Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:18, доклад
Стоит произнести название комедии Фонвизина, чтобы в нашем воображении возник образ тупоумного лодыря, неуча и маменькина сынка. Такой смысл, благодаря фонвизинскому Митрофану, приобрело самое слово “недоросль”, дотоле не заключавшее в себе ничего зазорного.
ТВОРЧЕСТВО ФОНВИЗИНА
Стоит произнести
название комедии Фонвизина, чтобы
в нашем воображении возник образ
тупоумного лодыря, неуча и маменькина
сынка. Такой смысл, благодаря фонвизинскому
Митрофану, приобрело самое слово
“недоросль”, дотоле не заключавшее
в себе ничего зазорного. “Недорослями”
называли дворянских подростков, не достигших
пятнадцати лет, то есть возраста, определенного
Петром I для вступления в службу. В 1736
г. срок пребывания в “недорослях” был
продлен до двадцати лет. Указ о вольности
дворянской, отменявший обязательную
до тех пор срочность службы и тем самым
предоставлявший дворянам право служить
или не служить, подтверждал введенное
еще при Петре обязательное обучение и
предписывал, “чтоб никто не дерзал без
учения пристойных благородному дворянству
наук детей своих воспитывать под тяжким
нашим гневом”. Простакова не только “мастерица
толковать указы”: она умеет и обходить
их, когда захочет (курсив автора - сост.).
Следуя установленному порядку, она нанимает
к Митрофанушке учителей, но намеревается
растянуть срок его пребывания “в недорослях”.
“...Пока Митрофанушка еще в недорослях
потб его и понежить; а там лет через десяток,
как войдет, избави Боже в службу, всего
натерпится”, - говорит она, “Лет через
десяток”! Митрофану идет уже шестнадцатый
год. Следовательно, до двадцати шести
лет Простакова собирается продержать
его при себе. А впрочем, она лелеет и такую
мысль: “Как кому счастье на роду написано,
братец. Из нашей же фамилии Простаковых,
смотри-тка, на боку лежа, летят себе в
чины. Чем же плоше их Митрофанушка?” И,
слыша подобные рассуждения, зритель убеждается
в том, что при такой мамаше Митрофан Простаков
не посрамит своей “фамилии”.
В образе Митрофана
Фонвизин показывает живой результат
простаковского толкования указа о
вольности дворянской. И в качестве
контраста этому лентяю, привыкшему бить
баклуши да лазить на голубятню, он выводит
положительные образы дворян, исполняющих
свой общественный долг, то есть состоящих
на государственной службе. В их образах
олицетворены два вида службы: военная
Милон) и гражданская Правдин).
Обязательное для недорослей обучение “пристойным благородному дворянству наукам” воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: “Не хочу учиться, хочу жениться” приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал “учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится”. /.../