Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Система персонажей романа «Преступление и наказание» включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников является главным героем; Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов, Лужин также являются заметными и потому понятными нам персонажами. Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.62 Кб (Скачать)

 Раскольников  и сам понимает, что ребёнок  близок к богу, что сам он был  близок, а принимая во внимание его  слова: «Дети – образ Христов  «Сих есть царствие Божие». Он велит  их чтить и любить…» - и всё  вышесказанное о том, что образ  детей полон чистоты, невинности, непорочности, мы можем с уверенностью сказать, что мысль Достоевского заключается  именно в том, что  «Дети – образ Христов».

 Стоит здесь вспомнить и Лизавету с  её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над  ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою: « …губы  её перекосились, так жалобно, как  у очень маленьких детей, когда  они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать»; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек: « …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней…».

 Достоевский показывает детский испуг на лицах  Сони и Лизаветы не случайно. Обе  эти девушки спасаются религией, верой в бога: Соня от ужасной  порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться; а Лизавета – от запугиваний и побоев сестры. Писатель ещё раз подтверждает свою мысль, что ребёнок близок к богу.

 Помимо  того, что ребёнок - «образ Христов» в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.

 Поэтому образ ребёнка – это ещё  и образ беззащитного человека с  его идеалами, нравственными стремлениями; личности, которая слаба перед  воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие «дельцы» как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера.

 Это мы можем заключить из того, что  Иисус Христос имеет двойственную натуру: он есть  сын бога, сошедший с неба, в этом проявляется его  божественная натура, но он имел человеческий облик, принял на себя человеческие грехи  и страдания за них, поэтому мы можем сказать, что образом Христа является не только сам ребёнок как  символ духовной нравственности и чистоты, небесной святости,  но и земной человек, нравственные идеалы которого попираются в атмосфере порока.

 В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные  души людей уродуются, всё самое  лучшее и  нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню.

 Но  даже у Раскольникова появляется надежда на духовное возрождение. Оно  начинается, когда он берёт крест  у Сони. Тогда он не придаёт этому  значения, не верит, что он ему может  чем-то помочь – ведь он винит себя только за ошибку: «Крестов, что ли, мне в самом деле от неё понадобилось?» Но потом Родион сам просит у Сони Евангелие.

 И хотя их обоих – и Соню, и Раскольникова - воскресила любовь: «Любовь воскресила их» - говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной  душе, которая и спасла Раскольникова.

 Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и  причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения образ ребёнка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Достоевский Ф.М.  «Преступление  и наказание»,

  г. Москва, изд-во  «Правда», 1982 г.

  1. Озеров Ю.А. «Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», г. Москва, изд-во «Дом», 1995 г.

Информация о работе Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"