Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:28, творческая работа

Описание работы

Краткая биография.

Работа содержит 1 файл

Салтыков-Щедрин.ppt

— 702.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Михаил Евграфович  
Салтыков-Щедрин (1826-1889) 

«Я писатель  в этом моё   призвание» 

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»

«Живость боли и непрерывное её ощущение служило источником живых образов»

«Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает  и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя» 

 
 
 
 

Михаил Евграфович  родился 15 января 1826 года в старой  дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда  Тверской губернии.  
 

Умер 28 апреля 1889 года  в Петербурге и погребен 2 мая  на Волковом кладбище, рядом с  Тургеневым.

 
 
 
 

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» 
М
.Е. Салтыков-Щедрин 

Первым учителем  Салтыкова-Щедрина был крепостной  человек его родителей, живописец  Павел; потом с ним занимались  старшая его сестра, священник  соседнего села, гувернантка и  студент московской духовной  академии.

Десяти лет  от роду он поступил в московский  дворянский институт, а два года  спустя был переведен, как один  из отличнейших учеников, воспитанником  в Царскосельский лицей, который  окончил в 1844.

Своё детство, картины жизни и быта усадьбы  воссоздал в «Пешехонской стороне»  и в «Господах Головлёвых».

В августе 1844 года был зачислен на службу  в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала  его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но  и писал. Повести «Противоречия» (1847) и  «Запутанное дело» (1848), исполненные  острой социальной проблематики  вызвали недовольство властей.

28-го апреля  1848 года был выслан в Вятку  и 3-го июля определен канцелярским  чиновником при вятском губернском  правлении. О службе его в  Вятке сохранилось мало сведений. 

 
 
 
 

Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки

 
 
 
 

В ноябре 1855 года ему разрешено было  оставить Вятку; в феврале 1856 года  он был причислен к министерству  внутренних дел и назначен  чиновником особых поручений  при министре, в августе командирован  в губернии Тверскую и Владимирскую  для обозрения делопроизводства  губернских комитетов ополчения.

Вслед за  возвращением Салтыкова-Щедрина  из ссылки возобновилась  его  литературная деятельность. Имя  надворного советника Щедрина, которым  были подписаны появлявшиеся  в "Русском Вестнике" с 1856 года "Губернские Очерки", сразу  сделалось одним из самых любимых  и популярных. Юмор, как и у  Гоголя, чередуется в "Губернских  Очерках" с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в "Скуке"), производят до сих пор глубокое  впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах  Салтыков-Щедрин узнал как нельзя  лучше, благодаря командировкам  и следствиям, которые на него  возлагались во время службы  в Вятке - и богатый запас сделанных  им наблюдений нашел себе место  в "Губернских Очерках".

В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен  рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же  должность в Тверь. Пишет он  в это время очень много. Из  написанного им между 1858 и 1862 годами  составились два сборника - "Невинные  рассказы" и "Сатиры в прозе".

 
 
 
 

В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый  раз вышел в отставку. Он хотел  поселиться в Москве и основать  там двухнедельный журнал; когда  ему это не удалось, он переехал  в Петербург и с начала 1863 года  стал, фактически, одним из редакторов "Современника".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дом, в котором  жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин  в Петербурге 

 
 
 
 

В ноябре 1864 года он был назначен управляющим  пензенской казенной палатой, два  года спустя переведен на ту  же должность в Тулу, а в  октябре 1867 года - в Рязань. Эти годы  были временем его наименьшей  литературной деятельности. Тяга  его к литературе оставалась, однако, прежняя: как только "Отечественные  Записки" перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин  сделался одним из самых усердных  их сотрудников, а в июне 1868 года  окончательно покинул службу  и сделался одним из главных  сотрудников и руководителей  журнала, официальным редактором  которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока  существовали "Отечественные Записки", т. е. до 1884 года, С. работал исключительно  для них. Большая часть написанного  им в это время вошла в  состав следующих сборников: "Признаки  времени" и "Письма из провинции" (1870), "История одного города" (1870), "Помпадуры и Помпадурши" (1873), "Господа Ташкентцы" (1873), "Дневник  провинциала в Петербурге" (1873), "Благонамеренные речи" (1876), "В  среде умеренности и аккуратности" (1878), "Господа Головлевы" (1880), "Сборник" (1881), "Убежище Монрепо" (1882), "Круглый  год" (1880), "За рубежом" (1881), "Письма  к тетеньке" (1882), "Современная  Идиллия" (1885), "Недоконченные беседы" (1885), "Пошехонские рассказы" (1886).

 
 
 
 

«СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 

Первые  три сказки («Повесть о том  как один мужик двух генералов  прокормил», «Пропала совесть» и  «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин  написал еще в 1882 году.

К 1886 году  их число увеличилось до тридцати  двух. Некоторые замыслы (не менее  шести сказок) остались нереализованными.

Сказки  М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают  то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

 
 
 
 

В жанровом  отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина  сходны с русской народной  сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.

Кроме  того важную роль в сказке  М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль  – в этом она близка к  жанру басни.

Основные  темы Сказок

Сказки  М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет  не только жанр, но и общие  темы:

  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.);
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.);
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.);
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).

___________________________________

Аллегория – иносказание

Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Постоянный  эпитет - в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».

 
 
 
 

Художественные  особенности Сказок

Важнейшими  художественными особенностями  сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы»). 
 
 
 

______________________________

Ирония тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

 
 
 
 

К жанру  литературной сказки в XIX веке  обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя. 

Информация о работе Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин