Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:04, реферат
Это самое известное литературно-историческое место Приморского района. Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина пустили в ход подлую клевету на его жену, лживо связывая ее имя с Царем, а затем и с наглым ловеласом-иностранцем Дантесом (ныне убедительно доказано, в том числе по архиву Дантеса, что этой связи не было). Не имеется точных данных о том, что это была масонская месть все более правевшему Пушкину, но иных причин и вовсе не обнаружено. Фактически Пушкин был спровоцирован Дантесом на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался, исповедавшись перед смертью в своих грехах и причастившись Святых Таин.
События, связанные с Крымской войной, в корне изменили жизнь селения. В 1854 году Лисий Нос был выбран местом для строительства укреплений, препятствовавших высадке вражеского морского десанта и прохода кораблей противника к Санкт-Петербургу по северному фарватеру. На берегу выстроили 11 укреплений из орудий, гавань для приема судов, бараки для размещения команды. Общее количество жителей Лисьего Носа в тот период достигло 2,5 тыс. человек, в связи с чем возникла необходимость строительства поселковой церкви. Уже в октябре 1854 г. ополченец Иван Быков на вои средства построил деревянную часовню. В мае 1855 г. инженер-поручик Войницкий обратился с просьбой к великому князю Константину Николаевичу – дать разрешение на строительство храма. Константин Николаевич не только поддержал идею строительства, но и сам начертил план и расположение будущего храма. Церковь была выстроена за 2 месяца и освящена в честь святого Александра Невского.
После Крымской войны военный городок прекратил свое существование, дав, однако, огромный толчок развитию Лисьего Носа. Появилась своя железная дорога «на одну версту». Она шла от залива до центра поселка и использовалась для доставки продуктов в магазины.
В поселке были проложены дороги, даны названия новым улицам, а между церковью и офицерским домом был разбит сад с тремя прудами. В этом саду по праздникам и воскресеньям играл духовой оркестр флотского экипажа и пел хор. В 1911 г. в поселке был построен деревянный театр на 900 зрителей.
Известный художник Иван Шишкин жил в Лисьем Носу, где написал работы, за которые получил вторую серебряную медаль Академии художеств.
В конце XIX – начале XX века со строительством Сестрорецкой железной дороги Лисий Нос приобретает большую популярность у дачников.
УДЕЛЬНАЯ
В нач. 18 в. принадлежала казне, в кон. 18 в. передана в ведение Департамента уделов (отсюда назв.). В нач. 19 в. западнее совр. У. существовала показат. молочная ферма, давшая назв. Фермскому ш. В 1832-66 там же помещалось Удельнинское земледельч. училище. В 1832 осн. Удельный парк. После постройки в 1870 ж. д. на Выборг У. - дачная местность. В кон. 19 в. вдоль Фермского ш. размещены мед. учреждения: Дом призрения душевнобольных (ныне Психиатрич. б-ца № 3 им. И. И. Скворцова-Степанова), больница Св. Пантелеймона (ныне Психоневрологич. диспансер № 2), Приют для идиотов (ныне спец. школа для детей и подростков с девиантным поведением). В юж. части У. в 1889 осн. мастерская Я. М. Айваза (ныне з-д "Светлана"). До 1917 У. входила в пригородный Лесной участок, с 1922 - в составе города. В кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. на месте дерев. застройки сооружены кварталы 2-3-этажных типовых домов (т. н. нем. коттеджи), в кон. 1950-х гг. оформилась застройка гл. магистрали У. - просп. Энгельса. В 1960-х гг. застроены кварталы, прилегающие к просп. Тореза. В 1956 на склонах Поклонной горы построен велотрек, в 1979 открыта Клинич. б-ца АН, в 1982 пущена ст. метро "Удельная". Назв. сохранилось в наименовании Удельного просп., Удельного парка, одноим. ж.-д. платформы.
КОМЕНДАНТСКИЙ АЭРОДРОМ
В нач. 18 в. в этом р-не на левом берегу Черной речки находилась дача коменданта Петропавловской крепости (т. н. Комендантская дача), прилегавшее к ней поле наз. Комендантским. В кон. 19 в. на поле был оборудован скаковой ипподром (ныне Коломяжский просп., 13), на к-ром с 1908 проводились показат. полеты авиаторов. К 1910 на средства Т-ва "Крылья" западнее ипподрома сооружен К. а. На нем проводились праздники воздухоплавания, испытывались и осваивались разл. типы иностр. и отеч. аэропланов. Стартовав с К. а., пилот Г. В. Пиотровский совершил первый перелет в Кронштадт, в 1910 авиаторы Л. М. Мациевич и М. Н. Ефимов осуществили первые ночные полеты, осенью 1911 авиатор Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелет СПб. - Гатчина. В том же году с К. а. стартовали участники первого в России группового перелета СПб. - Москва. В сент. 1910 на К. а. прошел 1-й Всерос. праздник воздухоплавания, в ходе к-рого трагически погиб пилот Мациевич. Над полем аэродрома испытывал свой ранцевый парашют Г. Е. Котельников. В годы 1-й мир. войны 1914-18 К. а. стал воен. аэродромом. В нач. 1920-х гг. на нем базировалась эскадрилья истребителей. В 1930-50-х гг. К. а. был уч. и испытат. базой ВВС (в 1930-х гг. авиаконструктор Н. Н. Поликарпов испытывал здесь свои истребители серии "И"). В годы блокады на К. а. базировались полки истребит. авиации, приземлялись трансп. самолеты, перевозившие грузы и людей. В 1940-50-х гг. К. а. использовался трансп. авиацией. В 1963 полеты прекращены. С нач. 1970-х гг. терр. К. а. - р-н массового жил. стр-ва (к 2002 здесь проживало ок. 100 тыс. чел.). В 1982 открыта ст. метро "Пионерская". Часть терр. к Ю. от Аэродромной ул. в 1970-80-х гг. застроена пром. и коммунальными пр-тиями. Здесь расположены "Ленингр. Сев. з-д", Троллейбусный парк № 6 и др. Память об истории отеч. авиации и К. а. сохранилась в названиях улиц: Аэродромной, Авиаконструкторов, Испытателей, Парашютной, аллеи Котельникова, пл. Льва Мациевича и др. В школе № 66 - музей К. а.
_________________________
СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ
В 18 в. в этом р-не были поселены крепостные канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, занятые на земляных работах на Каменном о. После создания на Черной Речке поселения, получившего назв. Новая деревня, первое поселение назвали Старой Деревней. В 1894 по сев. границе С. Д. прошла линия Приморской ж. д. на Сестрорецк. В нач. 20 в. в юго-зап. части С. Д. открыты: лесопильный з-д Гонцкевича (ныне мебельное произ-во "Севзапмебель"), столярно-строит. и ящичная ф-ки Семенова и др. В 1909-15 в С. Д. построен Буддийский храм с жил. домом и садом при нем. До 1917 С. Д. относилась к Ново-Деревенскому пригородному участку, с 1917 в черте города. В годы блокады 1941-44 все дерев. строения разрушены или разобраны на дрова. В 1960-70-х гг. терр. застроена преим. пром. и коммунальными объектами. В 1978 возведено здание администрации Приморского р-на (ул. Савушкина, 83). В нач. 1990-х гг. многоэтажными панельными домами застроен квартал по ул. Савушкина, 107-115. Назв. сохранилось в наим. Стародеревенской ул. и ст. метро "Старая Деревня".