Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:44, реферат
В 900-х гг. в буржуазной литературе возникают попытки преодолеть упадочный декадентский импрессионизм. В частности Брюсов в 900-х гг. подхватывает и развивает те тенденции буржуазной активизации и агрессивности, которые наметились в декадентстве 90-х гг. у Минского, Мережковского и др. Подобно Бальмонту 900-х гг. Брюсов предан и вивёрскому культу мгновений, и оргийнодионисийской эротике, и демонизму, аморализму, эстетизации силы и зла, упоению разрушением. С наибольшей силой у Брюсова проявляется волюнтаризм, напор «воли к власти», завоевательная героика. Пафос овладения миром, империалистической экспансии он закрепляет в образах героев всемирной истории, носителей «сверхчеловеческой» мощи, стоящих «по ту сторону добра и зла» абсолютных властелинов (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон и др.), оживляя тени воинственных предков-викингов, скифов. В политических стихах 1904—1905 Брюсов воспевает великодержавную политику на Дальнем Востоке.
Неоклассика
В 900-х гг. в буржуазной
литературе возникают попытки преодолеть
упадочный декадентский импрессионизм.
В частности Брюсов в 900-х гг. подхватывает
и развивает те тенденции буржуазной
активизации и агрессивности, которые
наметились в декадентстве 90-х гг. у
Минского, Мережковского и др. Подобно
Бальмонту 900-х гг. Брюсов предан и вивёрскому
культу мгновений, и оргийнодионисийской
эротике, и демонизму, аморализму, эстетизации
силы и зла, упоению разрушением. С наибольшей
силой у Брюсова проявляется волюнтаризм,
напор «воли к власти», завоевательная
героика. Пафос овладения миром, империалистической
экспансии он закрепляет в образах героев
всемирной истории, носителей «сверхчеловеческой»
мощи, стоящих «по ту сторону добра и зла»
абсолютных властелинов (Александр Македонский,
Юлий Цезарь, Наполеон и др.), оживляя тени
воинственных предков-викингов, скифов.
В политических стихах 1904—1905 Брюсов воспевает
великодержавную политику на Дальнем
Востоке. В политических статьях в журн.
«Новый путь» 1903—1904 он провозглашает
крушение парламентаризма, демократии
на Западе, проповедует «цезарепапизм»,
«панславизм» в духе В. Соловьева. В этот
период Брюсов становится первым русским
поэтом-урбанистом. Его поэзия насыщается
пафосом борьбы с природой, технического
прогресса, лихорадочно строящейся индустриально-урбанистической
культуры. Русский капитализм 900-х гг. не
только судорожно развивался, но и загнивал,
русский империализм не только наступал,
но и терпел поражения, капитализм развертывался
в условиях крайне обостренных классовых
противоречий, революционных потрясений.
Отсюда та печать пессимизма и трагизма,
которая лежит на творчестве Брюсова,
его «демонизм», срывы разума в безумие,
представление о конечном торжестве хаоса,
«сумрака» и т. д. Особенно характерны
для Брюсова темы уничтожения в исторической
проекции, обращение к эпохам декаданса
(напр. упадка римской империи в романе
«Алтарь победы», 1911—1912), пророчества
о грядущей гибели человечества (в драме
«Земля», в ряде рассказов и стихотворений).
Наряду со страхом перед надвигающимися
катастрофами, у Брюсова возникает осознание
исторической неизбежности конца буржуазной
культуры. Это осознание переходит в приятие
сильным человеком своего трагического
жребия, в приветствия победителям, во
влечение к самоуничтожению, к слиянию
с «хаосом». Здесь в творчестве Брюсова
намечается тот надрыв, который ведет
в дальнейшем к возвышению над ограниченностью
своего класса и к принятию социалистической
революции.
В творчестве Брюсова
формируются тенденции, отличные от
символизма и получившие преобладание
в последующий период в так наз. акмеизме.
У Брюсова нет резкого метафизического
дуализма, нет движения в сторону объективного
идеализма, религиозного миропонимания,
нет тяготения к «соборности» и т. п. Подновляемому
богоискателями христианству Брюсов противопоставляет
«языческий» эстетизм, христианнейшей
«святой плоти» — принцип «равноправия
телесного начала». Брюсов арелигиозен,
на небесах его царит не благой бог, а суровый
слепой рок; вместо чаяний «второго пришествия»,
«возвращения вечности» у Брюсова — роковая
повторность судеб, «вечное возвращение»,
вместо экстазов перед вневременным, абсолютным
— пафос истории. Его мистические порывания
ограничиваются интересом к непознанному,
«таинственному», к поискам в оккультизме
и т. п. неоткрытых «тайных» энергий. В
его стихах и проза, даже имеющих предметом
«таинственное», господствует рациональная
ясность, не расплывчатость и многозначность
символики, а определенность значений.
Лозунгу религиозного искусства Брюсов
противополагает принцип самоцельного
искусства, парнасского культа формы.
Образы Брюсова материально наполнены,
вещественны, скульптурны в отличие от
«плоскостных», бесплотных, деформированных
эмблем символистов. Все это не означает
конечно реалистичности поэзии Брюсова.
Романтике символистов, преданных революционным
утопиям о будущем «организованном» капитализме,
Брюсов противопоставляет героическую
идеализацию упадочного и агрессивного
капитализма в его настоящем, облекая
империалистическую буржуазию в эстетизированные
одеяния всех веков и народов. Тенденции
классицизма сближают Брюсова с поэзией
французских парнасцев, Леконт де Лиля
, Готье , Бодлера , определяют его «пушкинизм».
Поэзию Брюсова характеризуют четкость
образов, сжатость, полновесность, величавость
речи, завершенность, уравновешенность
замкнутой формы. В прозе эти установки
Брюсова приводят к жанру исторического
романа, который стремится к точному воспроизведению
быта и исторических фактов и в то же время
к идеализации, эстетизации, широко захватывает
изображаемую эпоху, но не раскрывает
движущих историю социальных сил. В соответствии
с поэтикой классицизма в этих романах
решительно преобладает повествование,
описание же, раскрытие психики героя
даются сжато, в минимально необходимых
дозах. Романы Брюсова «Огненный ангел»
(1907—1908) и «Алтарь победы» (1911—1912) типологически
наиболее близки историческому жанру
у Флобера (особенно «Саламбо»).
Деградация реализма
В 90—900-х гг. нарастающее
революционное движение пролетариата
расслаивает мелкую буржуазию. Прогрессивно-демократическая
линия мелкобуржуазной литературы оформлялась
как наруралистический реализм и противополагалась
декадентски-
Одно из существенных
свойств реалистической группы —
это мелкобуржуазный гуманизм «социального
сострадания», традиционное жаление
обездоленных, гуманизм, зовущий не к борьбе
за попранные права человека, а к примирению.
Рабочие в «Молохе» Куприна — это «большие
дети», «смиренные воины», «простые сердца»,
на долю которым остается подвиг терпения.
Сентиментальный гуманизм у Телешова
ведет к апофеозу смирения и покорности
униженных и оскорбленных. Выдвигая тему
о деформации человека в буржуазном обществе,
об опошлении, уродовании в нем настоящих,
больших человеческих чувств, Куприн разрешает
ее в плане отвлеченных мечтаний о высокой,
подлинной любви («Суламифь», «Святая
любовь», «Гранатовый браслет» и др.) и
в гедонистически-потребительских идеалах
эстетического индивидуализма, в вульгаризованном
ницшеанстве, в защите эгоизма, в культе
«прекрасного тела», искусства и т. п. («Тост»,
«Поединок»). С протестом против внутреннего
порабощения человека связаны у Куприна
мотивы известной неуспокоенности, непристроенности
на лоне капиталистического общества,
бродяжничества в духе Гамсуна , интерес
к люмпенпролетариям, стоящим «вне общества»,
любование цельными, нетронутыми «детьми
природы» («Листригоны», «Олеся», «Лесная
глушь» и др.). Сентиментальным возвеличинием
«униженных», слащавым гуманизмом, как
и детализованным протоколированием снижается
в повести Куприна «Яма» сила протеста
против организуемой в капиталистическом
обществе проституции. Более радикальную
окраску получает гуманизм и все же еще
расплывчатый социальный протест у Шмелева.
За внешне обывательской жизнью своих
персонажей он раскрывает романтические
мечтания о лучшей жизни, о социальной
правде, он показывает пробуждающееся
под влиянием революции в униженном человеке
сознание своего достоинства, переход
к действенному протесту у несчастных,
забитых людей («Гражданин Уклейкин»,
«Человек из ресторана»). Печать того же
мелкобуржуазного гуманизма лежит на
творчестве еврейской группы натуралистов.
Изображение быта «черты оседлости», страданий,
бесправия еврейской ремесленной бедноты
дается в плане жалости и любви к «маленьким»,
несчастным людям, сочетается с тоской
о прекрасной жизни, раскрепощении человеческой
личности, с «гуманистически» смягченной
сатирой на еврейскую буржуазию, с надеждами
на либеральное разрешение еврейского
вопроса.
Воздействие пролетарской
идеологии на мелкобуржуазных реалистов
сказывалось уже с 90-х гг. в тяготении некоторых
из них к марксизму. Борьбу на идеологическом
фронте марксистов с народниками изобразил
Чириков в «Инвалидах» и «Чужестранцах»,
в эпигонах народничества автор видит
инвалидов, его симпатии на стороне интеллигентов-марксистов,
которых он однако представляет далекими
массам чужестранцами, одинокими пионерами.
Повести и драмы Чирикова на общественные
темы имели фельетонный характер, что
было показателем отнюдь не их социальной
остроты, но лишь социальной малоемкости
его натурализма и неспособности к реалистическому
воплощению. Для Чирикова характерно,
что при своих «марксистских» симпатиях
он не изображал пролетариата, ограничивался
отражением идеологической борьбы в интеллигентской
среде. Собственно говоря, «марксистские»
тяготения Чирикова аналогичны «легальному
марксизму», критика народничества для
них означала переход не к социализму,
а к буржуазному либерализму.
На ряд писателей
из лагеря мелкобуржуазных натуралистов,
оказывала влияние художественная манера,
тематика и идеологические позиции Чехова
(Чириков, Куприн, Шмелев, Сургучев и др.).
Основная для Чирикова и важная для Куприна
и др. тема — это изображение застойного
провинциального мещанства, засасывающего
в свое болото интеллигенцию, обескрыливающего
ее порывания. Протесты утопающих в мещанском
болоте интеллигентов слабы, кончаются
капитуляцией. Торжество пошлости, бессмыслицы
мещанского бытия у Чирикова, Куприна
рисуется иначе, чем у Чехова. Чеховские
пошляки не так безмятежны, счастливы
и самодовольны, они томятся, ноют, страдают;
своих героев Чехов описывает с болью,
нервным трепетом, скорбью или негодованием,
Чириков и Куприн — более благодушно,
объективистски. Никто из мелкобуржуазных
реалистов не поднимается до силы и остроты
чеховского критицизма. В то же время в
их разработке «чеховских» жанров психологической
новеллы, лирически-созерцательной повести,
драмы настроения сравнительно мало осваивается
чеховский реалистический импрессионизм.
Их творчество движется, собственно, в
русле натурализма. Рыхлые, водянистые
романы и повести Чирикова, натуралистические
повести Куприна часто имеют характер
«сырья», они недооформлены и достаточно
далеки от тонкого мастерства чеховской
отделки. Сниженность социальной идеи,
половинчатость, немощность общественного
протеста приводят мелкобуржуазных натуралистов
к сугубому эмпиризму, слабой проблемности,
перегруженности объективистским, детализированным,
протокольным описательством, к поверхностности
и случайности наблюдений, к погруженности
в мелочи быта, отсутствию стержня, бесхребетности
в композиции. В их творчестве не ухватываются
основные моменты исторического процесса,
ведущие силы общественного движения,
нет способности к обобщению, нет типизирующей
силы. Социально-идейная направленность
мелкобуржуазного натурализма заключала
в себе элементы социального примирения,
увода от классовой борьбы. Творчество
этой группы развивалось не только под
воздействием революционного пролетариата,
но и под давлением буржуазного либерализма,
отражая как кратковременный период оппозиционности
буржуазии (1903—1905), так и ее последующий
поворот к контрреволюции. Неустойчивость,
расплывчатость социального протеста
мелкобуржуазной литературы, даже в период
подготовки, осуществления революции,
нашли естественное завершение в ее стремительном
бегстве в лагерь контрреволюции после
расправы с революционным движением.
При всей ограниченности
радикализма и демократизма большинства
писателей мелкобуржуазной
Наряду с мелкобуржуазным
реализмом в эпоху империализма
теплился еще эпигонский дворянский
реализм (с 90-х гг. И. А. Бунин, с 900-х
— И. А. Новиков, Н. А. Крашенинников
и др.). Проза и стихи Бунина
— это поэтизирование дворянского
оскудения, эпитафия умирающим под натиском
капитализма дворянским гнездам, элегические
воспоминания о былой красоте усадебного
мира, поэзия осенней скорби, обреченности,
тщеты и бренности жизни. Одиночество
среди гибнущего мира, отрешенность от
треволнений социальной жизни, паломничество
к «великим могилам» погибших культур
(Эллада, Палестина, Египет, Вавилон и т.
д.), оживление мифов медитации о роке,
сокрушающем «дела человеческие», искание
выхода и слияние с обожествленным миром
природы — характерные для Бунина мотивы.
Выходя за пределы усадьбы Бунин рисует
вырождение патриархальной деревни, ее
разложение капитализмом, деревню как
«великую пустыню», как «царство голода
и смерти». В написанной после крестьянских
волнений 1905—1907 «Деревне» (1911) он дискредитирует
революционизирующуюся деревню, рисует
«нового хозяина» в образе грубого, жесткого,
первобытного человека-полузверя.
ворянский реализм 90—900-х
гг. окрашен не натурализмом, а классическим
«академизмом», реминисценциями пушкинско-