя, говорит:  «не доводи до отчаяния души», «страшись!» 5

     Основная  заслуга русского писателя, главное отличие его творчества заключается в том, что он не сетует на отдельные отрицательные проявления и недостатки общественной жизни; он осуждает сам порядок вещей, господство крепостного права:

     Покоя рабского под сенью 

     Плодов златых не возрастет;

     Где все ума претит стремленью,

     Великость там не прозябает. 6

     Вопреки тому, что не бедность и нищета крестьян двигала эмоциями и чувствами  великого писателя, всё-таки элементы описания бедного и, поистине, убогого  существования этих людей всё-таки в рамках произведения нашли своё место. Так, в  главе "Пешки", описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа, гневно восклицая: "Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния..." О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе "Любани". Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: "Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".

     Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев и в главе "Вышний Волочок". Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. "Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина", — восклицает, обращаясь к помещику, писатель. 7

     В главе "Медное" описывается продажа  крестьян с публичного торга. Вот  продают старика 75 лет, вынесшего  на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а "от самой тяжести порабощения". Всё это, по мнению писателя, позволит исправить лишь революция- переворот, реформация всей общественной жизни и уклада.

     В целом, характеризуя особенности анализа крестьянских образов и картин, представленных в романе, можно сказать, что Радищеву удалось привнести ряд самобытных и индивидуальных черт в оценке жизни крестьян: новаторство русского писателя выразилось в создании коллективного образа народа; крестьян, которые показаны, в большинстве случаев, в действии, в решающий, наивысший момент своей жизни, когда ими было совершено возмездие своим мучителям и поработителям. В частности, в главе «Зайцово» крестьянами, как я уже рассказывала, доведёнными до крайности, был убит их помещик; а в главе «Хотилов» напрямую описывается возможность пугачёвского восстания, которое подняло десятки тысяч крестьян, сделав из них мужественных воинов, движимых желанием «освободиться от своих властителей». 8 

 

      Заключение 

     Таким образом, произведение А.Н.Радищева является одним из первых романов, в котором  впервые был произведён анализ и  оценка самых важных государственных  институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. В своём романе Александр Николаевич разоблачает сущность самодержавия, сущность и порок крепостного права, чему посвящено немало глав его «Путешествия». В своём творении Радищев сопоставляет помещиков и крестьян, их поступки, мысли, мечты и конкретные действия. Такое сравнение, подобный анализ позволяет не только ещё раз убедиться в порочности и зыбкости такого сословия, как помещичество, но и поверить в силу обычного народа, которым движет только самое лучшее, что должно быть в каждом человеке: добро, вера, любовь, сила духа, ответственность и желание жить. В помещиках это как-то всё гаснет, они не то, чтобы смиряются с обывательским образом  жизни- нет. Нов  них нет той борьбы, того огня в душе, которым подпитывался «камин души» любого русского крестьянина, томившегося в неволи и всю жизнь метавшегося в поисках настоящей, но в то же время такой простой свободы…именно о свободе говорит нам Радищев. Притом не только физической, свободе любого, отдельно взятого человека. Но и свободе государства, таким образом, пересылая читателей в тайну мыслей и поступков обычного русского человека. Сказка, скажете вы. Нет -это реальность.  
 

 

      Список использованной литературы

  1. А.Н. Радищев: исследования и комментарии: сб. - Тверь : ТвГУ, 2001. – 121с.
  2. "Радищев в русской критике" Пособие для учителей. Под ред. В. Д. Кузьминой: Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1952.
  3. Никишов Ю.М. Мудрость Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»): монография.- Тверь: ТвГУ, 2009.- 168 с.
  4. Павлов Н.П. А.Н. Радищев // Павлов Н.П. Русские писатели в нашем крае.- Калинин, 1956.- С. 6-12.
  5. А.Н. Радищев // Русские писатели и Тверской край: учеб. пособ. / под. ред. М.В. Строганова, И.А. Трифаженковой. - Тверь: ТвГУ, 2009.- С. 37-44.
  6. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / [Вступит. статья Д. Благого]. — М.: Дет. лит., 1970. — 239 с. То же — М.: Дет. лит., 1971. — 239 с.
  7. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802—1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. — М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.
  8. Радищев Н. А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина, 1872. — Т. 6. — № 11. — С. 573—581.
  9. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник? : «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Вопросы литературы. — 2006. — N 4. — С. 83-138.
  10. Милов Л.В. «Дорожник» Ивана Глушкова: К вопросу о прижизненном отклике на «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Русская литература. - 1980. - №3. - С. 150-160.

Информация о работе Образы крестьян в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"