Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:28, сочинение
Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.
Среди
разнообразия интересных
характеров выделяется
удивительный персонаж
— Павел Иванович
Чичиков. Образ Чичикова
является объединяющим
и собирательным,
в нем совмещены
разные качества помещиков.
О происхождении
и формировании его
характера мы узнаем
из одиннадцатой главы
поэмы. Павел Иванович
принадлежал к
бедной дворянской семье.
Отец Чичикова оставил
ему в наследство
полтину меди да завет
старательно учиться,
угождать учителям и
начальникам и, самое
главное, — беречь
и копить копейку.
В завещании отец
ничего не сказал о
чести, долге и
достоинстве. Чичиков
быстро понял, что
высокие понятия
только мешают достижению
заветной цели. Поэтому
Павлуша пробивает
себе дорогу в жизни
собственными усилиями.
В училище старался
быть образцом послушания,
вежливости и почтительности,
отличался примерным
поведением, вызывал
похвальные отзывы учителей.
Окончив учёбу, он
поступает в казенную
палату, где всеми
силами угождает начальнику
и даже ухаживает
за его дочерью. Оказываясь
в любой новой
обстановке, в новой
среде, он сразу становится
«своим человеком».
Он постиг “великую
тайну нравиться”,
с каждым из персонажей
он говорит на его
языке, обсуждает
близкие собеседнику
темы. В этом герое
еще жива душа, но
каждый раз, заглушая
муки совести, делая
все для своей
выгоды и строя
счастье на бедах
других людей, он убивает
ее. Оскорбление, обман,
взяточничество, казнокрадство,
махинации на таможне
— орудия Чичикова.
Смысл жизни герой
видит лишь в приобретении,
накопительстве. Но
для Чичикова деньги
— средство, а
не цель: он хочет
благополучия, достойной
жизни для себя
и своих детей.
От остальных персонажей
поэмы Чичикова отличает
сила характера и
целеустремленность.
Поставив себе определенную
задачу, он не останавливается
ни перед чем, проявляет
для ее достижения
упорство, настойчивость
и невероятную
изобретательность.
Он не похож на толпу,
он активен, деятелен
и предприимчив. Чичикову
чужды мечтательность
Манилова и простодушие
Коробочки. Он не жадничает,
как Плюшкин, но и не
склонен к беспечному
разгулу, как Ноздрёв.
Его предприимчивость
не похожа на грубую
деловитость Собакевича.
Все это говорит о явном
его превосходстве.
Характерной чертой
Чичикова является невероятная
многогранность его
натуры. Гоголь подчеркивает,
что таких людей, как
Чичиков, разгадать
нелегко. Появившись
в губернском городе
под видом помещика,
Чичиков очень быстро
завоевывает всеобщие
симпатии. Он умеет показать
себя человеком светским,
всесторонне развитым
и порядочным. Он может
поддержать любой разговор
и при этом говорит “ни
громко, ни тихо, а совершенно
так, как следует.” К
каждому лицу, в котором
Чичиков заинтересован,
он умеет найти свой
особый подход. Выставляя
напоказ свою доброжелательность
к людям, он заинтересован
лишь в том, чтобы выгодно
использовать их расположение.
Чичиков очень легко
“перевоплощается”,
меняет манеры поведения,
но при этом никогда
не забывает о своих
целях.
В беседе с Маниловым
он выглядит почти совсем,
как сам Манилов: он
так же обходителен
и чувствителен. Чичиков
отлично знает, как произвести
сильное впечатление
на Манилова, а потому
не скупится на всевозможные
душевные излияния.
Однако, разговаривая
с Коробочкой, Чичиков
не проявляет ни особой
галантности, ни душевной
мягкости. Он быстро
разгадывает сущность
ее характера и потому
ведет себя развязно
и бесцеремонно. Коробочку
деликатностью не проймешь,
и Чичиков после долгих
попыток вразумить ее
“вышел совершенно
из границ всякого терпения,
хватил в сердцах стулом
об пол и посулил ей
черта”. При встрече
с Ноздревым Чичиков
гибко приспосабливается
к его разнузданной
манере поведения. Ноздрёв
признает только “дружеские”
отношения, разговаривает
с Чичиковым на «ты»,
и тот ведет себя так,
словно они старые закадычные
приятели. Когда Ноздрёв
хвастается, Чичиков
помалкивает, будто
не сомневаясь в правдивости
услышанного. При встрече
с Собакевичем прямота
и непосредственность
Чичикова совершенно
исчезают. Собакевича
не трогают и рассуждения
на возвышенные темы.
И тогда Чичиков вступает
с ним в азартный торг,
в котором каждый стремится
перещеголять другого.
“Его не собьешь, неподатлив!”
— думает про себя Собакевич.
К Плюшкину у Чичикова
другой подход: он играет
роль великодушного
доброжелателя, желающего
помочь одинокому и
беззащитному старику.
Своей поэмой Н. В. Гоголь
ввел в литературу понятие
“мертвые души”. Мертвыми
были не только те, кто
становился предметом
торгов Чичикова с помещиками.
А. И. Герцен так говорил
об этом: “Это заглавие
само носит в себе что-то
наводящее ужас. И иначе
он не мог назвать; не
ревизские мертвые души,
а все эти ноздревы,
маниловы и все прочие
— вот мертвые души,
и мы их встречаем на
каждом шагу”.
Безусловно, поэма Гоголя
“Мертвые души” – одно
из величайших произведений XIX
века. Белинский назвал
поэму “истинно национальным
произведением”. Гоголь
сумел показать, что
крепостное право калечит
не только крестьян,
делая из них бессловесных
рабов, но и помещиков,
превращая их в тунеядцев,
живущих за чужой счет.
Образы, созданные Гоголем,
перешагнули время.
Огромная сила сатирического
обличения уродства
собственнического
мира, заключенная в
творениях писателя,
не потеряла своей актуальности
и в наши дни.
Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».
Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.
Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.
И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.
Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».
Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели – богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно – всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.
Однако
автор замечает, что
в Чичикове, в отличие
от Плюшкина, «не
было привязанности
собственно к деньгам
для денег, им не владели
скряжничество и
скупость. Нет, не они
двигали им, –
ему мерещилась впереди
жизнь во всех ее
довольствах, чтобы
наконец потом, со
временем, вкусить
непременно все это,
вот для чего береглась
копейка». Гоголь отмечает,
что главный герой поэмы
– единственный персонаж,
способный на проявление
движений души. «Видно
и Чичиковы на несколько
минут обращаются в
поэтов», – говорит
автор, когда его герой
останавливается «будто
оглушенный ударом»
перед молоденькой дочкой
губернатора. И именно
это «человеческое»
движение души привело
к провалу его перспективной
затеи. По мнению автора,
душевность, искренность
и бескорыстие являются
самыми опасными качествами
в мире, где царят цинизм,
ложь и нажива. То, что
Гоголь перенес своего
героя во второй том
поэмы, говорит о том,
что он верил в его духовное
возрождение. Во втором
томе поэмы писатель
планировал духовно
«очистить» Чичикова
и поставить его на путь
духовного воскрешения.
Воскрешение «героя
времени», по его словам,
должно было стать началом
воскрешения всего общества.
Но, к сожалению, второй
том "Мертвых душ"
был сожжен, а третий
не написан, поэтому
мы можем лишь предполагать,
каким образом происходило
нравственное возрождение
Чичикова.
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Информация о работе Образ Павла Ивановича Чичикова в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя