Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:54, доклад
Начало XX века — сложное время в развитии России, апоха больших перемен, серьезных катаклизмов. В этот период российской истории происходит переоценка ценностей, ломка всего старого, уже устоявшегося в жизни. Безусловно, противоречивые события в стране (и первая русская революция 1905—1907 годов, и Первая мировая война, и расцвет промышленного производства, и строительство и расширение городов) повлияли как в целом на развитие культуры, так, в частности, и на дальнейшее развитие литературы
Образ современного города в поэзии В. Брюсова
Начало XX века — сложное
время в развитии России, апоха больших
перемен, серьезных катаклизмов. В этот
период российской истории происходит
переоценка ценностей, ломка всего старого,
уже устоявшегося в жизни. Безусловно,
противоречивые события в стране (и первая
русская революция 1905—1907 годов, и Первая
мировая война, и расцвет промышленного
производства, и строительство и расширение
городов) повлияли как в целом на развитие
культуры, так, в частности, и на дальнейшее
развитие литературы. В начале XX века происходит
расцвет модернизма в России, появляется
множество модернистских течений. Так,
в конце 90-х годов XIX века в русской литературе
заявляет о себе новое литературное направление
— символизм, мэтром и основоположником
которого можно по праву считать Валерия
Брюсова — поэта, прозаика, переводчика,
теоретика символизма.
С появлением новых имен в русскую поэзию
начала XX века входят новые темы и образы.
Так, одной из основных тем поэзии Валерия
Яковлевича Брюсова становится урбанистическая
тема, образ современного города. Находясь
на пороге серьезных исторических перемен,
Россия и, в частности, русские поэты по-своему
переосмысливают окружающее — все то,
что открывается их поэтическому, пророческому
взору. Так, Брюсова волнует гибель старых
духовных ценностей, высокие темпы развития
цивилизации. Но особо пристальное внимание
в это сложное переходное время поэт уделяет
человеку, ценности отдельной человеческой
личности.
Современный город с бурно развивающейся
промышленностью, со всеобщей механизацией
вызывает опасения поэта. «Стальной»,
«кирпичный», «стеклянный», с «железными
жилами» город властвует над людьми, являясь
средоточием порока: злобы, нищеты, разврата.
В поэтическом мире Валерия Брюсова город,
совмещая в себе все ужасы цивилизации,
сам наносит себе страшный удар:
Коварный змей с волшебным взглядом! В
порыве ярости слепой Ты нож, с своим смертельным
ядом, Сам подымаешь над собой.
(«Городу»)
Город своей масштабностью, мнимым величием
притягивает человека:
Ты — чарователь неустанный, Ты — не слабеющий
магнит. («Городу»)
Но в то же время нельзя сказать, что Брюсов
пол
ностью отвергает город, в котором сосредоточены
по
роки, все отталкивающие стороны современной
циви
лизации. Поэт также понимает, что город
— центр
существующей науки и индустрии: ,
Горят электричеством луны На выгнутых
длинных стеблях; Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках... («Сумерки»)
И все же, развивая урбанистическую тему,
поэт находится как бы на перепутье, пытаясь
понять, кто же вмешается в процесс механизации
жизни, кто бросит вызов порочности современной
цивилизации? Ответом на эти вопросы служит
лирика Валерия Брюсова, в которой тот,
раскрывая существующие проблемы (и упадок
жизни, и отсутствие в ней страсти, борьбы,
энергии, духовного начала), ищет пути
выхода из создавшейся ситуации. Такой
точкой опоры для современного города
станет сильная личность, которая все
преодолеет, и жизнь вновь наполнится
энергией борьбы, устремится к обновлению,
станет способной к изменению мира, вызовет
прогресс мировой науки, искусства, индустрии.
И в итоге произойдет расцвет цивилизации,
которая достигнет небывалых вершин:
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена, Я
— отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как
прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
( copyright ALL Soch .ru 2001-2005 «Кинжал» )
Таким образом, в брюсовской поэзии урбанистическая
тема перекликается с поиском яркой, сильной
личности, способной не только к перерождению
и собственному возрождению, но и к изменению
современной цивилизации, к преодолению
мнимых, пустых взаимоотношений мира с
искусством.
Итак, подводя итог развитию городской
темы в поэзии Валерия Брюсова, нужно отметить
двойственное отношение поэта к современному
городу — продукту существующей цивилизации.
Поэт, видя все ужасы, страхи, которые несет
город, одновременно пытается найти во
всеобщем хаосе урбанистической жизни
яркую индивидуальность, необыкновенную
личность, которая приведет мир к обновлению.
Таким образом, можно сказать, что В. Брюсов,
испытывая страх за судьбу и жизнь города,
все же верит в победу разума и добра:
Я люблю большие дома И узкие улицы города,
— В дни, когда не настала зима, А осень
повеяла холодом. Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, — В час, когда
еще нет фонарей, А затеплились звезды
смущенные. Город и камни люблю, Грохот
его и шумы певучие, — В миг, когда песню
глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия.
(«Я люблю большие дома...»)
Информация о работе Образ современного города в поэзии В. Брюсова