Научный стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
1. Особенности научного стиля………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
2. Лексика научного стиля речи…………………………………………………. явление………………………………………………………………… 5
3. Морфологические особенности научного стиля речи………………………. …………………………………………….. 7
4. Синтаксические особенности научного стиля речи…………………………. Заключение………………………………………………………………………………………….. 10 10
5. Подстили научного стиля……………………………………………………… Литература…………………………………………………………………………………………… 11
6. Жанры, использующие научный стиль………………………………………. 13
Литература…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Русский язык (КР).doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Отличием  научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить  на три подстиля:

Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно  назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

Характерен  для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в  одном языке и ни при каких  условиях не может оказаться тождественной  ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что  значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле  обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора

и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. 

Можно выделить следующие жанры научной  прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. 

К вторичным  текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. 

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Просвещение, 2001. – 381 с.

2. Культура языка государственного служащего. Учебное пособие. – М., 1998. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Научный стиль