Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:00, сочинение
Понтий Пилат — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой». Прокуратор предстает перед нами грозным, жестоким властителем. Образ Понтия Пилата – самый сложный образ в романе, поэтому две из четырех ершалаимских глав посвящены именно ему - государственному деятелю, опытному и тонкому политику.
Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова
Понтий Пилат — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой». Прокуратор предстает перед нами грозным, жестоким властителем. Образ Понтия Пилата – самый сложный образ в романе, поэтому две из четырех ершалаимских глав посвящены именно ему - государственному деятелю, опытному и тонкому политику. И суть той драмы, на которую он обречен, как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и ипостасью политика. Понтий Пилат - человек с двойным дном. Когда-то Пилат был воином, умел ценить мужество и сам не знал страха. Но выслужил высокую должность и переродился. Не за жизнь свою боится прокуратор ей ничто не угрожает, а за карьеру, когда приходится ему решать, рискнуть ли своей должностью или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, преступление которого по своей сути не заслуживает такого жестокого наказания. Правда, тут не только вина прокуратора, но и его беда. Трусость - вот она, главная беда Понтия Пилата. Прокуратор не хотел зла Иешуа, трусость привела его к жестокости и предательству своей совести. Иешуа не может его осудить, для него все люди добрые. Булгаков же осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому что знает: не так опасны люди, совершившие однажды зло, как те, которые малодушны и боязливы. Страх делает неплохих и храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор осознает, что совершил предательство и пытается оправдаться перед собой, обманывая себя в том, что его действия были правильными и единственно возможными. Пилат, утвердив смертный приговор Иешуа, обрекает себя на «страшные, злые боли», от которых «нет средства, кроме смерти». Понтий Пилат для Булгакова — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. На могущественного игемона нападает тоска: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».
Понтий Пилат обрел бессмертие, а вместе с ним и вечное проклятие. Пилат проводит в одиночестве двенадцать тысяч лун вместе со своим верным псом Бангой, вынужденным разделить участь со своим хозяином. Прокуратор вынужден мучаться бессонницей каждое полнолуние, он мечтает о лунной дороге и о встрече на ней с бродячим философом Иешуа. Мечта пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата сбывается, когда Мастер прощает его, закончив свой роман словами:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя! После этих слов прокуратор уходит по лунной дороге, на которой его встречает Иешуа Га-Ноцри, и оба, разговаривая по пути, уходят по этой лунной дороге. Понтий Пилат оказывается достойным света.
Через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе. Роман заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Человеку свойственно испытывать чувство страха, которое могут преодолеть не все. Из-за трусости человек становиться подлецом, забывает о чести и совести. Эта мысль М.А.Булгакова, продемонстрированная на примере Понтия Пилата, делает роман «Мастер и Маргарита» бессмертным.
Информация о работе Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова