Николай Гумилёв

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:14, биография

Описание работы

Н. Гумилёв родился 3 апреля 1886г. в дворянской семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна.
Дед его — Панов Яков Федотович — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии.
С детства Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Несмотря на это часто участвовал в играх со сверстниками, где постоянно старался руководить.
Но общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных — «рыжей собаки», попугая, морских свинок. Людей он избегал.

Работа содержит 1 файл

Гумилёв.docx

— 73.16 Кб (Скачать)

В 1921 году Николай Гумилёв опубликовал два сборника стихов. Первый — «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке. «Шатёр» должен был стать первой частью грандиозного проекта «учебник географии в стихах». В нём Гумилёв планировал описать в рифму всю обитаемую сушу. Второй — «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели». Многие считают, что «Огненный столп» — вершинный сборник поэта.

 
 
 

                                                                                                                       13

Основные  черты поэзии

 

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.

Хотя размеры  стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал что лучше всего  у него получаются анапесты Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко».[24] Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                        14

Основные  работы

Сборники  стихов

  • Путь конквистадоров (1905)
  • Романтические цветы (посвящается Анне Андреевне Горенко), Париж (1908)
  • Жемчуга (1910)
  • Чужое небо (1912)
  • Колчан (1916)
  • Костёр (1918)
  • Фарфоровый павильон (1918)
  • Шатёр (1921)
  • Огненный столп (1921)
  • К Синей звезде (1923)

  Пьесы

  • Дон Жуан в Египте (1912)
  • Игра (1913, опубликована 1916)
  • Актеон (1913)
  • Гондла (1917)
  • Дитя Аллаха (1918)
  • Отравленная туника (1918, опубликована 1952)
  • Дерево превращений (1918, опубликована 1989)
  • Охота на носорога (1920, опубликована 1987)

Драматические сцены и фрагменты

  • Ахилл и Одиссей (1908)
  • Зелёный тюльпан
  • Красота Морни (1919, опубликована 1984)

 Проза

  • Записки кавалериста (1914—1915)
  • Чёрный генерал (1917)
  • Весёлые братья
  • Африканский дневник
  • Вверх по Нилу
  • Карты
  • Девкалион                                                                                                 15
  • Тень от пальмы (1909—1916)

  Поэмы

  • Мик (1918)

  Переводы

  • Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914)
  • Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)
  • Альбер Самен «Полифем»
  • Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)

  Издания

  • Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Гумилёв Н.С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
  • Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии / Сост. Г.М. Фридлендер (при участии Р.Д. Тименчика); Подгот. текста и коммент. Р.Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                        16

Влияние на литературу

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных  «школ поэтического мастерства» (три  «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически  относились многие современники, оказалась  весьма плодотворной. Его ученики — Георгий АдамовичГеоргий ИвановИрина ОдоевцеваНиколай ОцупВсеволод РождественскийНиколай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству).

Песни на его  стихи

  • В репертуаре А. Н. Вертинского есть песня «Китайская акварель», стихи которой принадлежат Н. С. Гумилёву.
  • В репертуаре группы «Мельница» есть песни «Змей»«Ольга», стихи которых принадлежат Н. С. Гумилёву.
  • В репертуаре Елены Камбуровой есть песни на некоторые стихи Н. С. Гумилёва (например, «Волшебная скрипка»).
  • В репертуаре Канцлера Ги есть песня «Любовь» на стихотворение Н. С. Гумилёва.
  • В репертуаре Василия К. есть песня «Пьяный дервиш» на одноимённое стихотворение Н.С. Гумилёва
  • В репертуаре группы «Квартал» есть песня «Сада-Якко», стихи которой принадлежат Гумилёву.
  • В репертуаре группы «Маленькие трагедии» есть песня «Дорога» на одноимённое стихотворение Гумилёва.
  • В репертуаре группы Who Dies In Siberian Slush есть песня «Завещание Гумилёва».
  • В репертуаре группы BER-LINN есть песня «На далекой звезде Венере».
  • В репертуаре Brendona Stone есть песня на стихи «Жираф».
  • В репертуаре группы «Любэ» есть песня на стихи «Лес» («Я придумал это, глядя на твои Косы-кольца огневеющей змеи, На твои зеленоватые глаза Как персидская больная бирюза…»)                     17

    Анализ  стихотворения Н. Гумилева «Она»

    В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано  стихотворение Н. Гумилева «Она»

    ОНА

    Я знаю женщину: молчанье,

    Усталость горькая  от слов,

    Живет в таинственном мерцанье

    Ее расширенных  зрачков.

    Ее душа открыта  жадно

    Лишь медной музыке стиха,

    Пред жизнью, дольней и отрадной,

    Высокомерна и глуха.

    Неслышный и  неторопливый,

    Так странно  плавен шаг ее,

    Назвать нельзя ее красивой,

    Но в ней  все счастие мое.

    Когда я жажду  своеволий

    И смел и горд — як ней иду

    Учиться мудрой сладкой боли

    В ее истоме и  бреду.

    Она светла в  часы томлений

    И держит молнии в руке,

    И четки сны  ее, как тени

    На райском  огненном песке.

    1. Стихотворение  «Она» впервые опубликовано в  книге стихов Николая Гумилева  «Чужое небо» в 1912 году. Это  книга ухода Н. Гумилева от  символизма, свойственного ему ранее  к новому мироощущению. Именно  эту книгу критики считают  первым по-настоящему акмеистическим  сборником. По свидетельству А.  Ахматовой, в стихотворении речь  идет о ней.

    2. В стихотворении  основная тема – тема любви  лирического героя. Идеей является  понимание того, что любовь к  женщине всегда загадочна и  необъяснима. Повествование ведется  от 1-го лица (лирического героя).                                                                                18

     Можно говорить  о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

    Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

    1-3 строфы,

    4 строфа,

    5 строфа.

    Мы считаем, что именно так можно тематически  расчленить текст.

    3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

    3.1.Так как  текст поэтический, в нем представлены  средства художественной выразительности:

    эпитеты («таинственное  мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

    сравнения («четки сны ее, как тени»);

    гиперболы («держит  молнии в руке»);

    метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

    Попробуем разобрать  метафору «душа открыта жадно»:

    душа – 1)внутренний мир человека;

    2)свойства  характера;

    открыта – 1)поднять что-либо;

    2)сделать доступным;

    3)обнажить;

    жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

    2)скупость, корысть.

                                                                                                                       19                 

    Разбор метафор  позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

    3.2. Аллитерация  наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

    Ассонанс. Проанализировав  состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в  сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а  также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

    3.3. При помощи  одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется  связь в тексте на лексическом  уровне. Стихотворение объединяет  и образ лирического героя:  «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

Информация о работе Николай Гумилёв