Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:37, сочинение

Описание работы

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.
Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.
В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.

Работа содержит 1 файл

Роман.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Роман-эпопея Л. Толстого “Война и  мир” создавался в 1860-е годы, когда  в современном обществе шли споры  не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в  семейной и социальной жизни.

    Важную роль в романе играют  женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.

    В романе Толстого “Война и  мир” одной из главных героинь  является Наташа Ростова. В  ней автор воплотил, по его  мнению, идеал женщины-матери. Автор  рисует Наташу в развитии, он  прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.

    Впервые в романе она появляется  тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но  живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.

    Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.

    Элен - порождение общества, в котором  Наташа появляется лишь однажды.  Она не испорчена его условностями  и предрассудками и живет лишь  по тем законам, которые диктует  ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность.

    С возрастом в Наташе возникает  желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа  любит себя и считает, что  все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.

    Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”.  Об уме же героини судить  сложно. Пьер говорит, что Наташа  “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в  другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.

    Многие эпизоды романа рассказывают  о том, как Наташа вдохновляет  людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она — настоящее”.

    Героине Толстого свойственно  сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, “распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

    В Наташе изначально заложен  русский национальный характер. В сцене после охоты она  с удовольствием слушает игру  и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”

    Писатель отмечает поэтичность  своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.

    Свойственно героине и самопожертвование.  Не задумываясь, она отдает  все подводы под раненых, оставляя  вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

    Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от  героини. Искреннее чувство впервые  посещает ее при встрече с  князем Андреем. Андрей Болконский  становится непринужденным и  естественным рядом с Наташей,  а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”.

    Однако Наташа Ростова и Андрей  Болконский- разные люди. Он живет  разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

    После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, “детская душа” которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

    В эпилоге Наташа показана  уже не той веселой, наивной  девочкой. Она любящая и любимая  жена, мать четверых детей. Бывшая  модница, героиня не интересуется  более своей внешностью, поскольку  теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.

    Только через любовь к Пьеру  и семью Наташа обретает душевное спокойствие.

    Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она  последует за Пьером Безуховым  в Сибирь и повторит судьбу  жен декабристов. 

    Итак, в образе Наташи Ростовой  воплотилась идея о том, что  красоты и счастья нет там,  где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.


Информация о работе Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»