Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа
Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.
Введение……………………………………………………………………....... 3
1. Особенности научного стиля………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4
2. Лексика научного стиля речи…………………………………………………. явление………………………………………………………………… 5
3. Морфологические особенности научного стиля речи………………………. …………………………………………….. 7
4. Синтаксические особенности научного стиля речи…………………………. Заключение………………………………………………………………………………………….. 10 10
5. Подстили научного стиля……………………………………………………… Литература…………………………………………………………………………………………… 11
6. Жанры, использующие научный стиль………………………………………. 13
Литература…………………………………………
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».
Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора
и классификации.
Стиль характерен для научно-популярных
журналов и книг, детских энциклопедий,
сообщений «научного характера»
в СМИ. Это наиболее свободный подстиль,
и он может варьироваться от газетных
рубрик «историческая/техническая справка»
или «это интересно» до научно-популярных
книг, близких по формату и содержанию
к учебникам (научно-учебному стилю).
Научные
тексты оформляются в виде отдельных законченных
произведений, структура которых подчинена
законам жанра.
Можно
выделить следующие жанры научной
прозы: монография, журнальная статья,
рецензия, учебник (учебное пособие),
лекция, доклад, информационное сообщение
(о состоявшейся конференции, симпозиуме,
конгрессе), устное выступление (на конференции,
симпозиуме и т. д.), диссертация, научный
отчёт. Эти жанры относятся к первичным,
то есть созданным автором впервые.
К вторичным
текстам, то есть текстам, составленным
на основе уже имеющихся, относятся: реферат,
автореферат, конспект, тезисы, аннотация.
При подготовке вторичных текстов происходит
свёртывание информации в целях сокращения
объёма текста.
К жанрам
учебно-научного подстиля относятся: лекция,
семинарский доклад, курсовая работа,
реферативное сообщение. Каждому жанру
присуще свои индивидуально-стилевые
черты, однако они нарушают единство научно-технического
стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Литература
1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Просвещение, 2001. – 381 с.
2. Культура
языка государственного служащего. Учебное
пособие. – М., 1998.