Моё отношение к Базарову в романе Тургенева "Отцы и дети"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:51, сочинение

Описание работы

Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа.
Базаров — сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студенческая жизнь, жизнь с мелкой копеечной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (18).doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Центральное место  в романе Тургенева “Отцы и  дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все  внимание романа.

    Базаров  — сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить  сына, и поэтому Базаров сам вынужден был пробивать дорогу в люди. Тяжелая студенческая жизнь, жизнь с мелкой копеечной работой, не баловала Базарова и придала суровость его лицу.

    Первое  впечатление о Базарове у меня  сложилось не из приятных, даже  вызвало какое-то пренебрежение им, его внешний вид отличал его от остальных людей, от “серой массы”. Высокий рост, длинный балахон с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно выражало самоуверенность и ум. Отдельные черты, такие, как балахон с кистями, широкий лоб, заостренный нос, стойкая и снисходительная улыбка, показывали и подчеркивали его самолюбие и необыкновенную самоуверенность.

    У  Базарова была хорошая репутация в обществе, он сделал себе отличную карьеру. Свою карьеру он “пробил” своей головой, своим замечательным умом, а не низкими поклонами и заступничеством важного дядюшки.

    Базаров  отличается большим умом и  вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Он дает определение настоящего человека. “Настоящий человек, — говорит он, — тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Под определение настоящего человека подходит сам Базаров; он производит впечатление на окружающих: одних запугивает и отталкивает, других подчиняет. Как человек замечательно умный он не встречал себе равного. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю свое мнение о самом себе”.

    Базаров  — самолюбивый и гордый человек.  Он смотрит на людей сверху  вниз и редко скрывает свои  полупрезрительные, полупокровительственные  отношения к тем, кто его  ненавидит, и к тем, кто ему  подчиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся и поэтому никого не щадил. Я не понимаю, как можно жить, ни на кого не обращая внимания. Базаров же везде и во всем поступает так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляет только личная прихоть или личные расчеты. Как сказал Писарев: “Базаров ни под собой, ни вне себя, ни внутри себя не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа”.

    Ироническое  отношение Базарова к мечтательности, к романтизму, художественным произведениям литературы, искусства, к лирическим порывам переходит в глубокий цинизм.

    Но  вместе со всеми своими недостатками  Базаров очень сильная натура, благородный и истинный человек,  где-то даже искренний: он относится к людям так, как их воспринимает, если ему нравится человек, то нравится искренне, без задней мысли, если же нет, то нет, но тоже искренне. Базаров — это образ, в котором воедино собраны все качества, которые, по крохам, были во всех передовых и прогрессивных людях его времени. 
 

Моё отношение  к Евгению Базарову. «Перемен требуют  наши сердца. Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в  наших слезах, И в пульсации  вен: Перемен! Мы ждем перемен!». В. Цой; группа «КИНО» - «Хочу перемен». Евгений  Базаров – главный герой романа «Отцы и дети». Он разночинец – демократ, убеждённый противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший  

школу труда  и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. В самом начале романа, при первом прочтении, ещё не достаточно внимательно вчитываясь, чтобы замечать отдельные маленькие моменты, мне очень понравился этот герой. Он был современно настроен, придерживался как бы правильных с моей точки зрения взглядов, но в последствии перед нами предстал настоящий Базаров. Настоящий Базаров – это сверх нигилист, он не приемлет ничего  

старого и не видит в нём ничего полезного  и важного. Да, безусловно, изменения  за время, которое человек живёт  на этой планете, в его роду неизбежны, но отрицать всё полностью – это  уже слишком. Одно дело, когда ты сам выбираешь свой путь, хотя бы в чём-то следуя примеру старших, но совсем другое дело, когда ты этот пример старших ставишь ни во что. Не смотря на это, в Базарове есть и, безусловно, привлекательные черты характера, которые было бы неверно  

не отметить. Эти черты характера хорошо раскрываются в столкновениях с различными персонажами этого романа: в спорах с Павлом Петровичем – показана зрелость ума, глубина суждений и  непримиримая ненависть к барству  и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием – способность привлекать на свою сторон молодёжь, быть учителем; в отношениях с Одинцовой – умение глубоко и по-настоящему любить, ценность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства. Базаров, возможно сам ещё не полностью разобрался в себе, например в начале он называет любовь «белибердой» и признаёт только физическую связь между мужчиной и женщиной, но в последствии, влюбившись, начинает чувствовать себя романтиком, мучимым эмоциями. Моё отношению к главному герою вовсе не однозначно: в его стремлении изменить устоявшийся строй – я бы его поддержал, но в том, что он не уважает другие точки зрения – в этом я с ним не согласен. 
 

МОЕ ОТНОШЕНИЕ  К БАЗАРОВУ 

 «Мне мечталась  фигура сумрачная, дикая, большая,  наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная...» Именно таким виделся Тургеневу образ Базарова, когда писатель находился еще в процессе работы над романом. Недаром Тургенева называли сейсмографом времени: он тонко чувствовал новые социальные веяния, тенденции общественного, развития. Писатель сумел воплотить в образе Базарова новый тип разночинца, социал-демократа, нигилиста, тип, только зарождавшийся в обществе.  

Образ Базарова, как своеобразное явление времени, неоднозначен, многое в поведении  тургеневского героя, в его взглядах, жизненной позиции, теории спорно и вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, Базаров, «ко всему относящийся с критической точки зрения», «не склоняющийся ни перед какими авторитетами», вызывает восхищение, ибо нигилизм является для него не модой, не подражанием, а его сущностью, его внутренним убеждением. Как истинный социал-демократ, Базаров, не терпящий пустых разговоров, «которые ведут к пошлости и доктринерству», «стремится действовать в силу того, что признает полезным», а полезнее всего он считает отрицание, ибо, по его собственному убеждению, с которым трудно не согласиться, «нет ни одного постановления в современном быту, семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Для Базарова очевидно несовершенство самодержавно-крепостнического государственного строя, он видит, что народ «грубейшее суеверие душит», что и свобода ему «едва ли пойдет впрок», поэтому, как революционер, он ставит своей целью «ломать» старые порядки и авторитеты, чтобы «расчистить место для новых». В то же время герой нередко «завирается». Его презрительные суждения о поэзии, о том, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник», его уравнительное отношение к людям, убежденность, что' «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», материализм, доходящий до цинизма, вызывают неприятие, но являются неотъемлемой частью системы его взглядов на жизнь, во многом частью его личности. И все-таки Базаров, с его дерзостью, развязностью, подчеркнуто плебейским поведением, резкостью суждений, самоуверенностью, непреклонностью ни перед кем, — личность трагическая и одинокая, не реализовавшая в итоге своих возможностей, не осуществившая своих планов, не воплотившая идей...  

В романе постепенно усиливается мотив одиночества и трагизма существования этой личности. Так, Аркадий, который столь дорожил дружбой Базарова, считал его «одним из самых замечательных людей», искренне верил в его теорию, постепенно в ней разуверяется и разочаровывается в Базарове, ибо нигилизм противоречит его природе, его личностным убеждениям, которые он пытался скрыть. Для Аркадия, в отличие от Базарова, нигилизм — принцип напускной, неестественный, не отвечающий внутреннему складу этого героя, который, по сути своей, является «мягким либеральным баричем». Как резко заметил Базаров, Аркадий — «нежная душа, размазня, не может ненавидеть», он «не создан для горькой, терпкой жизни» революционеров-демократов. Да и сам Аркадий позже осознает, что он «уже не тот дерзкий мальчик». Так в лице Аркадия Базаров теряет ученика и преданного друга. Другие же его «последователи», Ситников и Кукшина, вообще представляют собой пародию на нигилистов и на различные модные направления общественной мысли. Оба они люди пустые и ничтожные, не имеющие собственных убеждений, а лишь повторяющие, но искажая и вульгаризируя, слова Базарова. Ситников, услышав в первый раз, что не должно признавать авторитетов, почувствовал восторг, а «возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова», равно как и для Кукшиной, «эмансипированной» женщины, которую «волновала» химия из-за того, что можно было с помощью особой мастики делать головки для кукол, женщины, готовой презирать всех и вся.  

Не может Базаров найти истинного понимания и соучастия в самых, казалось бы, близких людях, родителях. «Воспоминания детства не имели власти над ним», он безмерно далек от родителей. Ни отец его, «простой штаб-лекарь», ни мать не в силах понять Базарова, который в свою очередь видит, что родители «не беспокоятся о своем ничтожестве, оно им не смердит». Между ними и Базаровым нет никакой внутренней связи, ибо он в своем личностном развитии стоит неизмеримо выше родителей, а в силу своего гордого и непреклонного характера (Базаров хотел бы встретить человека, который бы не спасовал перед ним) ему трудно общаться с родителями, что причиняет им боль.  

Сильно ранит  душу героя, развенчивает его собственную  теорию, заставляет усомниться в собственных  убеждениях внезапно настигшая его любовь, которую Базаров всегда считал «белибердой, непростительной дурью». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал об Одинцовой», «в него вселилось <...> то, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил...». Базаров «с негодованием осознавал романтика в самом себе», сама жизнь будто доказывала герою, что его душу нельзя ограничить рамками теории, которой он, «самоломаный», столь неуклонно следовал. «В нем билась страсть, сильная и тяжелая...» Когда же Базаров получил отказ, то, будучи сильной личностью, тут же уехал, злясь на самого себя, но в душе его воцарилась «тоскливая скука, глухое беспокойство». Базаров постепенно начинает тяготиться своим одиночеством и непонятостью, его самоуверенность и дерзость сменяются внутренней дисгармонией, разобщенностью с людьми и миром. Он «чувствует скуку и злость», начинает сомневаться в собственной значимости, размышляет, что «узенькое местечко, которое он занимает, столь крохотное в сравнении с остальным пространством <...>, где до него нет дела, часть времени, которую ему удастся прожить, ничтожна перед вечностью...» Так Базаров, человек рациональный, разумный, энергичный, приходит к унынию и пессимизму.  

Конец же жизни  Базарова, столь внезапно прервавшейся, поистине трагичен: этот «гигант», личность титаническая, человек, ставивший перед собой огромные задачи, хочет лишь «умереть прилично, хотя никому до этого дела нет». Базаров становится мягче, в нем появляется даже некоторая сентиментальность. Он просит Одинцову «приласкать» родителей, «не разуверять отца, что Россия потеряла великого человека»» сам он сомневается в том, что был нужен России... А эпилог романа показывает, что единственным продолжателем «дела» Базарова был Ситников, «тоже готовящийся стать великим», а искренне скорбят и хранят память о нем лишь его родители...  

По мнению Тургенева, герой этот был обречен на гибель, ибо он стоит в преддверии будущего. Базаров родился раньше своего времени, времени, когда он бы мог в полной мере самореализоваться, воплотить  в жизнь свои грандиозные планы, этот герой предвосхитил эпоху нового поколения общественных деятелей, поэтому его одиночество и неизбежная гибель предопределены. 
 
 

Информация о работе Моё отношение к Базарову в романе Тургенева "Отцы и дети"