Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:28, реферат
В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.
Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»
В свой роман
“Преступление и наказание” Достоевский
вложил гуманистическую идею. В этом
произведении особо тревожно проглядывают
глубокие нравственные проблемы, волновавшие
писателя. Достоевский затронул важные
социальные вопросы того времени. Впрочем,
нельзя утверждать, что и в нашем
теперешнем обществе нет таких же
остро стоящих социальных проблем.
Автора беспокоит безнравственность,
царящая во всех слоях общества,
влияние денег на формирование неравенства
между людьми. А это приводит впоследствии
к выраженному праву власти одного
над другим.
Поэтому для Достоевского является губительным
общество, в котором деньги представляют
высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и
в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться
на убийство может отнюдь не каждый, а
лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости
и непогрешимости данного злодеяния. А
Раскольников действительно был уверен
в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким
же, как и он сам — “униженным и оскорбленным”,
— не только побуждала его и придавала
ему силы, но и утверждала его как личность,
давала почувствовать свою значимость.
Но теории Раскольникова, по которой одни,
то есть необыкновенные, имеют право над
другими, то есть обыкновенными, людьми,
не суждено было воплотиться в реальность,
так как это противоречит логике жизни.
Именно по этой причине страдает и мучается
Родион Раскольников. Он осознал, что его
теория провалилась, что он ничтожество,
потому и называет себя подлецом. Достоевского
волновало более всего преступление против
нравственных законов, нежели юридических.
Равнодушие Раскольникова к людям, вражда,
отсутствие любви и самоубийство человека
охарактеризовано писателем как “убийство”
самого себя, уничтожение своих нравственных
принципов, а грех убийства старухи-процентщицы
и Лизаветы для Достоевского вторичен.
Убийства, совершенные Раскольниковым,
привели к полной опустошенности его души.
Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова
способен лишь человек, который умеет
страдать и чья нравственность выше его
собственной. В романе “Преступление
и наказание” таким проводником — спасителем
души человеческой — является Сонечка
Мармеладова. Она единственная смогла
заполнить пустоту, в которой жил Раскольников
после убийства. В романе она предстает
перед нами чистой, невинной девушкой:
“Это была скромно и даже бедно одетая
девушка, очень еще молоденькая, почти
похожая на девочку, с скромною и приличною
манерой, с ясным, но как будто несколько
запуганным лицом”. Соня не отличалась
особой красотой. И для Достоевского это
не имеет никакого значения. А вот глаза
Сони, кроткие и милые, говорили много
прекрасного о ее душе: “...голубые глаза
ее были такие ясные, и, когда оживлялись
они, выражение ее лица становилось такое
доброе и простодушное, что невольно привлекало
к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка
Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную
работу. Голод и нищета заставили Соню
пойти на позорное унижение. Видя, как
страдает Катерина Ивановна, Соня не могла
остаться равнодушной. Все свои деньги
Сонечка без жадности отдавала отцу и
своей мачехе — Катерине Ивановне. Она
относилась к ней как к своей родной матери,
любила ее, ни в чем не перечила. В Соне
Достоевский воплотил лучшие черты человеческого
характера: искренность, чистоту чувств,
нежность, доброту, понимание, постоянство.
Соня — “существо приниженное”, и оттого
ее невыносимо жаль. Другие, более властные,
чем она, позволили себе издеваться, насмехаться
и унижать ее, видя всю невинность и непорочную
чистоту. “Приниженной” Сонечка стала
из-за общества, в котором живет, из-за
людей, что постоянно ее обижали, без стыда
и совести обвиняли. Среди всех персонажей
романа не найдется более искренней и
доброй души, чем Соня. Лишь презрение
можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся
безвинно обвинить ни в чем не виновное
существо. Но более всего в Соне прекрасно
ее желание всем помочь, ее готовность
отстрадать за других. Глубже всех она
понимает Раскольникова, когда узнает
о его преступлении. Она страдает за него,
переживает. Эта богатая душа, богатая
любовью и пониманием, помогла Раскольникову.
Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет”
во мраке тьмы, бед и страданий, но вот
появляется Соня. Эта сильная (по своей
вере) девушка оказалась способною помочь,
поддержать больше, чем кто бы то ни был.
Когда Раскольников идет признаваться
в совершенном преступлении, Сонечка одевает
свой зеленый платок — символ страдания.
Она готова отстрадать даже за преступление
Раскольникова. Таким человеком можно
лишь восхищаться! При первом знакомстве
с Соней в лице ее мы видим столько запуганности,
что кажется невозможным представить
эту девушку другой. А это оказывается
возможным. Достоевский внимание уделял
не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее
волевой, сильной душе. Эта девушка спасла
своей любовью, своей добротой и преданностью
от “уничтожения” нашего героя. Сонечка
— это как “луч света” в мире тьмы и разочарований,
надежда на лучшее будущее, это вера, надежда
и любовь. Долгий, страдальческий путь
прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений
до уважения. Непременно она достойна
счастья. После заключения Раскольникова
Соня не предалась страху разлуки с ним.
Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым
все его испытания, лишения, радости и
вместе с ним должна добиться счастья.
В этом и заключается смысл любви. В остроге,
равнодушная ко всему, душа Раскольникова
мало-помалу привыкала к заботе, любви
и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно,
день ото дня открывалось и смягчалось.
Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова
зародилось новое, неизведанное чувство
— чувство любви. Наконец они оба обрели
счастье. Пробудившаяся любовь в душе
Раскольникова привела его к раскаянию
в содеянном преступлении, к появлению
нравственности.
Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки
Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность
должна жить в душе каждого человека, как
живет она в Соне. Необходимо ее сохранить,
несмотря на все беды и лишения, чего не
сделал Раскольников. Человек, не сохранивший
нравственности, не имеет права называть
себя человеком. Поэтому справедливо сказать,
что Соня Мармеладова — “чистый свет
высокой нравственной идеи”.
Информация о работе Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»