Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:19, реферат
В литературной традиции ХХ века подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По своей природ он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест у героя вызывают мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные.
Введение…………………………………………………стр. 2
Сью Таунсенд - «Дневник Адриана Моула» …………стр. 4
Владимир железников – «Чучело» ……………………стр. 6
Вывод……………………………………………………стр.7
Содержание:
Введение…………………………………………………
Сью Таунсенд - «Дневник Адриана Моула» …………стр. 4
Владимир железников – «Чучело» ……………………стр. 6
Вывод……………………………………………………стр.7
Введение
Литературовед Марина Костюхина считает, что литература, издаваемая для подростков, представлена сегодня в основном фэнтезийными жанрами. Совсем недавно было иначе: рассказы и повести из реальной жизни, «развёрнутые» на изображение социально-психологических проблем, служили визитной карточкой подростковой литературы. По книгам отечественных авторов (А.Алексина, В.Железникова, Ю.Яковлева, А.Лиханова) писались школьные сочинения и критические статьи, ставились фильмы. Ныне вся эта отчасти публицистическая литература переживает не лучшие времена: изменились социальные реалии, на которых она ориентировалась, изменился читатель, к которому она обращалась. Увы, такова судьба всякой «актуальной» литературы. Однако это не значит, что на «подростковом реализме» нужно поставить крест: литература реальных характеров и жизненных проблем, как показывает опыт мировой детской книги, остается всегда в цене. Поэтому так важно присмотреться к тому, что открывает этот опыт для отечественной подростковой литературы, которая находится сейчас на распутье.
В литературной традиции ХХ века подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По своей природ он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест у героя вызывают мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные.
Не смотря
на разные жизненные и
Сью Таунсенд – «Дневник Адриана Моула»
Образец подростковой
прозы такого рода – повести известной
английской писательницы Сью Таунсенд
«Тайный дневник Адриана Моула»
Дневник включает в себя «документы» разного рода: перечни дел и покупок, выписки из книг и газет, письма, расписки, квитанции и анкеты. Из этого житейского мусора восстанавливается картина жизни мальчика, типичная по современным меркам: ссоры между родителями, уход матери из дома, отсутствие у отца постоянной работы, безденежье и обилие неоплаченных счетов, придирки школьных учителей, хлопоты по хозяйству и уход за домашними животными. К этому списку проблем надо прибавить подростковые комплексы (по поводу собственной внешности и ума).
Принцип мозаики в изложении событий соответствует разброду мыслей и чувств автора дневника. Сам герой при этом не замечает комических несоответствий. В манере подростка он рассказывает о своих бедах, характеризует окружающих и самого себя.
Предметом
комического абсурда
Создается впечатление, что
Свобода Адриана проявляется также в собственном мнении по поводу общепринятых ценностей.
Высказывая
свои впечатления о
Вообще,
подросток в современной
Владимир Железников – «Чучело»
Другие проблемы у подростков в современной русской литературе. Создается впечатление, что все они замкнуты глубоко «внутри» и не могут найти свой путь «наружу». Выходу в мир препятствует окружающая действительность, которая изображается писателями как мрачная и жестокая: «Город накрыт густым слоем дыма. Его можно резать ножом, как студень. Он лежит серой пленкой на снегу, оседает на окнах, проникает в легкие, всасывается вместе с кровью в мозг. Необъяснимое чувство тревоги охватывает каждого, кто попадает сюда впервые» (Владимир Железников «Чучело-2, или Игра мотыльков»)
Этим
воздухом дышат герои повести,
подростки из небольшого
Нежелание думать делает их похожими на мотыльков, легко порхающих над пламенем (этот образ вынесен в название книги). Тот же, кто пытается жить по правде, считается «чокнутым», «ненормальным». «Дурой» и «недоделкой» называет себя главная героиня повести Зойка, страдающая от неразделенной любви. Ее избранник – модный музыкант, избалованный всеобщим вниманием. Когда он совершил преступление, Зойка готова на все, чтобы защитить любимого от милиции и суда. Такая любовь, как водится в русской литературе, спасает преступника. Но даже благополучный конец не может развеять мрак, царящий в книге. Все положительные герои в ней кажутся тяжело больными. Если в повести «Чучело» девочка выглядела ненормальной только в глазах своих одноклассников, то в «Чучело-2» героиня действительно больна: у нее сломлена психика, разрушено здоровье.
Вывод:
Из своего исследования я сделала вывод, что «Жестокий реализм», показанный отечественными писателями, оказывается жестоким прежде всего по отношению к современным подросткам: им отказано в праве быть нормальными людьми
Информация о работе Образ подростка в Русской и зарубежной литературе