Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:28, творческая работа
Краткая биография.
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин (1826-1889)
«Я писатель – в этом моё призвание»
«Я люблю Россию до боли сердеч
«Живость боли и непрерывное её
«Мир грустен
- и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ни
Михаил Евграфович
родился 15 января 1826 года в старой
дворянской семье, в имении родителей,
селе Спас-Угол Калязинского
Умер 28 апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Волковом кладбище, рядом с Тургеневым.
«Я вырос на лоне крепостного п
М
Первым учителем
Салтыкова-Щедрина был
Десяти лет
от роду он поступил в
Своё детство,
картины жизни и быта усадьбы
воссоздал в «Пешехонской
В августе
1844 года был зачислен на службу
в канцелярию военного
28-го апреля
1848 года был выслан в Вятку
и 3-го июля определен
Вид центра г.Вятки на берегу р
В ноябре
1855 года ему разрешено было
оставить Вятку; в феврале 1856 года
он был причислен к
Вслед за
возвращением Салтыкова-
В марте 1858
года Салтыков-Щедрин был
В феврале
1862 года Салтыков-Щедрин в первый
раз вышел в отставку. Он хотел
поселиться в Москве и
Дом, в котором
жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин
в Петербурге
В ноябре
1864 года он был назначен
«СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году.
К 1886 году
их число увеличилось до
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.
Кроме
того важную роль в сказке
М.Е. Салтыкова-Щедрина играет
Основные темы Сказок
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:
______________________________
Аллегория – иносказание
Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Постоянный эпитет - в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».
Художественные особенности Сказок
Важнейшими
художественными особенностями
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются иро
______________________________
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
К жанру
литературной сказки в XIX веке
обращались многие писатели: Л.Н.Толстой,
В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
заключается в том, что фольклорный жанр
в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни
русского общества в 1880-е годы. Отсюда
их основная тематика (власть, интеллигенция,
народ) и проблематика (взаимоотношения
народа и правящих кругов, феномен русского
либерализма, реформа просвещения). Заимствуя
из русских народных сказок образы (прежде
всего животных) и приемы (зачины, пословицы
и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные
повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает
заложенное в них сатирическое содержание.
При этом ирония, гипербола, гротеск, а
также другие художественные приемы служат
писателю для обличения не только социальных,
но и общечеловеческих пороков. Именно
поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже
много десятилетий пользуются популярностью
у российского читателя.