Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:30, реферат
Система персонажей романа «Преступление и наказание» включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников является главным героем; Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов, Лужин также являются заметными и потому понятными нам персонажами. Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.
Раскольников и сам понимает, что ребёнок близок к богу, что сам он был близок, а принимая во внимание его слова: «Дети – образ Христов «Сих есть царствие Божие». Он велит их чтить и любить…» - и всё вышесказанное о том, что образ детей полон чистоты, невинности, непорочности, мы можем с уверенностью сказать, что мысль Достоевского заключается именно в том, что «Дети – образ Христов».
Стоит здесь вспомнить и Лизавету с её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою: « …губы её перекосились, так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать»; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек: « …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней…».
Достоевский
показывает детский испуг на лицах
Сони и Лизаветы не случайно. Обе
эти девушки спасаются
Помимо того, что ребёнок - «образ Христов» в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.
Поэтому образ ребёнка – это ещё и образ беззащитного человека с его идеалами, нравственными стремлениями; личности, которая слаба перед воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие «дельцы» как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера.
Это
мы можем заключить из того, что
Иисус Христос имеет
В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные души людей уродуются, всё самое лучшее и нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню.
Но даже у Раскольникова появляется надежда на духовное возрождение. Оно начинается, когда он берёт крест у Сони. Тогда он не придаёт этому значения, не верит, что он ему может чем-то помочь – ведь он винит себя только за ошибку: «Крестов, что ли, мне в самом деле от неё понадобилось?» Но потом Родион сам просит у Сони Евангелие.
И хотя их обоих – и Соню, и Раскольникова - воскресила любовь: «Любовь воскресила их» - говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова.
Необходимость
веры в бога, в светлые идеалы
является главной мыслью романа и
причиной, по которой писатель вводит
в ткань произведения образ ребёнка.
Список
использованной литературы:
г. Москва, изд-во «Правда», 1982 г.
Информация о работе Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"