Образ государя в трактате Макиавелли «Государь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Самым значительным произведением Николло Макиавелли стал трактат «Государь», первоначально переводившийся как «Правитель» или «Князь». Музой Макиавелли была политика. В конце 1513 года он написал «Государя», посвятив его Лоренцо Медичи, младшему внуку Лоренцо Великолепного. В какой-то период Макиавелли искренне верил, что Медичи способен стать настоящим народным вождем. В посвящении автор специально оговорил, что «Государь» написан с позиций человека «низкого и незаметного состояния», так как чтобы «правильно постичь природу государей, надо быть из народа». Без понимания этого сложно правильно понять идеи «Государя», выходящие за рамки «макиавеллизма». Центральной проблемой «Государя» оказалась проблема личности, творящей историю. Макиавелли все еще верил в титанические возможности человека.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………………………3
2. Основная часть ………………………………………………………………………………..4
2.1 Глава первая ……………………………………………………………………………...4
2.2 Глава вторая ……………………………………………………………………………...7
3. Заключение …………………………………………………………………………………..10
4. Библиография ………………………………………………………………………………..11

Работа содержит 1 файл

REFERATO2.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

Макиавелли наиболее полно  раскрывает свою мысль на примере  жизни двух известных правителей – Чезаре Борджиа и сиракузского царя Агафокла. Макиавелли восхищается  и ставит в пример «герцога Валентино» не из-за его жестокости и вероломства, а из-за его удивительной способности  при разных обстоятельствах применять  разные средства и тем самым сохранять  свою власть, чутко отзываясь на малейшее изменение «фортуны». Он продумал и предусмотрел все, лишь не учел возможности  собственной смерти и не помешал  избранию папы Юлия II, что, впрочем, Макиавелли объясняет необычайным коварством фортуны. «...Таким образом, тот, кто считает необходимым во вновь созданном государстве обезопасить себя от врагов, обзавестись друзьями, побеждать силой или обманом, внушать народу любовь и страх, иметь преданных и послушных солдат, устранять тех, кто тебе может или дол­жен повредить, обновлять древние порядки, быть суровым и милостивым, великодушным и щедрым, избавиться от ненадежного войска, создать новое, приятельствовать с королями и правителями так, чтобы они либо оказывали тебе дружескую поддержку, либо, если уж нападали, то с уважением,— тот не может сыскать для себя более свежего примера, чем пример герцога»18. Л.М. Баткин называет Чезаре Борджиа «чудовищем универсальности»: «Макьявелли считает герцога Валентине выдающимся человеком и безупречным политиком, конечно, не за готовность идти на любое преступление, а за способность быть то действительно свирепым, то милостивым, добрым, щедрым, то хитрить, то идти напрямик и т. д.— как это подсказывает расчет и требуют обстоятельства. Государь должен обладать всеми свойствами человеческой души, всеми ее возможностями, ее добродетелями и ее пороками — и играть на себе самом, как на клапанах флейты»19. По логике Макиавелли, Чезаре Борджиа не был злодеем: он прибегал к жестокости только в необходимый момент и так же в нужное время становился милосердным.

Агафокл же совершал вероломные преступления не ради достижения общего блага и не по свободному выбору, а потому, что просто не мог действовать иначе. Он был по-настоящему жесток и деспотичен, и не смог бы изменить свой характер, если бы для сохранения власти вдруг потребовалось бы стать великодушным и милостивым. Агафокл был прикован к своему характеру, и потому в глазах Макиавелли именно он – настоящий злодей.

Противоположность личностей  этих двух правителей подтверждает  вышеназванные тезисы Макиавелли. Однако среди исторических персонажей Макиавелли все же не видел идеального государя, который смог бы построить единое и сильное итальянское государство. Идеал государя, полностью подпадавшего под характеристику Макиавелли, остался  утопичным.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Каково значение «Государя» в контексте истории?

В Италии  времени Макиавелли правители были жестоки, высокомерны, презрительны к народу, царила атмосфера  предательства и обмана. Он жил во время раздробленного государства, которое мучили заговоры и войны. Макиавелли хотел стабильного и единого государства, хотел объединить нацию и прекратить раздоры. Но Макиавелли – критик и талантливый аналитик - не был политиком и идеологом, чтобы взять бразды правления в свои руки, да и история не предоставила такого «времени и обстоятельств». Нужен был сильный, умный, хитрый государь, который смог бы объединить людей и страну. Несмотря на посвящение трактата Лоренцо Медичи, ни он, ни кто-либо еще так и не смогли объединить Италию в XVI веке.

А. Леонидов пишет: «Реален ли вообще в то время был проект объединения Италии? Ответить на этот вопрос утвердительно очень сложно. С одной стороны, в руках семейства Медичи в то время находилась власть и во Флоренции, и в Риме, так как папа Лев X был братом флорентийского князя. И если бы эти два этих политика объединили свои усилия, да еще хотя бы один из них обладал личностными качествами лидера, то могли бы добиться многого. Если бы! И не хватало им как раз не подлости и цинизма - этому правителей как раз учить не надо, - а ясности представления цели, желанию отказаться от умеренно сносной жизни ради будущего Нации, то есть национальному патриотизму. Нации тогда только складывались, и Макиавелли считается первым итальянским патриотом, гражданином Италии, когда все еще были венецианцами, пизанцами, урбинцами, венецианцами…»20

Но трактат не потерялся  в веках, а сохранил интерес читателей  и сквозь столетия. Известно, что  произведение Макиавелли оказало большое  влияние на творчество многих писателей, например, всемирно известного Шекспира. Современная легенда говорит  о том, что «Государь» был настольной книгой Сталина, который, возможно, черпал оттуда идеи по руководству государством. Однако с позиций современной  морали трактат часто называют «кодексом  бесчестия и тирании»21, считая, что вся его идея сводится к одной-единственной фразе «цель оправдывает средства» (которая, к тому же, не принадлежит Макиавелли, а приписывается английскому философу Томасу Гоббсу). Защищая Макиавелли, Л.М. Баткин заключает: «Мы в своих оценках исходим из внесакрального понятия личности и ее ответственности. А Макьявелли к этому понятию — и лишь в пределе — напряженно движется (если движется). Иначе говоря, наша мысль и мысль Макьявелли работают в двух разных культурах и логиках»22.

 

 

 

Библиография:

  1. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982; 503 с.
  2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: наука, 1989
  3. Леонидов А. Макиавелли и его Государь. Интернет-журнал «Социал-демократ» (эСДек), №4, 2006 (www.esdek.narod.ru)
  4. Андреев М.Л. Никколо Макьявелли в культуре возрождения. Москва, 2008 (взято с портала гуманитарных наук www.niv.ru)

 

 

 

1 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

2 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

3 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

4 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

5 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

6 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

7 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

8 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

9 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

10 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

11 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

12 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

13 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

14 Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: наука, 1989

15 Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: наука, 1989

16 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

17 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

18 Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Худ. лит.,1982.

19 Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: наука, 1989

20 Леонидов А. Макиавелли и его Государь. Интернет-журнал «Социал-демократ» (эСДек), №4, 2006

21 Леонидов А. Макиавелли и его Государь. Интернет-журнал «Социал-демократ» (эСДек), №4, 2006

22 Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: наука, 1989

 


Информация о работе Образ государя в трактате Макиавелли «Государь»