Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:11, реферат
Читая "Войну и мир", мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации. Люди, события частной и исторической жизни оцениваются на основе нравственного критерия — критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман "Война и мир" больше всего поразил меня обилием персонажей. Но, что удивительно, при этом все герои Толстого — живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаешь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или презираешь.
Введение.........................................................................................................3
Образ Наташи Ростовой.............................................................................4
Первое появление Наташи…………………………………………….....5
Взросление героини…………………………………………………….…6
Любовь Наташи Ростовой……………..…………………………………7
Наташа во время войны 1812 года……………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………9
Использованная литература……………………………………
Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми:
«Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».
Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский - разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Курагину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви); остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, «детская душа» которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил
Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями,
поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, пения, нарядов. Это потребность отдавать себя целиком тем, кого любишь. Муж и дети составляют основополагающий смысл жизни Наташи. Автор подчеркивает ее материнскую сущность в портрете. «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души отнюдь не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.
Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие.
Пусть Наташа далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера — взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на суждениях, умозаключениях и выводах, а на способности любить, “с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между людьми. Таков толстовский идеал “мира”.
Наташа во время войны 1812 года.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему “роевому” инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается “от жизни”, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве “благоговейного умиления”,
которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. “Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила”. Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее “сильной, красивой и плодовитой самкой”. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по особенному, не умом, “а всем существом своим, т. е. плотью”. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.
Смерть Андрея, все те невзгоды, которые обрушились на семью Ростовых во время войны 1812 года, очень сильно подействовали на Наташу. В свои годы она стала зрелой женщиной, мужественной, самостоятельной, но по-прежнему чуткой и любящей.
Вернувшийся из плена Пьер Безухов даже не узнает Наташу. Но потом, увидев в ней все те качества, которые сам путём долгих исканий воспитал в себе, Пьер решает жениться на Наташе. Эта женитьба двух духовно близких людей стала для обеих той целью, к которой они так долго шли и для которой были рождены.
Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение. Наташа Ростова, живущая всей силой естественных стремлений к личному счастью и к полному забвению своего “Я”, в итоге пришла-таки к единению с “Миром”. Именно образом этой героини Толстой доказал, что “нравственное осуществляется не в борьбе с естественными влечениями человеческой личности, а лишь в согласии с ее глубочайшими внутренними потребностями, поэтому результатом нравственного поведения становится любовное единение с людьми, состояние душевного равновесия, возможного на земле счастья”.
Таким образом, на примере Наташи Ростовой, Толстой показал, в чем же заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе и смазливом Анатолии Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, «живость» и стремление утвердится в обществе, прежде всего предназначена для роли матери и жены, и это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.
Информация о работе Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»