Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:29, сочинение
Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому еще в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную протестующую речь (поэма “Исповедь”, 1830 год, действие происходит в Испании) перед старшим монахом. А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое, земное счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри — героя одной из самых замечательных лермонтовских поэм о Кавказе (1839 год — совсем мало времени уже оставалось у самого поэта).
Лермонтов был влюблен в Кавказ
с самого раннего детства. Величественность
гор, хрустальная чистота и
Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”.
В ней Лермонтов развивает тему кары за
трусость и предательство. Краткий сюжет:
изменник долгу, забывший о родине, Гарун
сбежал с поля битвы, не отомстив врагам
за гибель отца и братьев. Но беглеца не
примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать,
даже от трупа его все отвернутся, и никто
не отнесет его на кладбище. Поэма призывала
к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает
идею мужества и протеста, заложенную
в “Исповеди” и поэме “Беглец”. В “Мцыри”
поэт почти полностью исключил любовный
мотив, игравший столь значительную роль
в “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине).
Этот мотив отразился лишь в краткой встрече
Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой,
побеждая непроизвольный порыв молодого
сердца, отказывается от личного счастья
во имя идеала свободы. Патриотическая
идея сочетается в поэме с темой свободы,
как и в творчестве поэтов-декабристов.
Лермонтов не разделяет этих понятий:
в одну, но “пламенную страсть” сливается
любовь к отчизне и жажда воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь,
душными кажутся ему кельи, сумрачными
и глухими — стены, трусливыми и жалкими
— стражи-монахи, сам
он — рабом и узником. Его желание узнать,
“для воли иль тюрьмы на этот свет родились
мы”, обусловлено страстным порывом к
свободе. Короткие дни побега — это для
него воля. Только вне монастыря он жил,
а не прозябал. Только эти дни он называет
блаженством.
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше
всего похож на мечтательную любовь к
родным красивым пейзажам и дорогим могилам,
хотя герой тоскует и о них. Именно потому,
что Мцыри истинно любит отчизну, он хочет
сражаться за ее свободу. И поэт с несомненной
симпатией воспевает воинственные мечты
юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений
героя, но они ощутимы в намеках. О своем
отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде
всего как о воинах; не случайно ему снятся
сражения, в которых он побеждает, недаром
мечты влекут его в “чудный мир тревог
и битв”.
Он убежден, что мог быть “в краю отцов
не из последних удальцов”. Хотя судьба
не дала Мцыри изведать упоение битвой,
но всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще
с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит:
“Ты помнишь детские года: слезы не знал
я никогда”. Волю слезам он дает лишь во
время побега, потому что никто их не видит.
Трагическое одиночество в монастыре
закалило волю Мцыри. Не случайно, что
он бежал из монастыря в грозовую ночь:
то, что устрашило боязливых монахов, наполняло
его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей
силой проявляется в битве с барсом. Его
не страшила могила, потому что он знал:
возврат в монастырь — это продолжение
прежних страданий. Трагический финал
свидетельствует о том, что приближение
смерти не ослабляет духа героя и мощи
его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания
старого монаха не заставляют его раскаяться.
Он и теперь бы “рай и вечность променял”
на несколько минут жизни .среди близких
(стихи, вызывавшие недовольство цензуры).
Не его вина, если ему не удалось стать
в ряды борцов за то, что он считал своим
святым долгом: обстоятельства оказались
непреодолимыми, и он напрасно “спорил
с судьбой”.
Побежденный, он духовно не сломлен и остается
положительным образом нашей литературы,
а его мужественность, цельность, героизм
являлись укором раздробленным сердцам
боязливых и бездеятельных современников
из дворянского общества. Кавказский пейзаж
введен в поэму главным образом как средство
раскрытия образа героя. Презирая свое
окружение, Мцыри чувствует лишь родство
с природой. Заключенный в монастырь, он
сравнивает себя с бледным тепличным листком,
выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на
волю, он вместе с сонными цветами поднимает
голову, когда озолотился восток. Дитя
природы, он припадает к земле и узнает,
как сказочный герой, тайну птичьих песен,
загадки их вещего щебетания. Ему понятен
спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен:
он замечает блеск змеиной чешуи и отливы
серебра на шерсти барса, он видит зубцы
далеких гор и бледную полосу “меж темным
небом и землей”, ему чудится, что его
“прилежный взор” мог бы видеть через
прозрачную синеву неба полет ангелов.
(Характеру героя соответствует и стих
поэмы).
Поэма Лермонтова продолжает традиции
передового романтизма, Мцыри, полный
пламенных страстей, сумрачный и одинокий,
раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди,
воспринимается как герой романтических
поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри”
в те годы, когда создавался и реалистический
роман “Герой нашего времени”, вносит
такие" черты в свое произведение, которых
нет в более ранних его поэмах. Если прошлое
героев “Исповеди” и “Боярина Орши”
остается совершенно неизвестным, и мы
не знаем тех социальных условий, которые
сформировали их характеры, то строки
о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри
помогают глубже понять переживания и
мысли героя. Сама форма исповеди, характерная
для романтических поэм, связана со стремлением
глубже раскрыть — “рассказать душу”.
Этот психологизм произведения, детализация
переживаний героя естественные для поэта,
который в то же время создавал социально-психологический
роман.
Выразительно сочетание множества метафор
романтического характера в самой исповеди
(образы огня, пламенности) с реалистически
точной и поэтически скупой речью вступления.
(“Однажды русский генерал...”) Романтическая
по форме поэма свидетельствовала о росте
реалистических тенденций в творчестве
Лермонтова.
Лермонтов вошел в русскую литературу
как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов
и вместе с тем как новое звено в цепи развития
национальной культуры. По словам Белинского,
он внес в национальную литературу свой,
“лермонтовский элемент”. Сжато поясняя,
что надо вкладывать в это определение,
критик в качестве первой характерной
черты творческого наследия поэта отмечал
“самобытную живую мысль” в его стихах.
И повторял: “Все в них дышит самобытною
и творческою мыслью”.