Образ Базарова (Тургенев "Отцы и дети")

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:01, сочинение

Описание работы

Главный его герой, Евгений Базаров, несет в себе все качества и черты, которые были присущи революционно настроенным молодым людям 60-70 годов XIX века. Базаров – представитель нового народного течения – нигилизма – к которому также принадлежали Белинский, Бакунин, Герцен и Добролюбов.

Работа содержит 1 файл

Образ Базарова (Отцы и дети).doc

— 27.50 Кб (Скачать)

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы  и дети». 

     В каждом из нас заключены  два человека,

     из  которых один порицает то, что делает другой.

     Г. Сенкевич 

     Разум и чувство –  две силы, равно  нуждающиеся 

     друг  в друге, мертвы и  ничтожны они одна без другой.

     В. Г. Белинский 

     И. С. Тургенев в своих произведениях  всегда изображал правду, и роман  «Отцы и дети» не является исключением.

     Главный его герой, Евгений Базаров, несет  в себе все качества и черты, которые  были присущи революционно настроенным  молодым людям 60-70 годов XIX века. Базаров – представитель нового народного течения – нигилизма – к которому также принадлежали Белинский, Бакунин, Герцен и Добролюбов.

     Но  если рассмотреть героя романа Тургенева  не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность, то можно прийти к выводу, что Базаров – человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», «ничьих мнений не разделяет, но имеет свои» и все отрицает. В отличие от своих предшественников в русской литературе, таких, как Рудин и Печорин, он стремится «действовать в силу того, что полезно» и не приемлет пустых разговоров.

     Его суждения интересны, он прав, говоря, например, о недостатке честных людей в  стране. Но его теория грешит некоторой однобокостью, выпады на искусство смешны абсурдной категоричностью.

     Многие  критики, современники Тургенева, видели в Базарове великую силу, которая, тем не менее, не мешала им воспринимать героя чуть ли не как чудовище и  ненавидеть его от всей души. Например, М. А. Антонович в своей статье «Асмодей нашего времени» сказал следующее: «…О нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей».

     На  первый взгляд, мы можем согласиться с Антоновичем: по отношению к Аркадию Базаров насмешлив, по отношению к Кирсановым нахален и груб, а уж по отношению к своим родителям просто безжалостен.

     Но  внимательному читателю ясно, что  на самом деле Базаров – фигура гораздо более сложная и противоречивая. Такие люди, как он, честны, энергичны, деятельны и преданны своему делу.

     Но  надо отметить, что главный герой  романа не только достоин уважения, но также  сострадания, так как  образ Базарова глубоко трагичен. Ведь в первую очередь он несчастный человек, а уже потом хам, наглец и невежа. Все существо его как будто разделено на две половины, и сквозь ту, которую мы видим вначале, независимую и целеустремленную, прорывается другая, беспокойная, даже поэтичная; в синтезе эти две натуры дают личность великую, сумрачную, подавляющую, но и в то же время сомневающуюся в своем величии и способностях.

     Базаров полностью соответствует собственному определению «настоящего человека»: «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надо слушаться или ненавидеть».

     И действительно, перед ним одни если не раболепствуют, то по крайней мере заискивают, а другие просто на дух  не переносят.

     И поэтому Базаров одинок. Последователи  его и так называемые «единомышленники»  сплошь мнимые, способные лишь на жалкое подражание и пародирование. Нет человека, равного ему по силе духа, и нет для Базарова места в том мире. Он обречен на погибель: время его еще не пришло, и жажда борьбы, борьбы с невежеством, с предрассудками, со старыми привычками, так и осталась не утолена. Жизнь теснит Базарова, его теория терпит крах, он мечется в замкнутом круге, пытаясь нащупать выход и не находя его.

     Два разных начала, которые в каждом человеке взаимно дополняют друг друга, в случае с Базаровым столкнулись лицом к лицу. Эти два начала есть разум и чувство. Борьба между ними бессмысленна.

     И, несмотря на все эти минусы, на все  ошибки, Базаров нужен любимой  им и любящей его России. Скучно, пусто и бесцветно без такого героя.

     Как справедливо сказал Тургенев, «когда переведутся такие люди, пускай закроется книга историй! В ней нечего будет читать».

Информация о работе Образ Базарова (Тургенев "Отцы и дети")