Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:13, контрольная работа
Молодой герой, студент Эжен Растиньяк, – отпрыск обедневшей аристократической семьи. Эжен прибыл в Париж из провинции изучать право. Его родным «пришлось обречь себя на тяжкие лишения», чтобы дать ему возможность жить и учиться в Париже. На него возлагаются большие надежды. От его успехов зависят счастье и благосостояние всей семьи. Эжен понимает это и, считая себя обязанным, старается оправдать их надежды: старательно учится, экономит.
Молодой герой у французских реалистов
«Отец Горио» О. де Бальзака и «Красное и чёрное» Стендаля
Молодой герой, студент Эжен Растиньяк, – отпрыск обедневшей аристократической семьи. Эжен прибыл в Париж из провинции изучать право. Его родным «пришлось обречь себя на тяжкие лишения», чтобы дать ему возможность жить и учиться в Париже. На него возлагаются большие надежды. От его успехов зависят счастье и благосостояние всей семьи. Эжен понимает это и, считая себя обязанным, старается оправдать их надежды: старательно учится, экономит. Именно поэтому он поселяется в пансионе у вдовы Воке, в этом “гнилом болоте”, где каждый сам за себя, где «увядшие рты были вооружены хищными зубами». Пансион г-жи Воке с его жильцами (никому не нужными стариками и бедными студентами) занимает одну из низших ступеней социальной лестницы. Верхнюю ступень занимает аристократия (действие романа происходит в эпоху Реставрации, когда дворянство попыталось вернуть себе прежнюю власть), представленная образами виконтессы де Босеан, герцогини де Ланже, графа де Ресто, Максима де Трай, маркиза д'Ажуда-Пинто.
В
целом создается широкая
Жизнь в Париже с ее соблазнами пробуждает в Растиньяке честолюбивое желание выдвинуться, приобщиться к тому миру роскоши, который он наблюдает издали. Ему кажется, что, опираясь на свои личные достоинства - ум, способности, трудолюбие, - он сможет сделать себе карьеру и добиться материального достатка. Но вскоре Эжен понимает, что чтобы добиться чего-либо в кратчайшие сроки, одних личных достоинств мало. Тогда он приходит к своей кузине де Босеан в надежде на помощь в его продвижении в обществе. Де Босеан вводит его в высший свет и даёт советы по поведению в обществе: «... Чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. […] Запомните, что в свете вы останетесь ничем, если у вас не будет женщины, которая примет в вас участие. Если в вас зародится подлинное чувство, спрячьте его, как драгоценность, чтобы никто даже и не подозревал о его существовании, иначе вы погибли. Перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву».
Знакомство с Анастази де Ресто – начало жизненного пути Эжена, утверждение в нём честолюбивых замыслов, а знакомство с Максимом де Трайем позволяет узнать главное средство достижения этих замыслов – женщины и деньги («демон роскоши уязвил его сердце, лихорадка наживы овладела им, от жажды золота пересохло в горле»).
Образ Растиньяка дан в развитии, показан процесс формирования его характера под воздействием конкретных общественных обстоятельств. Образ социально детерминирован. Показано отрицательное влияние буржуазных общественных отношений на человеческую личность.
История Растиньяка выстраивается как линия воспитательного романа, представляющая путь постепенного созревания героя. Если сначала он стоит перед выбором (чувство к Дельфине или деньги Викторины Тайфер; светская жизнь или пансион, в котором умирает Горио: «Глядя на бриллианты сестер, Растиньяк так и видел дрянную койку, на которой умирал папаша Горио»), то после смерти отца Горио он сознательно этот выбор делает. Возвращаясь с кладбища, Растиньяк видит перед собой сверкающий огнями Париж. «Эжен окинул этот гудевший улей алчным взглядом, как будто предвкушая его мед, и высокомерно произнес: "А теперь — кто победит: я или ты!"».
Однако, в отличие от воспитательного романа, процесс становления героя у Бальзака идет ускоренно: романное действие протекает между ноябрем 1819 года и февралем 1820. Этому способствуют все жизненные обстоятельства и встречи с двумя наставниками — каторжником Вотреном и виконтессой де Босеан.
Растиньяк, восприняв философию своих наставников, не принимает предложения Вотрена завладеть наследством Викторины Тайфер. Он, хотя и проходит школу морального растления, но не утрачивает всех человеческих качеств. Эжен преисполнен самых трогательных чувств к своей семье, хотя и обрекает ее на жесточайшую экономию и нужду. Герой помнит о тихой жизни в Ангулеме, ценит чистые и честные переживания сердца. Именно это и заставило его обратиться к дочерям Горио, чтобы они навестили в предсмертный час своего отца. Растиньяк остается с Горио до его последнего вздоха. Последний бал виконтессы, предательство сестрами своего отца выполняют роль завершающего урока. Бальзак пишет: "Его образование завершилось". Важно, что Растиньяк может трезво оценить высший свет, куда он так стремился попасть, себя, свои поступки и своё воспитание. У постели умирающего он с горечью говорит Бьяншону: «... Иди к той скромной цели, которой ты ограничил свои желания. Я попал в ад и в нем останусь. Всему плохому, что будут говорить тебе о высшем свете, верь! Нет Ювенала, который был бы в силах изобразить всю его мерзость, прикрытую золотом и драгоценными камнями».
Сюжетная линия Растиньяка соединяет в единое целое противостоящие общественные структуры: пансион госпожи Воке и блестящий особняк виконтессы. И там и тут — одни жизненные принципы («каждый за себя»). Линия Жюльена соединяет три общественных класса.
Процесс воспитания Растиньяка сравнительно с историей Жюльена Сореля выглядит свернуто, но внутренний мир героя не выпадает из поля зрения писателя. Подходы Бальзака к внутренней жизни героя иные, чем у Стендаля.
Бальзак обнаруживает особый интерес к тем психологическим состояниям героя, которые являются результатом жизненных процессов (смятение Растиньяка после предложения Вотрена, его жадный интерес к каторжнику и последовавший затем отказ молодого и почти нищего студента от этого предложения, ибо эгоизм и расчет Растиньяка не выходят за пределы правовых норм). Его раздумье завершается беспощадным приговором себе: «Если добродетель не терпит сделок с совестью, значит, я обокрал своих сестер!»
Письма
Растиньяка к матери и сестрам – тоже
способ передачи внутреннего состояния
героя. Они выдают его отчаяние и внутреннее
напряжение: ему нужны деньги и он знает,
что семья отдаст ему последнее, но
как обокрасть свою семью? Если у Стендаля
наиболее типичным приемом психологического
анализа становится совмещение двух точек
зрения — автора и героя, то Бальзак склонен
резюмировать свои авторские наблюдения
за душевной жизнью героя.
Жюльен Сорель, честолюбивый, обуреваемый страстями молодой человек, сын мещанина из Франш-Конте, - главный герой произведения Стендаля. Бальзак и Стендаль поднимают одну и ту же проблему - судьба молодого человека, пытающегося собственными силами пробиться в обществе, отдающем все привилегии людям богатым, имеющим «благородное» происхождение. Это связано со временем действия – период Реставрации, после Наполеона. Но в отличие от Эжена, имеющего, во-первых, влиятельную родственницу в Париже, во-вторых, фамилию и, в-третьих, любящую семью, у Жюльена ничего этого нет. То есть, проблема конкретизируется: не судьба молодого человека вообще, а именно судьба простолюдина, недовольного своим положением в обществе и стаоающегося его, это положение, исправить.
Начало истории двух героев, в общем, похоже. Чтобы сделать первый шаг к осуществлению своих планов, и тот, и другой прибегают к помощи женщины. Жюльен, попав учителем в дом де Реналей, решает влюбить в себя госпожу де Реналь. Он абсолютно трезво, лицемерно выстраивает для себя план действий (сегодня я должен взять её за руку в саду, сегодня я должен вести себя холодно с ней и т.д.), подавляя в себе все благородные чувства, в отличие от Растиньяка. Жюльен действует жёстко и расчётливо, так, как учила Эжена его кузина в произведении Бальзака. Думается, это можно объяснить низким происхождением героя, оп может рассчитывать только на себя, если он ошибётся, никто ему не поможет подняться вновь. У него есть только единственный друг Фуке, который как и Бьяншон, довольствуется тем, что есть, не требуя большего, и господин Шелан, кюре, учитель Сореля. Так, постепенно, шаг за шагом, Жюльен завоёвывает Луизу, незаметно влюбляясь в неё сам. Он начинает даже совершать неосмотрительные поступки (приходить в её комнату). Его честолюбие удовлетворено (его, плебея, любит женщина из высшего общества, он был в почётном карауле, наравне с сыновьями богатых фабрикантов), но ненадолго. Жюльен понимает, что в этом доме он всё равно не намного выше слуги и относиться к нему будут соответственно.
Усвоив, что человек мещанского происхождения может сделать себе карьеру только на церковной стезе, он поступает в семинарию и сознательно становится лицемером. Здесь он сдерживает все свои желания, порывы, чтобы не разрушить то, чего он с трудом добился. Им движет желание преуспеть любой ценой, а не призвание. «Если идёшь к цели, нечего гнушаться средствами». Блестящие способности обеспечили бы ему видные посты в церковной иерархии, если бы в решающий момент истинные личные и политические убеждения его не взяли всё-таки верх и не победила бурная страстность его натуры.
По стечению обстоятельств Жюльен попадает из семинарии в Безансоне, где он изучал теологию, в Париж - секретарем к вельможе, маркизу де Ла-Молю, доверие которого он быстро завоевывает. Он катается на лошадях вместе с сыном маркиза, он хорошо одет, у него есть деньги, он запросто общается с «золотой молодёжью», он, наконец, завоёвывает любовь Матильды, дочери маркиза, девушки волевой, умной, высокомерной, отвергнувшей молодых людей своего круга. По отношению к Матильде Жюльен действует так же расчётливо, как и раньше к Луизе (письма). Но и здесь низкое происхождение Жюльена мешает ему, не даёт подняться на один уровень с аристократией.
Жюльен многого достиг, благодаря своим способностям и применению этих способностей, но в конце он гибнет, потому что не утрачивает до конца всех моральных качеств. Сорель стреляет в церкви в госпожу де Реналь (после её письма к де Ла-Молю), дав волю истинному чувству. Выстрел – довод в пользу его оправдания в моральном плане.
Весь роман построен на внутренней борьбе героя с самим собой, на противоречии между возвышенным (натурой Сореля) и низменным (его тактикой борьбы). Самые напряженные моменты в романе — внутренние монологи, диалоги героя, в которых видна борьба между благородной естественностью открытого человека и лицемерием и коварством, к которым прибегает герой в силу обстоятельств. Таким образом, поведение, мировоззрение Жюльена определено социологически и исторически. Жюльен не находит себе место ни у отца, ни в семинарии среди ханжей, ни в высшем обществе (для них он плебей). Но он убеждён, что должен занять место, определяемое не рождением, а талантами, личными качествами, как было во времена Наполеона (портрет Наполеона под подушкой).
В финале романа герой возвращается в своих чувствах к госпоже де Реналь, но слишком поздно. Слишком много сил затрачено на борьбу за себя: нет сил на то, чтобы жить дальше в новом качестве. Кроме того, общество осудило его, но не как неудачливого убийцу любовницы, а как плебея, дерзнувшего утвердиться в чужом ему мире.
В жанровой структуре романа очевидны элементы романа карьеры — варианта романа воспитания, как и у Бальзака. Однако воспитание двух молодых людей проходит по-разному. У Жюльена свой кодекс чести, свод заповедей, чего нет у бальзаковского героя Растиньяка, который имеет только некие моральные качества. У Сореля кодекс плебея-честолюбца, запрещающий строить свое счастье на бедах ближнего, он должен добиться всего сам, иначе его гордость будет уязвлена. Эжен же не строит так своего счастья, потому что ему не позволяет совесть и воспитание, полученное в родительском доме. Образ Сореля строится на постоянном споре рассудка и страсти (чего не скажешь о герое Бальзака). И его лицемерие — это рассудочный вызов лицемерному обществу, это протест, хотя и противоречивый.
Герой Стендаля проходит через три пласта французского общества: буржуазию (Верьер), духовенство (Безансон), аристократию (Париж). Место действия шире, больше социальной критики, больше переживает герой.
Понять Жюльена только через его поведение невозможно. Поэтому психологический анализ, внутренние монологи, диалоги героя с самим собой, авторские психологизированные комментарии стали принципиальными художественными средствами. У Бальзака психологизм не так силён. Вообще, герой Стендаля глубже, противоречивее, неоднозначнее, чем бальзаковский герой.
Бальзак представил внутренний мир того типа молодого человека, чье честолюбие приводит к успеху; честолюбивые же планы Жюльена Сореля приводят его к гибели, хотя он и успевает до казни насладиться всеми прелестями высшего общества. Многое кроется в характере, не все определяется обстоятельствами. И сюжет романа строится таким образом, чтобы раскрыть характер в его динамике.