Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:01, сочинение
Главный его герой, Евгений Базаров, несет в себе все качества и черты, которые были присущи революционно настроенным молодым людям 60-70 годов XIX века. Базаров – представитель нового народного течения – нигилизма – к которому также принадлежали Белинский, Бакунин, Герцен и Добролюбов.
Образ
Базарова в романе
И. С. Тургенева «Отцы
и дети».
В каждом из нас заключены два человека,
из которых один порицает то, что делает другой.
Г.
Сенкевич
Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся
друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
В.
Г. Белинский
И. С. Тургенев в своих произведениях всегда изображал правду, и роман «Отцы и дети» не является исключением.
Главный его герой, Евгений Базаров, несет в себе все качества и черты, которые были присущи революционно настроенным молодым людям 60-70 годов XIX века. Базаров – представитель нового народного течения – нигилизма – к которому также принадлежали Белинский, Бакунин, Герцен и Добролюбов.
Но если рассмотреть героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность, то можно прийти к выводу, что Базаров – человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», «ничьих мнений не разделяет, но имеет свои» и все отрицает. В отличие от своих предшественников в русской литературе, таких, как Рудин и Печорин, он стремится «действовать в силу того, что полезно» и не приемлет пустых разговоров.
Его суждения интересны, он прав, говоря, например, о недостатке честных людей в стране. Но его теория грешит некоторой однобокостью, выпады на искусство смешны абсурдной категоричностью.
Многие критики, современники Тургенева, видели в Базарове великую силу, которая, тем не менее, не мешала им воспринимать героя чуть ли не как чудовище и ненавидеть его от всей души. Например, М. А. Антонович в своей статье «Асмодей нашего времени» сказал следующее: «…О нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей».
На первый взгляд, мы можем согласиться с Антоновичем: по отношению к Аркадию Базаров насмешлив, по отношению к Кирсановым нахален и груб, а уж по отношению к своим родителям просто безжалостен.
Но внимательному читателю ясно, что на самом деле Базаров – фигура гораздо более сложная и противоречивая. Такие люди, как он, честны, энергичны, деятельны и преданны своему делу.
Но надо отметить, что главный герой романа не только достоин уважения, но также сострадания, так как образ Базарова глубоко трагичен. Ведь в первую очередь он несчастный человек, а уже потом хам, наглец и невежа. Все существо его как будто разделено на две половины, и сквозь ту, которую мы видим вначале, независимую и целеустремленную, прорывается другая, беспокойная, даже поэтичная; в синтезе эти две натуры дают личность великую, сумрачную, подавляющую, но и в то же время сомневающуюся в своем величии и способностях.
Базаров
полностью соответствует
И действительно, перед ним одни если не раболепствуют, то по крайней мере заискивают, а другие просто на дух не переносят.
И поэтому Базаров одинок. Последователи его и так называемые «единомышленники» сплошь мнимые, способные лишь на жалкое подражание и пародирование. Нет человека, равного ему по силе духа, и нет для Базарова места в том мире. Он обречен на погибель: время его еще не пришло, и жажда борьбы, борьбы с невежеством, с предрассудками, со старыми привычками, так и осталась не утолена. Жизнь теснит Базарова, его теория терпит крах, он мечется в замкнутом круге, пытаясь нащупать выход и не находя его.
Два разных начала, которые в каждом человеке взаимно дополняют друг друга, в случае с Базаровым столкнулись лицом к лицу. Эти два начала есть разум и чувство. Борьба между ними бессмысленна.
И, несмотря на все эти минусы, на все ошибки, Базаров нужен любимой им и любящей его России. Скучно, пусто и бесцветно без такого героя.
Как справедливо сказал Тургенев, «когда переведутся такие люди, пускай закроется книга историй! В ней нечего будет читать».