Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:33, сочинение
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторе. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теор
Образ Лужина.
Роман "Преступление и наказание"
был задуман Достоевским еще на каторе.
Тогда он назывался "Пьяненькие",
но постепенно замысел романа трансформировался
в "психологический отчет одного преступления".
Достоевский в своем романе изображает
столкновение теории с логикой жизни.
По мнению писателя, живой жизненный процесс,
то есть логика жизни, всегда опровергает,
делает несостоятельной любую теорию
- и самую передовую, революционную, и самую
преступную. Значит, делать жизнь по теории
нельзя. И потому главная философская
мысль романа раскрывается не в системе
логических доказательств и опровержений,
а как столкновение человека, одержимого
крайне преступной теорией, с жизненными
процессами, опровергающими эту теорию.
"Двойником" Родиона Раскольникова
является Лужин. Он – герой, преуспевающий
и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает
отвращение и ненависть Раскольникова,
хотя он признает нечто общее в их жизненном
принципе спокойного переступания через
преграды, и это обстоятельство еще больше
терзает совестливого Раскольникова.
Лужин - деловой человек со своими "экономическими
теориями". В этой теории он оправдывает
эксплуатацию человека, и она построена
на выгоде и расчете, она отличается от
теории Раскольникова бескорыстием помыслов.
И хотя теории и одного и другого приводят
к мысли, что можно "проливать кровь
по совести", мотивы Раскольникова благородны,
выстраданы сердцем, им движет не просто
расчет, а заблуждение, "помрачение
ума".
Лужин - прямолинейно-примитивный человек.
Он - сниженный, почти комический двойник,
по сравнению с Свидригайловым. В прошлом
веке умы многих людей были подвластны
теории "наполеонизма" - возможность
сильной личности повелевать над судьбами
других людей. Пленником этой идеи и стал
герой романа Родион Раскольников. Автор
произведения, желая изобразить безнравственную
идею главного героя, показывает её утопический
результат на образах "двойниках"
- Свидригайлова и Лужина. Установление
социальной справедливости насильственным
путём Раскольников объясняет как "кровь
по совести". Писатель дальше развил
эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали
идею отказа от "принципов" и "идеалов"
до конца. Один потерял ориентиры между
добром и злом, другой проповедует личную
выгоду - всё это логическое завершение
мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые
рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите
до последствий, что вы давеча проповедовали,
и выйдет, что людей можно резать".
В своем произведении "Преступление
и наказание", Достоевский убеждает
нас в том, что не всегда борьба добра и
зла в душе человека оканчивается победой
добродетели. Через страдания люди идут
к преображению и очищению, это мы видим
на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Информация о работе Образ Лужина в романе " Преступление и наказание"