Образ подростка в Русской и зарубежной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

В литературной традиции ХХ века подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По своей природ он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест у героя вызывают мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные.

Содержание

Введение…………………………………………………стр. 2
Сью Таунсенд - «Дневник Адриана Моула» …………стр. 4
Владимир железников – «Чучело» ……………………стр. 6
Вывод……………………………………………………стр.7

Работа содержит 1 файл

реферат..doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………стр. 2

Сью Таунсенд - «Дневник Адриана Моула» …………стр. 4

Владимир железников – «Чучело» ……………………стр. 6

Вывод……………………………………………………стр.7

 

  Введение

Литературовед Марина Костюхина считает, что литература, издаваемая для подростков, представлена сегодня в основном фэнтезийными жанрами. Совсем недавно было  иначе: рассказы и повести из реальной жизни, «развёрнутые» на изображение социально-психологических проблем, служили визитной карточкой подростковой литературы. По книгам отечественных авторов (А.Алексина, В.Железникова, Ю.Яковлева, А.Лиханова) писались школьные сочинения и критические статьи, ставились фильмы. Ныне вся эта отчасти публицистическая литература переживает не лучшие времена: изменились социальные реалии, на которых она ориентировалась, изменился читатель, к которому она обращалась. Увы, такова судьба всякой «актуальной» литературы. Однако это не значит, что на «подростковом реализме» нужно поставить крест: литература реальных характеров и жизненных проблем, как показывает опыт мировой детской книги, остается всегда в цене. Поэтому так важно присмотреться к тому, что открывает этот опыт для отечественной подростковой литературы, которая находится сейчас на распутье.

    В  литературной традиции ХХ века  подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По своей природ он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест у героя вызывают мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные.

   Не смотря  на разные жизненные и идеологические  реалии, между героями-бунтарями   американской и русской литературы  есть нечто общее. Юный американец  Холден Колфилд из повести  Джэрома Дэвида «Над пропастью  во ржи» и Ленка Бессольцева  из книги В.Железникова «Чучело» равно нетерпимы ко всем проявлениям фальши и лжи в окружающих людях. Попытки самооправдания они ненавидят также в самих себе. Гарантом истины служат откровенные признания и исповеди, в которых герой все выкладывает начистоту. Персонажи нынешней литературы тоже склонны к облечениям и рефлексиям, но вот стиль их откровений заметно изменился. На смену исповедальному тону, с характерным для него потоком лирических признаний, пришел ироничный дневниковый стиль с элементами сатиры и комической игры.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сью Таунсенд –  «Дневник Адриана Моула»

Образец подростковой прозы такого рода – повести известной  английской писательницы Сью Таунсенд «Тайный дневник Адриана Моула», «Страдания Адриана Моула» и др. Они написаны в форме дневниковых записей, которые ведет в режиме нон-стоп тринадцати-четырнадцатилетний подросток.

   Дневник  включает в себя «документы»  разного рода: перечни дел и  покупок, выписки из книг и  газет, письма, расписки, квитанции  и анкеты. Из этого житейского  мусора восстанавливается картина жизни мальчика, типичная по современным меркам: ссоры между родителями, уход матери из дома, отсутствие у отца постоянной работы, безденежье и обилие неоплаченных счетов, придирки школьных учителей, хлопоты по хозяйству и уход за домашними животными. К этому списку проблем надо прибавить подростковые комплексы (по поводу собственной внешности и ума).

   Принцип  мозаики в изложении событий  соответствует разброду мыслей  и чувств автора дневника. Сам  герой при этом не замечает  комических несоответствий. В манере подростка он рассказывает о своих бедах, характеризует окружающих и самого себя.

   Предметом  комического абсурда становятся  даже демократические права и  свободы: они тоже понимаются  героем на обывательском уровне. Например.ю Адриан и его друзья создают носочный комитет, чтобы добиться от руководства школы права носить красные носки Итогом борьбы становится полный абсурд:»Мы носим красные носки под черными. От этого ботинки жмут, но нам наплевать, потому что принципы превыше всего».

      Создается впечатление, что герой  «Дневника Адриана Моула» - персонаж комический, не похожий на бунтарей прежней литературы, но это не так. У героя С.Таунсенд есть своя жизненная позиция, не сводимая к расхожим истинам, реклме и расчету.

   Свобода  Адриана проявляется также в  собственном мнении по поводу  общепринятых ценностей.

   Высказывая  свои впечатления о произведениях  классической литературы, герой  никогда не повторяет чужих  слов. Некоторые его оценки выглядят  комично(«Читал «Войну и мир». В целом неплохо» ), но всегда  искренне: все прочитанное Адриан соотносит со своей жизнью. Когда родители узнали о проступках сына, в его дневнике появилась запись: «Читаю «Преступление и наказание». Это самая правдивая книга на свете». Книги дают мальчику возможность глубже понять происходящее: «Отцу надо учиться на примерах из великой литературы. Мадам Бовари сбежала от этого идиота доктора Бовари, потому что он не удовлетворял ее нужды». Когда отец стал  недовольно высказываться по поводу соседей-неангличан, Адриан берется читать «Хижину дяди Тома», чтобы противостоять бытовому проявлению расизма.

   Вообще, подросток в современной литературе  – это герой идейно подкованный  и хорошо осведомленный в социально-политических  вопросах. Не последнюю роль здесь  играет школа, ученики которой  активно обсуждают современные  проблемы( «я не согласен с сахаровским анализом причин возрождения сталинизма. Мы проходим Россию в школе, так что я знаю, что говорю» ). По мере взросления Адриана социальные инвективы становятся в его дневнике все более резкими, а стиль писательницы откровенно сатирическим.

 

Владимир  Железников – «Чучело»

Другие проблемы у подростков в современной русской  литературе. Создается впечатление, что все они замкнуты глубоко  «внутри» и не могут найти свой путь «наружу». Выходу в мир препятствует окружающая действительность, которая изображается писателями как мрачная и жестокая: «Город накрыт густым слоем дыма. Его можно резать ножом, как студень. Он лежит серой пленкой на снегу, оседает на окнах, проникает в легкие, всасывается вместе с кровью в мозг. Необъяснимое чувство тревоги охватывает каждого, кто попадает сюда впервые» (Владимир Железников «Чучело-2, или Игра мотыльков»)

   Этим  воздухом дышат герои повести,  подростки из небольшого провинциального  городка. Их жизнь – под  стать окружающему мраку: неустроенная, безнадежная и бессмысленная. Все ситуации и типажи взяты автором из современной российской жизни, с ее социальным расслоением и бытовым неустроенностью. Рассчитывать на помощь закона или поддержку взрослых подросткам не приходится. Вот они и выкручиваются как могут: лгут, воруют, совершают преступления и рискуют жизнью.

   Нежелание  думать делает их похожими  на мотыльков, легко порхающих  над пламенем (этот образ вынесен  в название книги). Тот же, кто  пытается жить по правде, считается  «чокнутым», «ненормальным». «Дурой» и «недоделкой» называет себя главная героиня повести Зойка, страдающая от неразделенной любви. Ее избранник – модный музыкант, избалованный всеобщим вниманием. Когда он совершил преступление, Зойка готова на все, чтобы защитить любимого от милиции и суда. Такая любовь, как водится в русской литературе, спасает преступника. Но даже благополучный конец не может развеять мрак, царящий в книге. Все положительные герои в ней кажутся тяжело больными. Если в повести «Чучело» девочка выглядела ненормальной только в глазах своих одноклассников, то в «Чучело-2» героиня действительно больна: у нее сломлена психика, разрушено здоровье.

 

Вывод:

Из своего исследования я сделала вывод, что «Жестокий  реализм», показанный отечественными писателями, оказывается жестоким прежде всего по отношению к современным подросткам: им отказано в праве быть нормальными людьми

Информация о работе Образ подростка в Русской и зарубежной литературе