Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:48, диссертация
Тема исследовательской работы -«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» .
Выбор темы нашего исследования не случаен: дело в том, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является программным произведением для учащихся 11 класса и, читая роман, мы обратили внимание на то, что он не только изобилует яркими художественными образами, но и показывает пародии масонского обряда.
Введение…………………………………………………………3-5
Тезисы……………………………………………………………
Глава 1.Посвящение в мастеры………………………………..
Глава 2.М.А Булгаков и роман «Мастер и Маргарита»……..
Глава 3.Картины М.А Булгакова как знаки…………………..
Глава 4. Герои романа и их судьба…………………………….
Глава 5.Любовь Мастера и Маргариты……………………….
Глава6. Творческое завещание…………………………………
Глава7. Параметры исследования………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список источников………………………………………………
Первая же деталь встречи даёт основание для проекций на ритуал посвящения в ученики (герой появляется со знаком мастера – ключами). Иван обещает Мастеру больше никогда не писать стихов. Клятва занимает важное место в масонских ритуалах. Кроме того, среди них можно выделить целую систему тайных жестов и «опознавательных» прикосновений. « Обещаю и клянусь! – торжественно произнёс Иван. Клятву скрепили рукопожатием…». Рукопожатию отводилась роль знака, скрепляющего союз единомышленников и подчёркивающего инициационный характер встречи.
Путь Ивана Бездомного описан в романе как путь к прозрению. В масонстве ритуальное снятие повязки с глаз посвящаемого подразумевало, что последний прежде находился во мраке неведения. Безбожник Иван, автор антирелигиозной поэмы о Христе, прозревая , начинает испытывать изменивший его жизнь интерес к истории Понтия Пилата и Иешуа.
Ночная беседа Мастера
с Бездомным благодаря
Согласно масонской доктрине, сокровенные знания передаются из уст в уста, от учителя к ученику. Непосредственное знание ученика получено Бездомным от мастера («Прощай, ученик!») и скреплено позже поцелуем Маргариты, тоже знаком инициационной обрядности во время их последней встречи, в момент мистериального перехода учителя в вечную обитель.
Новая природа поэта подчёркнута как сменой имени, так и мистическим знанием судьбы соседа из палаты №118 и его возлюбленной («Сейчас в городе ещё скончался один человек. Я даже знаю, кто … это женщина»), а также тем, что именно ему дано увидеть вещий сон о встрече Пилата и Иешуа на лунном пути, т.е. узнать подлинное завершение судьбы прокуратора.
Финальные страницы «Мастера
и Маргариты» нарушают чёткие контуры
«масонских» проекций, но касается
это исключительно линии Бездом
С другой стороны, читатель обнаруживает и знаки того, что Иван – ученик, не достигший уровня учителя. Получивший благословение мастера на продолжение романа о Пилате, но лишённый дальнейшего духовного наставничества, Иван Николаевич Понырев ведёт себя как человек, которому истина только приоткрылась.
Иван Бездомный проходит в романе путь, обратный пути Мастера: если последний был историком и отказался от профессии во имя писательства, утратив при этом имя, то Иван, побывав в поэтах, стал историком и вернул своё настоящее имя Иван Николаевич Понырев.
Поэтому, словно очутившись в заколдованном круге, каждое полнолуние, в годовщину памятных ему событий на Патриарших прудах, он вновь «болен», и цикличность этой болезни оставляет его среди персонажей московского мира.
«Мастер и Маргарита» в жизни Булгакова был тем же, чем был «Реквием» для Моцарта, - долгим прощанием и творческим завещанием. И потому нам читателям передаётся радостное, освобождающее душу и мысли чувство полёта («За мной, мой читатель!»).
Эта книга не утонула в волнах истории, она и сегодня помогает нам понять жизнь и самих себя. Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она- огромная криптограмма», зашифрованный текст. Пройдут годы, и этот роман нам «принесёт ещё сюрпризы».
Слова их скупы и случайны,
Но взоры ясны и упрямы,
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы.
Поцеловав порог узорный,
Свершив коленопреклоненье,
Мы попросили так покорно
Тебе и мне благословенья.
Великий мастер с нивелиром
Стоял средь грохота и гула
И прошептал: «Идите с миром,
Мы побеждаем Везельвула».
Пока они живут на свете,
Творят закон святого сева,
Мы смело можем быть, как дети,
Любить друг друга, Женевьева.
Николай Гумилев
Список используемой литературы.
[1] Архиепископ Иоанн (Шаховской). Метафизический
реализм. "Мастер и Маргарита". // Избранное.
Петрозаводск, 1992 г. С. 506. |
|
А. Суке
Рецензия
Работа ученицы 11 а
класса Ахматдиновой Гульназ, посвященная
«масонским» традициям в романе
М.А Булгакова «Мастер и
Данная работа носит информативно – содержательный характер. Ученица свободно владеет материалом и структурно- композиционными особенностями построения текста ,чётко выделяет и формулирует проблему исследования. Автор исследовательской работы приводит к мысли ,что постижение национального характера невозможно без обращения к истокам народного сознания, к масонам, запечатлевшим особенности морали, знаков, языка. В романе отчётливо прослеживаются «масонские» традиции . М.А Булгаков относится с глубокой симпатией к героям, которые являются в центре событий.
Ученица имеет собственную аргументированную точку зрения по данной теме, делает убедительные ,чёткие и ясно сформулированные выводы.
Цель работы заключается в системном представлении «масонских» традиций в одном из произведений русской литературы ХХ века – роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита».
Работа оформлена грамотно , заслуживает внимания и имеет практическую значимость при изучении произведений Н.А.Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского ,М.А.Шолохова и др.
Айратовна
3.Хазиева С.Р
1.
Информация о работе «Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»