Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:32, сочинение
При написании «Войны и мира» Толстой поставил перед собой задачу показать судьбу человеческую, судьбу народную. Исторические детали и незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа. Толстой создал множество разнообразных типов, характеров, показал именно массу людей.
Образ Наташи Ростовой («Война и мир» Л.Н. Толстого)
При написании «Войны и мира» Толстой поставил перед собой задачу показать судьбу человеческую, судьбу народную. Исторические детали и незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа. Толстой создал множество разнообразных типов, характеров, показал именно массу людей.
Но писатель представлял себе сотни тысяч людей – творцов истории – не как безликую массу. Он изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого – живые люди, настолько живые, что мы видим их лица, слышим их голоса, проникаем в их внутренний мир, узнаем их тайные мысли, любим или презираем их.
Мировая литература не знала подобного произведения. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, - писал Толстой. – «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Люди, события частной и исторической жизни оцениваются на основе критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом.
Самый обаятельный женский образ романа – Наташа Ростова. Вначале это непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Для Толстого важна духовная связь Наташи с народной жизнью. Рисуя встречу Наташи с Анисьей и ее отцом, автор показывает ее увлечение пением дядюшки, который «пел так, как поет народ». Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Всем сердцем воспринимает она всенародное бедствие. Это заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.
Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Например, как Наташа стремилась передать князю Андрею «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в сбивчивом, взволнованном рассказе: «Эта такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказывать», - говорила она, краснея и волнуясь».
Наташа, в отличие от «блестящей красавицы» Элен, не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна. «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и «которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых, человеческих чувств – страдания, радости, любви, надежды. Выражения глаз Наташи бесконечно разнообразно. Сияющие, любопытные, вызывающие и несколько насмешливые, отчаянно-оживленные, остановившиеся, умоляющие, широко раскрытые, испуганные, внимательные, добрые и печально-вопросительные – какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!
Улыбка Наташи раскрывает
богатый мир разнообразных
Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» - черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.
Рисуя светлый мир молодой, расцветающей жизни, великий психолог показывает и заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к Анатолию Курагину – человеку пустому.
Из атмосферы чисто деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все – ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.
Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе. Оставшись одна, Наташа «не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и странно…»
Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины более естественно переживать каждый свой шаг, выражать свое состояние через мысли, чувства и поступки одновременно. Поэтому, наверное, суть перемен в облике Наташи не всегда очевидна. И особенно труден для понимания эпилог романа.
О Наташе-матери Толстой пишет жестко, сурово, не желая ничего смягчать: «Она пополенела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу… Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
Наташа – мать четверых детей – не такова, какою была в юности. Наташа не только расти детей, что само по себе не так уж мало, но воспитывает их в полном единодушии с мужем. Она принимает участие в «каждой минуте жизни мужа», и он чувствует каждое ее душевное движение. И свое глубочайшее единодушие с мужем она выражает так, как это свойственно именно ей: «Я ужасно люблю тебя! Ужасно. Ужасно!».
Эпилог романа имеет «открытый» характер: здесь явственно чувствуется движение времени и близость трагических социальных потрясений. Вчитываясь в сцены семейной жизни, мы не можем не думать о будущем этой семьи и о судьбах поколения, чей нравственный опыт отражен в образах Наташи и Пьера, - поколения, о котором Герцен сказал: «…воины-сподвижники, вышедшие на верную гибель, чтобы… очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия»
В «Войне и мире» воплощена подлинная народность – величайшее завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.
Информация о работе Образ Наташи Ростовой («Война и мир» Л.Н. Толстого)