Образ италии в творчестве авторов серебрянного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Общеизвестно, что крупные исторические эпохи отражаются на развитии последующих культурных явлений. Особенно большое влияние оказало на историю человечества Возрождение, которое следовало после Средневековья и предшествовало Новому времени. На наш взгляд, самым ярким можно назвать итальянское Возрождение. Поражает не только количество имен прекрасных художников, архитекторов, скульпторов, творивших в это время, но и то, как у мыслителей этой эпохи открывался новый взгляд на мир и человека в нем. Об этом очень точно писал Иван Алексеевич Бунин:

Работа содержит 1 файл

Венеция (Конфернция).doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Введение

Общеизвестно, что крупные исторические эпохи отражаются на развитии последующих культурных явлений. Особенно большое влияние оказало на историю человечества Возрождение, которое следовало после Средневековья и предшествовало Новому времени. На наш взгляд, самым ярким можно назвать итальянское Возрождение. Поражает не только количество имен прекрасных художников, архитекторов, скульпторов, творивших в это время, но и то, как у мыслителей этой эпохи открывался новый взгляд на мир и человека в нем. Об этом очень точно писал Иван Алексеевич Бунин:

…Настали сроки: струны вдруг запели,

И краски вновь зардели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь – весна

Вошла, напомнив о любви, о теле;

В своих созданьях Винчи, Рафаэли

Блеск бытия исчерпали до дна.

Стремились все – открыть, изобрести,

Найти, создать… Царила в эти годы

Надежда – вскрыть все таинства природы.

Россия всегда испытывала интерес к Италии. Русские художники, поэты и писатели посещали эту страну, начиная с XVIII века. Особенно активным стал этот процесс на рубеже XIX – XX веков. Представители Серебряного века испытывали особенный интерес к прошлому, которое казалось им загадочным и таинственным. В поисках объяснения происходящего все чаще в обществе обращаются к религиозной мысли, в сознание внедряются различные философские идеи. Особое место отдавалось культуре. Искусство и литература должны были явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Именно в это время вновь вспыхивает увлечение искусством и культурой прошлых эпох. Особенно ярким казалось итальянское Возрождение.        

Среди поэтов Серебряного века, в стихах которых так или иначе отразились мотивы итальянского Возрождения, можно назвать А.Блока, В.Брюсова, К.Бальмонта, Н.Гумилева, О.Мандельштама, Д.Мережковского, А.Ахматову и других поэтов, которые в течение своей творческой жизни посещали итальянские города, интересовались живописью, архитектурой и поэзией Ренессанса. Среди них выделялись символисты, которые верили в спасительную силу красоты. В их стихах появляются мистические образы Вечной женственности, особо созвучные образам эпохи Ренессанса.

Как известно, многие поэты бывали в городах Италии. И находясь под впечатлением от красоты пейзажей и архитектуры городов, писали стихи.

Поэты, принадлежащие к разным течениям, по-разному описывали то, что видели. Символистов привлекало одно, акмеистов – совсем другое.

Если выбирать пример итальянского города, который особенно задевает русское сердце, то им, вне всяких сомнений, будет Венеция. В XX веке «родина души» - не Рим, а Венеция. Венеция всегда жила в сердце русского человека, любившего Италию. О Венеции писали многие поэты Серебряного века: А.Блок, В.Брюсов, Вяч.Иванов, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Волошин, М.Кузьмин, Б.Пастернак.  Как видно, здесь есть представители символизма, акмеизма, а также поэты, не принадлежавшие ни к одному из литературных течений того времени. Чтобы передать красоту Венеции, ее настроение поэты пользовались основными средствами:

    1. описание воды и всего, что с ней связано (волна, канал, лодка, гондольер, набережные);
    2. архитектурные сооружения и памятники (Дворец Дожей, собор Св. Марка, башня с часами);
    3. названия улиц и площадей (Адриатика, Большой канал, Пьяцетта, площадь Св. Марка);
    4. цвета (зеленый, черный, голубой, золотой);
    5. персонажи (лодочник, рыбак, купец);
    6. предметы (стекло, зеркало, маска);

 

        Каждый из поэтов использовал в своих произведениях эти средства. Так, например, у символиста Александра Блока есть стихотворение «Венеция», входящее в цикл «Итальянские стихи» 1909 г. Также в этот цикл входят стихи о других итальянских городах: Равенне, Флоренции, Сиене.

Стихотворение «Венеция» является маленьким циклом из трех частей. Каждая из этих частей – законченная небольшая история. И в каждом стихотворении А.Блок останавливается на ключевых моментах. Он описывает воду, цвет, предметы в первой части:

С ней уходил я в море,

С ней покидал я берег,

С нею я был далеко,

С нею забыл я близких…

О, красный парус

В зеленой дали!

Черный стеклярус

На темной шали!

Эти и другие приемы он использует во второй и третьей частях стихотворения. Все появляется в его произведении: дворцы, улицы, мосты, набережные, люди, цвета, вода, предметы:

Все спит – дворцы, каналы, люди,

Лишь призрака скользящий шаг,

Лишь голова на черном блюде

Глядит с тоской в окрестный мрак.

В третьей части цикла лирический герой А.Блока рассуждает о жизни, о своем предназначении в этом мире:

Очнусь ли я в другой отчизне,

Не в этой сумрачной стране?

И памятью об этой жизни

Вздохну ль когда-нибудь во сне?

Здесь уже ни слова нет о прекрасном итальянском городе, только мысли, чувства, восприятие мира. Герой вопрошает «Кто даст мне жизнь?». То есть появляются мысли о другой жизни: прошлой, настоящей или будущей. Но и здесь упоминаются какие-то персонажи, присущие Венеции:

…Потомок дожа,

Купец, рыбак, иль иерей…

Но все же, неживые предметы, здания, вещи в понятии А.Блока оживают, приобретают другой смысл.

Другой символист, В.Брюсов, в своем стихотворении «Венеция» не отходит от этих канонов описания города. Он рисует, по сути, те же картины, что и А.Блок, и другие поэты, но у него есть свое ощущение. Если у А.Блока Венеция была темной, ночной, то у В.Брюсова она «в ярких красках и цветах». Только один раз встречается в его стихотворении черный цвет. Но, отходя от картин города, В.Брюсов размышляет еще и о жизни, о своем месте в ней:

Здесь – пришелец я, но когда-то здесь душа моя жила.

Это понял я, припомнив гондол черные тела.

Это понял, повторяя Юга полные слова,

Это понял, лишь увидел моего святого Льва!

И снова возвращается к вечному и прекрасному городу, пишет о человеке, его роли в создании Венеции:

От условий повседневных жизнь свою освободив,

Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив.

Он воздвиг дворцы в лагуне, сделал дожем рыбака,

И к Венеции безвестной поползли, дрожа, века.

Поэт М.Кузьмин, относящийся к младшим символистам, также как и А.Блок, написал целый цикл стихов об Италии, в который входят сразу два стихотворения о Венеции. Это «Венецианская луна» 1921 г. и «Венеция» 1920 г. Сравнить можно и эти два стихотворения между собой. Так, например, в обоих стихах присутствует лимонный цвет. Этот цвет ассоциируется в первую очередь с югом, лимонами, теплом и светом. Но, смотря на цвет с другой точки зрения, можно увидеть лунное сияние, ночные огоньки:

И протяжно, и влюблено

Дух лимонный вдоль лагун…

Заигралась зеркалами

Полусонная царевна,

Лунных зайчиков пускает

На зардевшее стекло.

На этом сходство заканчивается. Стихотворение «Венеция» более легкомысленное по теме; здесь можно увидеть лукавых девушек, «треск цехинов, смех проезжих», обезьяну с побрякушкой, какие-то шутливые сравнения. А в «Венецианской луне» более глубокий смысл. Здесь уже размышления о смысле жизни и месте художника в ней.

Совсем по-другому, по-женски, описывает Венецию А.Ахматова. Являясь акмеисткой, она отходит от символистских представлений  Венеции. Ведь как мы знаем, акмеисты возвращали слову его первоначальный, истинный смысл. Все в ее стихотворении так просто и понятно:

Золотая голубятня у воды,

Ласковой и млеюще-зеленой;

Заметает ветерок соленый

Черных лодок узкие следы.

Сколько нежных, странных лиц в толпе.

В каждой лавке яркие игрушки:

С книгой лев на вышитой подушке,

С книгой лев на мраморном столбе.

Как на древнем, выцветшем хосте,

Стынет небо тускло-голубое…

Но не тесно в этой тесноте

И не душно в сырости и зное.

Здесь мы видим только то, что нам показывает автор, а не то, что мы хотим увидеть, изменяя смысл вещей.

Венеция А.Ахматовой – обобщенный образ Венеции, золотого города, стоящего на зеленой воде. Что мы видим здесь? Голуби, лавки с игрушками, толпа людей, теснота, сырость и зной. Об этом не писали символисты. Смотря на Венецию глазами символистов, мы видим «узорные аркады», «львов на колонне», «черные гондолы», «дворцы в лагуне» и т.д. Акмеисты уводят нас от этой пышной величественной красоты и показывают простую обывательскую картину, в которой климатические недостатки – высокая влажность, при жаре создающая особую духоту, так же как и теснота – не только не существенны, но решительно опровергнуты:

Но не тесно в этой тесноте

И не душно в сырости и зное.

Опять же можно обратиться к основным приемам описания Венеции и пронаблюдать, как представляет этот город Н.Гумилев. «Гиганты на башне», «узорней аркады», «воды застыли стеклом», «на высотах собора», «венецианские зеркала». Это только часть описанного поэтом.

Но не одну Венецию описывали поэты. Италия славится и другими своими городами, например, Равенной. Этот город богат памятниками раннехристианской и византийской архитектуры. Но наиболее значимым для нас является то, что в этом городе похоронен Данте Алигьери.

Также писали поэты о Флоренции. У А.Блока есть еще один небольшой цикл стихотворений - «Флоренция».

Заключение

Города Италии: Флоренция, Венеция, Равенна, Рим – своеобразная Мекка для русских поэтов. В стихах об итальянских городах основной мотив – обращение к прошлому. Как к эпохе Возрождения, так и к античным временам. Авторы как будто живут в двух мирах: прошлом и настоящем, между которыми трудно найти границу.

Имя великих поэтов Данте Алигьери и Франческо Петрарки, их жизнь и творчество находят отражение в русской поэзии, начиная с Пушкина. Поэты Серебряного века продолжают эту традицию. Они не только упоминаю в стихах имена великих флорентинцев, но и  обращаются к темам их произведений, вспоминают возлюбленных поэтов, вдохновивших их на творчество. В творчестве Данте и Петрарки достигает своего расцвета жанр сонета. Излюбленным жанром становится сонет и в Серебряном веке.

Таким образом, несомненно то, что русские поэты рубежа ХIХ – ХХ веков обращались к темам и образам эпохи Возрождения, испытывали восхищение перед творениями великих мастеров Италии, то есть вели культурный диалог между двумя великими эпохами. Недаром, Серебряный век очень часто называют Русским Ренессансом.

Список литературы

  1. Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. М., "Цитадель", 1996.
  2. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. М., Правда, 1989
  3. Брюсов В.Я. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1961.
  4. Бальмонт К.Д. Избранное: стихотворения, переводы. М, Правда, 1989
  5. Бунин И.А. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. Ленинград: Советский писатель, 1956.
  6. Волошин М.А.Лирика. М, Хранитель, 2007
  7. Гумилев Н.С. Избранное. М., Советская Россия, 1989
  8. Серебряный век русской поэзии. М., Просвещение, 1993
  9. Поэзия серебряного века. В 2-х томах. М., Дрофа, 2004
  10. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. М., Дрофа, 2006

Информация о работе Образ италии в творчестве авторов серебрянного века