Образ лирического героя в поздней лирике А.Т.Твардовского

Автор: Екатерина Гаврилова, 07 Сентября 2010 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

(На примере анализа стихотворений «Дробится рваный цоколь монумента», «Посаженные дедом деревца», «Все сроки кратки в этом мире»)
Поздняя лирика А.Т.Твардовского – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается над ходом жизни, над неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Гавриловой  Е.Ю., гр.501

Образ лирического героя  в поздней лирике А.Т.Твардовского

(На  примере анализа  стихотворений

  «Дробится рваный  цоколь монумента», «Посаженные дедом  деревца», «Все сроки  кратки в этом  мире»)

     Поздняя лирика А.Т.Твардовского  – это лирика особая: в ней органично сочетается философское и социальное начало, лирическое и эпическое. Лирический герой этого периода – это человек с огромным жизненным опытом, проживший немалый срок на земле. Он задумывается  над  ходом  жизни, над  неизбежностью смерти, над мимолетностью и ценностью каждого мгновения, над необратимостью времени. Важно отметить то, что лирический герой не пытается преодолеть  данность жизни, а видит основу в её осмыслении.

     Размышляя о бытие, излагая свой жизненный опыт, лирический герой поздней лирики А.Твардовского  постоянно затрагивает тему памяти и забвения.  Стихотворение «Дробится рваный цоколь монумента» - яркий тому пример. Это произведение написано Твардовским в 1965 году под впечатлением  уничтожения бюста Сталина в барвихинском парке. Но речь в нём идет не о конкретном событии, мы видим глубокое философское понимание памяти, жизни, истории, вечности:

Дробится  рваный цоколь монумента,

Взвывает  сталь отбойных молотков.

Крутой  раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков. 

Пришло  так быстро время пересчета,

И так  нагляден нынешний урок:

Чрезмерная  о вечности забота -

Она, по справедливости, не впрок. 

Но как  сцепились намертво каменья,

Разъять их силой - выдать семь потов.

Чрезмерная  забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов. 

Все, что  на свете сделано руками,

Рукам под  силу обратить на слом.

Но дело в том,

Что сам  собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом. 

     Лирический герой этого стихотворения   не какое-то определенное «Я»,  но в то же время и не персонифицированное «Мы». Он  выступает носителем того переживания, которое свойственно всему народу и в то же время осмысляется каждым по-своему.

     «Чрезмерная о вечности забота  » и «Чрезмерная забота о  забвенье » воспринимаются лирическим героем как две крайности, бессмысленные и разрушительные.  С одной стороны, «Крутой раствор особого цемента/ Рассчитан был на тысячу веков», прилагались определенные человеческие усилия для возведения этого монумента, причем не только монумента как  предмета материального, но и идеологического, с другой стороны,  высказывается мысль о том, что всё в жизни относительно и бренно, и всё в мире циклично: сначала мы создаем себе кумиров и свято верим в них, прилагаем огромные  духовные и физические усилия, чтобы  поместить их  в вечность, а затем  опрокидываем их в забвенье, ломая, разрушая, уничтожая.

     Необходимо также отметить, что стихотворение  «Дробится рваный цоколь монумента»    как будто отсылает читателя к огромной базе  культуры прошлого: возникают ассоциации с «Памятниками» А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, с «Exegi monumentum» Горация. Это говорит, на мой взгляд, о том, что лирический герой наделен богатым культурным, историческим опытом, а это, в свою очередь, позволяет ему излагать свои мысли, чувства, анализировать, делать глубокие, философские  заключения.

     Последние три строки стихотворения – это своеобразный  вывод, который делает лирический герой в отточенной афористичной форме:

Но дело в том,

Что сам  собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом. 

     Этими словами выражается особое  понимание лирическим героем  всех жизненных, социальных, исторических процессов.  Камень – это неодушевленная, застывшая форма, ничего сама по себе не выражающая, только человек  вкладывает в него тот или иной смысл, а значит, только человек является  тем звеном, которое связывает «всё со всем» и «всех со всеми».

     Мотив взаимосвязанности и  повторяемости всего в мире очень характерен для позднего творчества Твардовского. Лирический герой размышляет  о связях  исторических, культурных, жизненных, родственных, пытается осмыслить их, объяснить, понять их истинный смысл. С этой позиции  интересно рассмотреть стихотворение «Посаженные дедом деревца»:

Посаженные  дедом деревца, 
Как сверстники твои, вступали в силу 
И пережили твоего отца, 
И твоему еще предстанут сыну 
Деревьями. 
То в дымке снеговой, 
То в пух весенний только что одеты, 
То полной прошумят ему листвой, 
Уже повеяв ранней грустью лета... 
 
Ровесниками века становясь, 
В любом от наших судеб отдаленье, 
Они для нас ведут безмолвно связь 
От одного к другому поколенью. 
 
Им три-четыре наших жизни жить. 
А там другие сменят их посадки. 
И дальше связь пойдет в таком порядке. 
 
Ты не в восторге? 
Сроки наши кратки? 
Ты что иное мог бы предложить?
 

     В этом стихотворении лирический герой предстает перед нами как некое «Мы»,  обращенное к представителю молодого поколения («Ты»). Опыт лирического героя оказывается настолько огромным и глубинным, что он начинает постигать неотменимый, естественный порядок бытия.  В этом стихотворении, по сути, формулируется важный закон мироздания, который заключается в вечном обновлении и вечных связях поколений – в цикличности жизни. Именно  такое  восприятие мира  сближает лирического героя стихотворения Твардовского с героем стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…». Сравним:

 
 
    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий поздний возраст,

    Когда перерастешь моих знакомцев

    И старую главу их заслонишь

    От  глаз прохожего. Но пусть мой внук

    Услышит ваш приветный шум, когда,

    С приятельской беседы возвращаясь,

    Веселых и приятных мыслей полон,

    Пройдет он мимо вас во мраке ночи

    И обо  мне вспомянет. 

 
 
Посаженные  дедом деревца, 
Как сверстники твои, вступали в силу 
И пережили твоего отца, 
И твоему еще предстанут сыну 
Деревьями. 
То в дымке снеговой, 
То в пух весенний только что одеты, 
То полной прошумят ему листвой, 
Уже повеяв ранней грустью лета... 

     В этих отрывках лирический  герой и Пушкина, и Твардовского  становится носителем  важной  философской мысли: жизнь вписывается в общий природный порядок,  всё бренно, но в то же время  в бытие есть повторяемость, которая, можно сказать, становится аналогом бессмертия.

Причем, важно отметить,  что повторяемость эта характерна как для человеческого существа, так и для самой природы: молодые деревца – звено, связывающее  поколения людские, тоже имеют свой срок, и им на смену придут  другие посадки, которые станут  новым звеном в вечной цепочке жизни:

Им три-четыре наших жизни жить. 
А там другие сменят их посадки. 
И дальше связь пойдет в таком порядке.
 

     Говоря о сходстве  понимания  устройства жизни лирическим героем Пушкина и Твардовского, необходимо сделать важное замечание. Если пушкинский герой просто принимает законы жизни, созерцает саму жизнь, то герой Твардовского подходит ко всему с особым осмыслением: он видит суть мироустройства, понимает, что человек не может бороться с естественными, непреложными законами мира,  и пытается донести это до каждого, задавая, казалось бы в несколько небрежной форме очень серьёзные и вечные вопросы:

Ты не в восторге? 
Сроки наши кратки? 
Ты что иное мог бы предложить?
 

     В этих строках возникает очень важная тема творчества Твардовского – это тема отпущенного срока,  которая четко представлена в стихотворении «Все сроки кратки в этом мире »:

Все сроки  кратки в этом мире,  
Все превращенья – на лету.  
Сирень в году дня три – четыре,  
От силы пять кипит в цвету.  
 
Но побуревшее соцветье  
Сменяя кистью семенной,  
Она, сирень, еще весной –  
Уже в своем дремотном лете.  
 
И даже свежий блеск в росе  
Листвы, еще не запыленной,  
Сродни той мертвенной красе,  
Что у листвы вечнозеленой.  
 
Она в свою уходит тень.  
И только, пета – перепета,  
В иных стихах она все лето  
Бушует будто бы, сирень.
 

     Лирический герой  этого стихотворения (также как и предыдущих) мыслит эпически. Он явно осознаёт, что жизнь состоит из определенных ограниченных по времени сроков, причем  время это  бегущее, стремительное и спешное:

Все сроки  кратки в этом мире,  
Все превращенья – на лету.
 

    Образ сирени  - центральный  в стихотворении, он  становится воплощением самой жизни во всем ее многообразии. Лирический герой , восхищаясь красотой  не только  цветущей и благоухающей сирени, но и других её состояний,  высказывает мысль о том, что жизнь прекрасна на всех её сроках и, может быть, в увядании можно найти еще большую прелесть, чем в бушующей молодости. Он  чувствует свою включенность в ход жизни,  он принимает,  осмысляет и понимает  каждый  её этап.

     Необходимо сказать,  что  в  сознании лирического героя  нет идеализации жизни, он воспринимает её  ход как естественный, необратимый процесс, всегда сопряженный со смертью. Смерть   - это часть жизни, она всегда находится рядом с жизнью:

И даже свежий блеск в росе  
Листвы, еще не запыленной,  
Сродни той мертвенной красе,  
Что у листвы вечнозеленой.
 

    Смерть для лирического героя – это граница отведенного срока, часть всеобщего, всеобъемлющего цикла, законы которого одинаковы и для человека, и для природы.  

     Таким образом, лирический герой  поздней лирики А.Т.Твардовского  пытается осмыслить бытие, понять все его законы. Он воспринимает жизнь  как  определенные, завершенные сроки, циклы, которые  постоянно повторяются в природе, в то же самое время,  являясь  особенными и неповторимыми.  Лирический герой наделен большим культурным и жизненным опытом, и предстает перед нами человеком, который имеет право выражать свою нравственную, философскую позицию по отношению к мироустройству. Образ его становится шире индивидуального, он приобретает масштабные, эпические черты.

Информация о работе Образ лирического героя в поздней лирике А.Т.Твардовского