Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:51, сочинение
Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа.
Базаров — сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студенческая жизнь, жизнь с мелкой копеечной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу.
Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа.
Базаров
— сын уездного лекаря, нигилист,
изучавший точные науки и
Первое впечатление о Базарове у меня сложилось не из приятных, даже вызвало какое-то пренебрежение им, его внешний вид отличал его от остальных людей, от “серой массы”. Высокий рост, длинный балахон с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно выражало самоуверенность и ум. Отдельные черты, такие, как балахон с кистями, широкий лоб, заостренный нос, стойкая и снисходительная улыбка, показывали и подчеркивали его самолюбие и необыкновенную самоуверенность.
У Базарова была хорошая репутация в обществе, он сделал себе отличную карьеру. Свою карьеру он “пробил” своей головой, своим замечательным умом, а не низкими поклонами и заступничеством важного дядюшки.
Базаров отличается большим умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Он дает определение настоящего человека. “Настоящий человек, — говорит он, — тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Под определение настоящего человека подходит сам Базаров; он производит впечатление на окружающих: одних запугивает и отталкивает, других подчиняет. Как человек замечательно умный он не встречал себе равного. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю свое мнение о самом себе”.
Базаров
— самолюбивый и гордый
Ироническое
отношение Базарова к
Но
вместе со всеми своими
Моё отношение
к Евгению Базарову. «Перемен требуют
наши сердца. Перемен требуют наши
глаза. В нашем смехе и в
наших слезах, И в пульсации
вен: Перемен! Мы ждем перемен!». В. Цой;
группа «КИНО» - «Хочу перемен». Евгений
Базаров – главный герой романа «Отцы
и дети». Он разночинец – демократ, убеждённый
противник дворянско-крепостнического
строя, материалист, прошедший
школу труда
и лишений, самостоятельно мыслящий
и независимый. В самом начале
романа, при первом прочтении, ещё не
достаточно внимательно вчитываясь, чтобы
замечать отдельные маленькие моменты,
мне очень понравился этот герой. Он был
современно настроен, придерживался как
бы правильных с моей точки зрения взглядов,
но в последствии перед нами предстал
настоящий Базаров. Настоящий Базаров
– это сверх нигилист, он не приемлет ничего
старого и не
видит в нём ничего полезного
и важного. Да, безусловно, изменения
за время, которое человек живёт
на этой планете, в его роду неизбежны,
но отрицать всё полностью – это
уже слишком. Одно дело, когда ты сам выбираешь
свой путь, хотя бы в чём-то следуя примеру
старших, но совсем другое дело, когда
ты этот пример старших ставишь ни во что.
Не смотря на это, в Базарове есть и, безусловно,
привлекательные черты характера, которые
было бы неверно
не отметить.
Эти черты характера хорошо раскрываются
в столкновениях с различными
персонажами этого романа: в спорах
с Павлом Петровичем – показана
зрелость ума, глубина суждений и
непримиримая ненависть к барству
и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием
– способность привлекать на свою сторон
молодёжь, быть учителем; в отношениях
с Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему
любить, ценность натуры, сила воли и чувство
собственного достоинства. Базаров, возможно
сам ещё не полностью разобрался в себе,
например в начале он называет любовь
«белибердой» и признаёт только физическую
связь между мужчиной и женщиной, но в
последствии, влюбившись, начинает чувствовать
себя романтиком, мучимым эмоциями. Моё
отношению к главному герою вовсе не однозначно:
в его стремлении изменить устоявшийся
строй – я бы его поддержал, но в том, что
он не уважает другие точки зрения – в
этом я с ним не согласен.
МОЕ ОТНОШЕНИЕ
К БАЗАРОВУ
«Мне мечталась
фигура сумрачная, дикая,
Образ Базарова,
как своеобразное явление времени,
неоднозначен, многое в поведении
тургеневского героя, в его взглядах,
жизненной позиции, теории спорно и вызывает
противоречивые чувства. С одной стороны,
Базаров, «ко всему относящийся с критической
точки зрения», «не склоняющийся ни перед
какими авторитетами», вызывает восхищение,
ибо нигилизм является для него не модой,
не подражанием, а его сущностью, его внутренним
убеждением. Как истинный социал-демократ,
Базаров, не терпящий пустых разговоров,
«которые ведут к пошлости и доктринерству»,
«стремится действовать в силу того, что
признает полезным», а полезнее всего
он считает отрицание, ибо, по его собственному
убеждению, с которым трудно не согласиться,
«нет ни одного постановления в современном
быту, семейном или общественном, которое
бы не вызывало полного и беспощадного
отрицания». Для Базарова очевидно несовершенство
самодержавно-крепостнического государственного
строя, он видит, что народ «грубейшее
суеверие душит», что и свобода ему «едва
ли пойдет впрок», поэтому, как революционер,
он ставит своей целью «ломать» старые
порядки и авторитеты, чтобы «расчистить
место для новых». В то же время герой нередко
«завирается». Его презрительные суждения
о поэзии, о том, что «порядочный химик
в двадцать раз полезнее всякого поэта»,
что «природа не храм, а мастерская, а человек
в ней работник», его уравнительное отношение
к людям, убежденность, что' «все люди друг
на друга похожи как телом, так и душой»,
материализм, доходящий до цинизма, вызывают
неприятие, но являются неотъемлемой частью
системы его взглядов на жизнь, во многом
частью его личности. И все-таки Базаров,
с его дерзостью, развязностью, подчеркнуто
плебейским поведением, резкостью суждений,
самоуверенностью, непреклонностью ни
перед кем, — личность трагическая и одинокая,
не реализовавшая в итоге своих возможностей,
не осуществившая своих планов, не воплотившая
идей...
В романе постепенно
усиливается мотив одиночества и трагизма
существования этой личности. Так, Аркадий,
который столь дорожил дружбой Базарова,
считал его «одним из самых замечательных
людей», искренне верил в его теорию, постепенно
в ней разуверяется и разочаровывается
в Базарове, ибо нигилизм противоречит
его природе, его личностным убеждениям,
которые он пытался скрыть. Для Аркадия,
в отличие от Базарова, нигилизм — принцип
напускной, неестественный, не отвечающий
внутреннему складу этого героя, который,
по сути своей, является «мягким либеральным
баричем». Как резко заметил Базаров, Аркадий
— «нежная душа, размазня, не может ненавидеть»,
он «не создан для горькой, терпкой жизни»
революционеров-демократов. Да и сам Аркадий
позже осознает, что он «уже не тот дерзкий
мальчик». Так в лице Аркадия Базаров теряет
ученика и преданного друга. Другие же
его «последователи», Ситников и Кукшина,
вообще представляют собой пародию на
нигилистов и на различные модные направления
общественной мысли. Оба они люди пустые
и ничтожные, не имеющие собственных убеждений,
а лишь повторяющие, но искажая и вульгаризируя,
слова Базарова. Ситников, услышав в первый
раз, что не должно признавать авторитетов,
почувствовал восторг, а «возможность
презирать и выражать свое презрение было
самым приятным ощущением для Ситникова»,
равно как и для Кукшиной, «эмансипированной»
женщины, которую «волновала» химия из-за
того, что можно было с помощью особой
мастики делать головки для кукол, женщины,
готовой презирать всех и вся.
Не может Базаров
найти истинного понимания и соучастия
в самых, казалось бы, близких людях, родителях.
«Воспоминания детства не имели власти
над ним», он безмерно далек от родителей.
Ни отец его, «простой штаб-лекарь», ни
мать не в силах понять Базарова, который
в свою очередь видит, что родители «не
беспокоятся о своем ничтожестве, оно
им не смердит». Между ними и Базаровым
нет никакой внутренней связи, ибо он в
своем личностном развитии стоит неизмеримо
выше родителей, а в силу своего гордого
и непреклонного характера (Базаров хотел
бы встретить человека, который бы не спасовал
перед ним) ему трудно общаться с родителями,
что причиняет им боль.
Сильно ранит
душу героя, развенчивает его собственную
теорию, заставляет усомниться в собственных
убеждениях внезапно настигшая его любовь,
которую Базаров всегда считал «белибердой,
непростительной дурью». «Кровь его загоралась,
как только он вспоминал об Одинцовой»,
«в него вселилось <...> то, чего он никак
не допускал, над чем всегда трунил...».
Базаров «с негодованием осознавал романтика
в самом себе», сама жизнь будто доказывала
герою, что его душу нельзя ограничить
рамками теории, которой он, «самоломаный»,
столь неуклонно следовал. «В нем билась
страсть, сильная и тяжелая...» Когда же
Базаров получил отказ, то, будучи сильной
личностью, тут же уехал, злясь на самого
себя, но в душе его воцарилась «тоскливая
скука, глухое беспокойство». Базаров
постепенно начинает тяготиться своим
одиночеством и непонятостью, его самоуверенность
и дерзость сменяются внутренней дисгармонией,
разобщенностью с людьми и миром. Он «чувствует
скуку и злость», начинает сомневаться
в собственной значимости, размышляет,
что «узенькое местечко, которое он занимает,
столь крохотное в сравнении с остальным
пространством <...>, где до него нет
дела, часть времени, которую ему удастся
прожить, ничтожна перед вечностью...»
Так Базаров, человек рациональный, разумный,
энергичный, приходит к унынию и пессимизму.
Конец же жизни
Базарова, столь внезапно прервавшейся,
поистине трагичен: этот «гигант», личность
титаническая, человек, ставивший перед
собой огромные задачи, хочет лишь «умереть
прилично, хотя никому до этого дела нет».
Базаров становится мягче, в нем появляется
даже некоторая сентиментальность. Он
просит Одинцову «приласкать» родителей,
«не разуверять отца, что Россия потеряла
великого человека»» сам он сомневается
в том, что был нужен России... А эпилог
романа показывает, что единственным продолжателем
«дела» Базарова был Ситников, «тоже готовящийся
стать великим», а искренне скорбят и хранят
память о нем лишь его родители...
По мнению Тургенева,
герой этот был обречен на гибель,
ибо он стоит в преддверии будущего.
Базаров родился раньше своего времени,
времени, когда он бы мог в полной
мере самореализоваться, воплотить
в жизнь свои грандиозные планы,
этот герой предвосхитил эпоху нового
поколения общественных деятелей, поэтому
его одиночество и неизбежная гибель предопределены.
Информация о работе Моё отношение к Базарову в романе Тургенева "Отцы и дети"