Образы детей в романах «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

«Оливер Твист» - трагическая история мальчика, попавшего в трущобы Лондона. В ней еще много приключенческой романтики, развертывает перед читателем ряд чрезвычайно тяжелых, беспощадно бичующих картин. Стоило только появиться маленькому Оливеру на свет, как его уже поджидали лишения «он был отмечен и снабжен ярлыком и сразу занял свое место - приходского ребенка, сироты из работного дома, смиренного колодного бедняка, проходящего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости». Детство мальчика проходит в среде таких же, как и он, несчастных сирот.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Череповецкий государственный университет

Гуманитарный институт

 

 

 

Кафедра литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «История зарубежной литературы XIX века».

Тема: «Образы детей в романах «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец

2010 год

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. 
В.А. Сухомлинский

Глава I. Детские образы в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

«Оливер Твист» - трагическая история мальчика, попавшего в трущобы Лондона. В ней еще много приключенческой романтики, развертывает перед читателем ряд чрезвычайно тяжелых, беспощадно бичующих картин.

Стоило только появиться маленькому Оливеру на свет, как его уже поджидали лишения «он был отмечен и снабжен ярлыком и сразу занял свое место - приходского ребенка, сироты из работного дома, смиренного колодного бедняка, проходящего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости». Детство мальчика проходит в среде таких же, как и он, несчастных сирот. Ни один ласковый взгляд, ни одно доброе слово «не озарили унылых младенческих лет» Оливера. С самого детства он сознавал свое одиночество в этом великом и необъятном мире.

Но как бы ни был несчастен наш маленький герой, его нельзя назвать абсолютно беспомощным и неспособным на борьбу со своей судьбой. Дети в работном доме страдают от голода, но самый беззащитный и одинокий – Оливер Твист – находит в себе силы действовать. Когда на его долю выпал жребий просить дополнительную порцию каши у надзирателя, Оливер сделал это. Его просьба воспринимается как бунт, опасный и недозволенный в стенах работного дома.

Оливер отдают в ученики гробовщику. Этот новый этап его жизни омрачен необходимостью посещать вместе с хозяином дома умерших бедняков, терпеть незаслуженные обиды и оскорбления. Это и насмешки, побои от Ноэ Клейпола и Шарлотт. Хотя они оба всего лишь вымещали свою обиду на Оливере, потому что не могли ответить свои прямым обидчикам. Все, на что способен Ноэ, это лишь оскорблять слабого и, казалось бы, тихого, Твиста. Герой дает отпор обидчику, хотя ему это дается нелегко, «теперь, когда никто не видел и не слышал его, Оливер упал на колени и заплакал такими слезами, какие мало кто в столь юном возрасте имел основания проливать». Дух протеста вновь побуждает Оливера к действиям: он решает бежать от хозяина, и это решение важный эпизод в жизни ребенка. По дороге в Лондон он успевает увидеть своего друга, Дика, который благословил его. «Это благословение произнесли уста ребенка, но Оливер впервые услышал, что на него призывают благословение, и в последующей своей жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, он никогда не забывал его».

Герой добирается до лондонских трущоб, попадает в воровскую шайку, где показывает себя с лучшей стороны. Он кажется таким наивным, когда до самого последнего момента не понимает, чем занимаются его друзья. Он даже не мог подумать, что добрые люди, приютившие его, могут совершить что-то противозаконное. Оливер как истинный христианин видит в людях только хорошее и сам не способен идти против законов не только государства, но и против законов морали. Джек Даукинс и Чарли Бейтс – два ловких плута, воспитанных на улицах Лондона и живущих по закону улицы. Они знают когда и что нужно кричать и когда убегать. Ребята спокойно бросают Оливера, даже привлекают внимание к его «побегу». То, что они такие не их вина, а вина их положения, они считают вполне нормальным жить за счет краж. Во всей этой банде выделяется лишь Ненси, готовая помочь Оливеру, пусть и нарушая законы преступного мира.

Оливер встречает мистера Браунлоу, находит приют у добрых людей. Даже когда его Ненси вновь привела к Феджину, он просит только вернуть книги и деньги мистеру Браунлоу, чтобы не потерять доверие, не оказаться вором в его глазах. «Это книги старого джентльмена! - ломая руки, воскликнул Оливер. - Доброго, славного старого джентльмена, который приютил меня и ухаживал за мной, когда я чуть не умер от горячки! О, прошу вас, отошлите их назад, отошлите ему книги и деньги! Держите меня здесь до конца жизни, но отошлите их назад. Он подумает, что я их украл. И старая леди и все, кто был так добр ко мне, подумают, что я их украл!»

Он не способен на кражу даже под угрозой. Когда его пытались заставить помочь в ограблении «он твердо решил - хотя бы эта попытка и стоила ему жизни - взбежать по лестнице, ведущей из передней, и поднять тревогу в доме». Он не боится за свою земную жизнь так, как боится за душу. Оливер не понимает как можно пойти на преступление и считает что должен предотвратить его любой ценой.

Чарльз Диккенс, которому хорошо известно, как бедность, страх и постоянное унижение уродует человека, сознательно делает своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравственности и чистоты, которые невозможно запятнать. За свой стойкий характер и непоколебимую веру в нравственную справедливость, в человеческие ценности Оливера щедро награждает судьба – он находит родных и любящих его людей.

Глава II. Детские образы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

В первых десяти главах мы видим главную героиню еще ребенком. В этой маленькой девочке столько непокорства и такой сильный дух борьбы, что порой забываешь, что перед тобой просто ребенок. Ей всего десять лет, а она уже «подобно восставшим рабам, в порыве отчаяния была исполнена решимости идти до конца».

Десять лет Джен прожила в доме своей богатой родственницы миссис Рид. Девочка научилась не принимать бедность. Дети, выросшие в достатке, благодаря тому воспитанию, которое им дают, «ничего не знают о почтенной бедности, трудолюбивой и добродетельной. Для них это слово связано только с лохмотьями, скудной едой, холодным очагом, грубыми манерами и грязными гадкими привычками». Для самой Джейн бедность то же, что и унизительная нищета, ей «не хватило бы героизма купить свободу ценой потери касты».

И все-таки она была «иной» среди детей миссис Рид. Она одинока, но одиночество ей привычно, она не угнетает маленькую Джейн. Она любопытна и сообразительна, ей интересно все новое. Но важнее всего в жизни для нее свобода, она словно птица в клетке и не желает покоряться судьбе. Дети же миссис Рид не знают счастья, ложные представления родителей, моральные нормы буржуазного общества калечат им жизни. Джону доставляет удовольствие постоянно избивать Джейн, он видит над ней свою власть и знает о ее беззащитности. Мать потакает всем его капризам, не желает видеть его истинной сущности. Джон ненавидит школу и учителей, хотя чаще вместо обучения отдыхает дома «по причине деликатного здоровья». Джейн привыкла к его грубостям, но однажды «секундный бунт» переворачивает ее жизнь.

Джейн оказывается в новом, неизвестном для нее мире – в Ловудской школе – «питомник избранных растеньиц», как говорит сам пастор Блокхерст. Он пытается приучить девочек мужественно сносить земные страдания. Ведь их готовят на роли гувернанток-служанок богатых семьях, и цель, которую ставит себе воспитатель, это «научить их выносливости, терпения и самоотречения». Поэтому неудивительно, что при таких принципах воспитания первая же эпидемия сделала в Ловуде свое страшное дело. Для Джейн Ловуд стал испытанием характера, терпения и смирения. Она встретила здесь людей, которые во многом изменили ее отношение к миру, в частности это сделала ее первая знакомая Хелен Бернс.

Хелен Бернс рассудительная, понимающая, справедливо относится к себе, любит размышлять, порой не может остановить свое воображение и витает в облаках. Христианка в душе, она считает, что нужно все прощать, даже своих врагов, от этого и самому человеку будет легче жить, если он не будет помнить обид. «Я верую в надежду для всех, и она преображает Вечность в обитель безмятежности, в великолепный чертог, а не в бездну и ужас». Для самой Джейн Хелен это «отблеск чудного ума и истинного мужества». Она стала для нее примером терпения и кротости.

Глава III. Сопоставление детских образов в романах

Кажется, их нужно поменять местами и это будет больше соответствовать реальности: Оливер Твист так робок, наивен и доверчив, а Джейн столь активна и  деятельна. Это объясняется разными  целями авторов. Диккенс хотел показать судьбу маленького беззащитного существа в жестоком мире. В то время как Шарлотта Бронте скорее хотела представить нам сильную героиню, способную на многое ради достижения справедливости. Оба героя вынуждены противостоять беспощадному общественному устройству, но при разных условиях. Джейн Эйр не приходится выбирать между правдой и жизнью, в то время как Оливер не имеет своей крыши над головой.

Оба автора не могли не показать пример величайшей христианской кротости даже среди детей. У Диккенса это  друг Оливера из работного дома –  Дик, у Бронте – Хелен Берс. Они воплощение смирения и истиной веры  в бога. Именно Дик дает благословение Оливеру, и именно Хелен дает Джейн понять, что бог не оставит ее никогда.

Тема детства по-разному  раскрывается в романах английских писателей, но подчеркивается значимость детства для воспитания настоящего человека, способного выбрать для  себя единственно верный путь.

 

Список литературы:

  1. Анненская А.Н. Чарльз Диккенс. Его жизнь и литературная деятельность [1891]. Гл.3 - http://az.lib.ru/a/annenskaja_a_n/text_0020.shtml
  2. Белинский В. Г. Оливер Твист. Роман г-на Диккенса (Boz) - http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0710.shtml
  3. Бронте Ш. Джейн Эир. / Пер. с англ И.Гуровой. М., 2010
  4. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста /Пер. с англ. А.В.Кривцовой. М., 1985
  5. История зарубежной литературы XIX века. /Под ред. Н.П. Михальской. В 2ч. Ч. 2. М., 1991

 


Информация о работе Образы детей в романах «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте