Межкультурная специфика в отображении культурных ценностей в литературных произведениях

Автор: m*************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 21:13, творческая работа

Описание работы

.Цель данной самостоятельной работы – проанализировать культурные ценности, такие как любовь, отношение к деньгам, отношение к родителям.
Для исследования я выбрала три произведения разных исторических эпох: “Американская трагедия” Т. Драйзер, “Красное и чёрное” Стендаль, “Гамлет” У.Шекспира.
Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что в условиях всемирной глобализации освоение ценностей культуры (и прежних эпох и периодов, и новых, рождающихся) людьми разных культур – важнейшая задача и проблема современного общества.

Работа содержит 1 файл

полевое исследование.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

                                           Учреждение образования

«Минский  государственный лингвистический  университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Самостоятельная работа

                                  По предмету:

         «Теория межкультурной коммуникации»

                                   На  тему: 

“Межкультурная  специфика  в отображении  культурных ценностей  в литературных  произведениях” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка 210 группы

                Розова  Елена

                Преподаватель –

                Крылович  М.Ю. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                            Минск 2009

Цель  данной самостоятельной работы – проанализировать культурные ценности, такие как любовь, отношение к деньгам, отношение к родителям.

Для исследования я выбрала три произведения разных исторических эпох: “Американская трагедия” Т. Драйзер, “Красное и чёрное” Стендаль, “Гамлет” У.Шекспира. 

Прежде  всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что в условиях всемирной глобализации  освоение ценностей культуры (и прежних  эпох и периодов, и новых, рождающихся) людьми разных культур – важнейшая задача и проблема современного общества.

Каждая  культура уникальна и неповторима. Представители различных культур  по-разному воспринимают реальность, обладают своими представлениями о  мире, формируют свою собственную  картину мира. И ценностные установки разных культур так же отличаются.

Ценности, родились в истории человеческого  рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом  рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. "Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки

людей", - писал российский философ И.Т.Фролов.

Ценности  формируются ещё с младенчества. Делая первые шаги, ребенок уже  учится жить в обществе. Постепенно вокруг него формируется система  ценностей, которая будет регулировать его поведение всю последующую  жизнь.

Но, как было упомянуто выше, ценностные установки отличаются у представителей различных народов, разных эпох. Современная жизнь предполагает тесное взаимодействие и ведение межкультурного диалога. А для того, что бы диалог был успешным, необходимо хорошо ориентироваться в системе ценностей различных культур, учитывать специфику и особенности культуры людей, с которыми мы общаемся.

Наверное, самым ценным источником, в котором  отражаются культурные ценности, является литература. Ведь автор создает произведение, основываясь на убеждениях и установках, принятых в его стране, в его эпоху. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отношение к деньгам

Так, в «Американской трагедии» Клайд, сын бедных родителей, которые не стремились к материальному благополучию, в то время как он мечтал о другой жизни и других возможностях. 

“…И все же семье приходилось туго: всегда  они  были  неважно  одеты,  лишены  многих удобств и удовольствий, доступных другим людям. А отец  и  мать  постоянно прославляли любовь, милосердие и заботу бога о них и обо  всех  на  свете.” {3,c7} 

“…А  мир  так  богат  возможностями,   и   столько   вокруг   счастливых,

преуспевающих людей. За что же ему  взяться?  Какой  путь  избрать?  Какое

изучить дело, которое дало бы  ему  возможность  выдвинуться?  Он  не  мог

ответить”.{7,c23}

Из приведенных  мною цитат, можно увидеть, что Клайд  уже в раннем детстве испытывал  неудобства, связанные с материальным положением его семьи. Именно эти  проблемы волновали его на протяжении всей его жизни. Ему казалось, что  деньги играют важную роль для достижения той или иной цели. Он был уверен, что с помощью их он сможет добиться хорошего положения в обществе.

Можно сказать, что Клайд был лишён  чувств, он во всём видел корысть  для самого себя, но в итоге это  и погубило его. 

Проблема  благосостояния также хорошо прослеживается в романе “Красное и черное”.

Жюльен, вырос в бедной французской семье. (На протяжении всей его жизни ему об этом напоминали).

“…Она написала сама, первая (какое ужасное слово!), человеку, занимающему самое последнее место в обществе” {15, c297}

Хотелось  бы отметить, что детство, юность Жюльена  проходили в первую половину 19 века. Наполеон, Французская буржуазная революция оказали огромное влияние на формирование его характера. Положение в обществе играло не маловажную роль в то время. 

Гамлет, будучи богатым человеком, не испытывает таких проблем как Клайд и  Жюльен. У него было всё. Но может именно это и создаёт для него проблему, потому что именно из-за царской власти был убит его отец. 

Отношение к родителям

Проблема  взаимоотношений отцов и детей  в разные исторические эпохи актуальна. Но в разных культурах она прослеживается по-разному. Так, например, в “Американской  трагедии” родители  просто не замечали их детей, они не учитывали их желаний, мнений. Складывается впечатление словно, выполнив свою главную задачу, а именно дав жизнь ребёнку, они забывали про него. А дети в свою очередь стремились поскорее стать взрослыми и уйти от родительской опеки. Это очень свойственно американской культуре. Чаще всего в этой культуру наблюдается отсутствие иерархического распределения ролей в семье, дети многое скрывают от своих родителей. 

“…Лет в пятнадцать, даже немного раньше,  Клайд  начал

понимать, что к его воспитанию, как и  к воспитанию  его  сестер  и  брата,

родители отнеслись, к сожалению, очень небрежно. Теперь ему  трудно  будет наверстать  упущенное,  поскольку  даже  в  более   состоятельных   семьях мальчиков и девочек специально учат, готовя к той или  иной  профессии”. {10,с15} 

 Стендаль  в своём романе ярко показал нам отцовское отношение к сыну, которое оставляет желать лучшего.

“…Спускайся, скотина, мне надо с тобой потолковать” {3, c10}

  Жюльен боялся своего отца на протяжении всей своей жизни. Отец Жюльена выступает перед нами деспотам, который с помощью сына хочет получить выгоду.

Такие отношения приводят к тому, что  дети бояться своих родителей, замыкаются в себе и страдают от этого на протяжении всей своей жизни.

“…В довершение к этому мучительному состоянию, его сейчас ужасно угнетало сознание, что он не любит отца”.{23,c357} 

Но не только проблемные отношения могут  быть между родителями и детьми. В “Гамлете”  очень ярко прослеживается хорошие отношение между одним из родителей. Главный герой очень сильно любит своего покойного отца, но замужество его матери наносит ему удар, и это для него хуже, чем если бы смерть её похитила.

 “…Немного  хуже, чем  в грехе проклятом,

Убив  царя, венчаться с царским братом” {2,с104}.

Проблема  отцов и детей была, есть и будет. В разных культурах она прослеживается по-разному в зависимости от сложившихся норм, табу порядков, традиций, воспитания. 

Любовь

  В “Американской трагедии” отражается различное отношение, понимание и переживание чувств.  Автор заставляет переживать нас “три” порыва любви Клайда, но ни в одних своих любовных отношениях он не любил по- настоящему. Сондра была последняя его любовь, которая была очень выгодна ему т.к. у неё били и деньги, и красота. Американцам присуще непостоянность в таких отношениях, они недооценивают любовь, пытаются извлечь пользу, не думая при этом что другие могут страдать. 

Французы очень  влюбчивый народ, это донжуаны, романтики. На примере Жюльена это отчётливо видно. Он клялся в любви г-же де Реналь, но вскоре стрелял в нее. В отношениях с Матильдой даёт о себе знать его тщеславие, гордость. Но в итоге он остался верным г-же де Реналь и это была настоящая любовь, которая присуща французам. 
 

Гамлет  же наоборот достаточно сдержан в  проявлении чувств и очень строго соблюдает свои правила. Ему присуща  английская холодность, сдержанность и чопорность в отношениях с Офелией.

“…Вы  колки, мой принц, вы колки”.{7,с91} 

Подводя итог, можно сказать, что исследуемые мною культуры имеют разное отношению к тем или иным ценностям. Что характерно одной культуре не свойственно для другой.

 На основе этого можно утверждать, что европейские культуры отличаются от американской. Исследуемые мною произведения относятся к разным историческим эпохам, но проблемные вопросы, рассматриваемые в них, актуальны до сих пор. Это говорит о том, что в каждой культуре, несмотря на время, какие-то  традиции, стереотипы остаются не изменяемыми. Французы влюбчивый народ, который совсем иначе относится к такой финальной ценности как любовь, нежели американцы, для которых характерно непостоянность, изменчивость, материалистичность. Англичане правильные, сдержанные, холодные,  непривыкшие показывать свои чувства по отношению к другим. Я убедилась в том, что именно художественные произведения показывают все реалии той или иной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. У.Шекспир Гамлет. Король Лир– Минск.: “Народная асвета”, 1972
  2. Стендаль “Красное и чёрное” -  Москва: “Художественная литература”1979
  3. Т. Драйзер “Американская трагедия”  - Минск: “Беларусь” , 1985

Информация о работе Межкультурная специфика в отображении культурных ценностей в литературных произведениях