Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:53, реферат
Объектом моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.
В соответствии с целью работы необходимо решить несколько задач: в первую очередь, охарактеризовать особенности и индивидуальные особенности в описании образов крестьян «Путешествия»; а также дать оценку месту произведения в системе творений, характеризующих, так или иначе, особенности жизни крестьян и вызывающих поднятие крестьянского духа, огня бунтарства и революционных волнений.
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В литературных произведениях можно не раз увидеть изображение людей, их образа жизни, их чувств и глубокой души; а самое главное- их проблем и места в обществе. К 17-18 векам в нашей стране было сформировано два класса: крестьяне и дворяне. Оба класса отличались совершенной индивидуальной, непохожей культурой, духовной жизнью; пониманием жизни и даже языком! Именно по этой причине в произведениях многих писателей того времени можно наблюдать изображение, в частности, картин крестьянского быта, жизни. Одним из таких произведений является и «Путешествие из Петербурга в Москву», дарованное в память потомкам А.Н.Радищевым. Именно о специфике изображения и отношения к крестьянству, его проблемах я поговорю в данной работе. 1
Объектом моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.
В
соответствии с целью работы необходимо
решить несколько задач: в первую очередь,
охарактеризовать особенности и индивидуальные
особенности в описании образов крестьян
«Путешествия»; а также дать оценку месту
произведения в системе творений, характеризующих,
так или иначе, особенности жизни крестьян
и вызывающих поднятие крестьянского
духа, огня бунтарства и революционных
волнений.
Основная
часть
Александр Николаевич Радищев является легендарной фигурой, преимущественно, для русской революционной интеллигенции 19 столетия, которая в его взглядах усматривала радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для большинства поколений отечественных читателей окружено, в том числе, и ореолом мученичества, что характеризует историю создания романа "Путешествие из Петербурга в Москву", над которым писатель работал более десяти лет. Данный роман сегодня считается одним из значимых и выдающихся достижений отечественной литературы 18 столетия. Роман был создан в известном тогда жанре «путешествия», который, в свою очередь, был раскрыт Л.Стерном, являющимся основателем сентиментализма. Радищев, в принципе, в своей оценке общественной жизни и творчестве использовал произведения писателей-сентименталистов. 2
Говоря об особенностях идеологической, или ценностной нагрузки, важно отметить, что роман является первым идеологическим произведением, в котором утверждаются, в большинстве своём, политические задачи. Это и характеризует своеобразие и значение представленного романа для российского литературы и менталитета, в целом. Будучи направленной против царизма и помещичье-крепостного строя, данной книге удалось вызвать гневный всплеск, реакцию царствующей в то время Екатерины Второй. Прочитав данный роман, императрица пришла в негодование, написав в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева". Впоследствии, после публикации книги, Радищев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, а потом - сослан в Сибирь, в Илимский острог. Чем вызвана такая реакция царской власти, убеждения которой основаны на автономности политических идей и воззрений от «писательских вмешательств», думаю, уже стало понятно: Радищеву удалось откровенно раскрыть проблемы и сложности крестьянской жизни, стать неким бунтарём против царской власти в борьбе за справедливое и благосклонное отношение к крестьянам.
Картин и образов, характеризующих жизнь крестьян в произведении очень много: Александр Николаевич предложил широкую панораму жизни и быта этих несчастных людей. Автора возмущает не столько бедность и тяжелейший труд, которые охватили крестьян, засосали в «пропасть бесчинства и человеческой ненависти», сколько то, что они просто, как крепостные, лишены свободы, воли и являются юридически бесправными. Как пишет Радищев: « Крестьянин в законе мёртв». Притом мёртв лишь тогда, когда необходима защита закона. Об этом говорит глава «Зайцево»: в продолжение многих лет помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто из них не вступался борьбу за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни. Участь крестьянина, как пишет Радищев, страшна: « И жребий заклёпанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме». 3
Однако всё произведение Радищева основано на идее равенства всех людей; только крестьяне, как он считает, всё же лучше, именно по-человечески - лучше помещиков. Последние в романе Радищева, в большинстве своём, являются отрицательными персонажами, нелюдями. А отдельные, обычно не встречающиеся среди помещиков люди, ничего не могу сделать, поскольку весь строй, все сословия против крестьян. А нравы и обычаи крестьян, в свою очередь, здоровы, естественны: они не заражены и не испорчены искусственной цивилизацией. Особенно это подтверждает описание, или сравнение городских и деревенских поселений: "Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?" Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских "на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности... сажа".
Подтверждая свою непоколебимую веру в крестьянство, Радищев самонадменно и порывисто бросает вызов дворянам и самодержцу, заявляя:
«Бурлак; идущий в кабак
Основная заслуга русского писателя, главное отличие его творчества заключается в том, что он не сетует на отдельные отрицательные проявления и недостатки общественной жизни; он осуждает сам порядок вещей, господство крепостного права:
Покоя рабского под сенью
Плодов златых не возрастет;
Где все ума претит стремленью,
Великость там не прозябает. 6
Вопреки тому, что не бедность и нищета крестьян двигала эмоциями и чувствами великого писателя, всё-таки элементы описания бедного и, поистине, убогого существования этих людей всё-таки в рамках произведения нашли своё место. Так, в главе "Пешки", описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа, гневно восклицая: "Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния..." О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе "Любани". Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: "Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".
Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев и в главе "Вышний Волочок". Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. "Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина", — восклицает, обращаясь к помещику, писатель. 7
В главе "Медное" описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину — кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а "от самой тяжести порабощения". Всё это, по мнению писателя, позволит исправить лишь революция- переворот, реформация всей общественной жизни и уклада.
В
целом, характеризуя особенности анализа
крестьянских образов и картин, представленных
в романе, можно сказать, что Радищеву
удалось привнести ряд самобытных и индивидуальных
черт в оценке жизни крестьян: новаторство
русского писателя выразилось в создании
коллективного образа народа; крестьян,
которые показаны, в большинстве случаев,
в действии, в решающий, наивысший момент
своей жизни, когда ими было совершено
возмездие своим мучителям и поработителям.
В частности, в главе «Зайцово» крестьянами,
как я уже рассказывала, доведёнными до
крайности, был убит их помещик; а в главе
«Хотилов» напрямую описывается возможность
пугачёвского восстания, которое подняло
десятки тысяч крестьян, сделав из них
мужественных воинов, движимых желанием
«освободиться от своих властителей».
8
Заключение
Таким
образом, произведение А.Н.Радищева является
одним из первых романов, в котором
впервые был произведён анализ и
оценка самых важных государственных
институтов с политической, экономической,
юридической и моральной
Список использованной литературы
Информация о работе Образы крестьян в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"