«Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:48, диссертация

Описание работы

Тема исследовательской работы -«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» .
Выбор темы нашего исследования не случаен: дело в том, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является программным произведением для учащихся 11 класса и, читая роман, мы обратили внимание на то, что он не только изобилует яркими художественными образами, но и показывает пародии масонского обряда.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-5
Тезисы……………………………………………………………
Глава 1.Посвящение в мастеры………………………………..
Глава 2.М.А Булгаков и роман «Мастер и Маргарита»……..
Глава 3.Картины М.А Булгакова как знаки…………………..
Глава 4. Герои романа и их судьба…………………………….
Глава 5.Любовь Мастера и Маргариты……………………….
Глава6. Творческое завещание…………………………………
Глава7. Параметры исследования………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список источников………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БУЛГАКОВ.doc

— 3.95 Мб (Скачать)

Первая же деталь встречи  даёт основание для проекций на ритуал посвящения в ученики (герой появляется со знаком мастера – ключами). Иван обещает Мастеру больше никогда не писать стихов. Клятва занимает важное место в масонских ритуалах. Кроме того, среди них можно выделить целую систему тайных жестов и «опознавательных» прикосновений. « Обещаю и клянусь! – торжественно произнёс Иван. Клятву скрепили рукопожатием…». Рукопожатию отводилась роль знака, скрепляющего союз единомышленников и подчёркивающего инициационный характер встречи.

Путь Ивана Бездомного описан в романе как путь к прозрению. В масонстве ритуальное снятие повязки с глаз посвящаемого подразумевало, что последний прежде находился во мраке неведения. Безбожник Иван, автор антирелигиозной поэмы о Христе, прозревая , начинает испытывать изменивший его жизнь интерес к истории Понтия Пилата и Иешуа.

Ночная беседа Мастера  с Бездомным благодаря своеобразному  «таинству» исповеди самого Мастера, особой структуре диалога, жестам и клятве «посвящаемого».

Согласно масонской  доктрине, сокровенные знания передаются из уст в уста, от учителя к ученику. Непосредственное знание ученика получено Бездомным от мастера («Прощай, ученик!») и скреплено позже поцелуем Маргариты, тоже знаком инициационной обрядности во время их последней встречи, в момент мистериального перехода учителя в вечную обитель.

Новая природа поэта  подчёркнута как сменой имени, так  и мистическим знанием судьбы соседа из палаты  №118 и его возлюбленной («Сейчас в городе ещё скончался  один человек. Я даже знаю, кто …  это женщина»), а также тем, что именно ему дано увидеть вещий сон о встрече Пилата и Иешуа на лунном пути, т.е. узнать подлинное завершение судьбы прокуратора.

Финальные страницы «Мастера и Маргариты» нарушают чёткие контуры  «масонских» проекций, но касается это исключительно линии Бездомного. С одной стороны Ивану в вещем сне предстаёт видение женщины «непомерной красоты», восходящей с мастером по лунному лучу. Это видение поражает своим совпадением с масонскими легендами. В масонской символике солнце изображало истину, мужество, правосудие, действующую силу; луна – чистую любовь, материю, природу. «Без сих трёх главнейших добродетелей – мужества, правосудия и воздержания (т.е. чистой любви) – имя каменщика есть пустое титло, мыльный пузырь», - гласила масонская мудрость.

                                    

 

           С другой стороны, читатель обнаруживает и знаки того, что Иван – ученик, не достигший уровня учителя. Получивший благословение мастера на продолжение романа о Пилате, но лишённый дальнейшего духовного наставничества, Иван Николаевич Понырев ведёт себя как человек, которому истина только приоткрылась.

Иван Бездомный проходит в романе путь, обратный пути Мастера: если последний был историком  и отказался от профессии во имя  писательства, утратив при этом имя, то Иван, побывав в поэтах, стал историком и вернул своё настоящее имя Иван Николаевич Понырев.

Поэтому, словно очутившись в заколдованном круге, каждое полнолуние, в годовщину памятных ему событий  на Патриарших прудах, он вновь «болен», и цикличность этой болезни оставляет его среди персонажей московского мира.

 

«Мастер и Маргарита» в жизни Булгакова был тем  же, чем был «Реквием» для Моцарта, - долгим прощанием и творческим завещанием. И потому нам читателям  передаётся радостное, освобождающее  душу и мысли чувство полёта («За мной, мой читатель!»).

Эта книга не утонула  в волнах истории, она и сегодня  помогает нам понять жизнь и самих  себя. Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа  и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она- огромная криптограмма», зашифрованный текст. Пройдут годы, и этот роман нам «принесёт ещё сюрпризы».  

Слова их скупы и случайны,

Но взоры ясны и  упрямы,

Им древние открыты  тайны,

Как строить каменные храмы.

 

Поцеловав порог узорный,

Свершив коленопреклоненье,

Мы попросили так  покорно

Тебе и мне благословенья.

 

Великий мастер с нивелиром

Стоял средь грохота  и гула

И прошептал: «Идите с  миром,

Мы побеждаем Везельвула».

 

Пока они живут на свете,

Творят закон святого  сева,

Мы смело можем быть, как дети,

Любить друг друга, Женевьева. 

Николай Гумилев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

[1] Архиепископ Иоанн (Шаховской). Метафизический реализм. "Мастер и Маргарита". // Избранное. Петрозаводск, 1992 г. С. 506. 
     [2] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 27. 
     [3] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 21. 
     [4] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 17-18. 
     [5] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 25. 
     [6] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 27. 
     [7] Андрей Кураев, диакон. Ответ на вопрос о романе "Мастер и Маргарита" // Аудио-запись лекции "О искупительной жертве Иисуса Христа". 
     [8] Лосев В. И. Из фотоархива М. А. Булгакова. // Ж-л "Слово", № 11-12, 1996 г. С. 
     [9] Ссылки на текст даются по изданию: Булгаков М. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Минск, 1988 г. 
     [10] "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16:26). 
     [11] Александр Башлачев. Посошок. 
     [12] Андрей Кураев, диакон. Ответ на вопрос о романе "Мастер и Маргарита" // Аудио-запись лекции "О искупительной жертве Иисуса Христа". 
     [13] Сахаров В. И. Михаил Булгаков: уроки судьбы. // Булгаков М. Белая Гвардия. Мастер и Маргарита. Минск, 1988 г. С. 12. 
     [14] Андрей Кураев, диакон. Ответ на вопрос о романе "Мастер и Маргарита" // Аудио-запись лекции "О искупительной жертве Иисуса Христа". 
     [15] Дунаев М. М. Рукописи не горят? Пермь, 1999 г. С. 24. 
     [16] Фрэнк Коппола. Apocalypse now. Худ. Фильм.



 

                               

А. Суке                                       Путь к    вечной жизни. Антверпен,  1625г                                                                                                                     

                                                                            

 

Рецензия

Работа ученицы 11 а  класса Ахматдиновой Гульназ, посвященная  «масонским» традициям в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», имеет большой практический теоретический интерес и может быть квалифицирована как исследовательская.

 

Данная работа носит  информативно – содержательный характер. Ученица свободно владеет материалом и структурно- композиционными особенностями  построения текста ,чётко выделяет и формулирует проблему исследования. Автор исследовательской работы приводит к мысли ,что постижение национального характера невозможно без обращения к истокам народного сознания, к масонам, запечатлевшим особенности морали, знаков, языка. В романе отчётливо прослеживаются «масонские» традиции . М.А Булгаков относится с глубокой симпатией к героям, которые являются в центре событий.

 

Ученица имеет собственную  аргументированную точку зрения по данной теме, делает убедительные ,чёткие и ясно сформулированные выводы.

Цель работы заключается в системном представлении «масонских» традиций в одном из произведений русской литературы ХХ века – роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Работа оформлена грамотно , заслуживает внимания и имеет  практическую значимость при изучении произведений Н.А.Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского ,М.А.Шолохова и др.

 

 

 

 

                                      1.МОБУСОШ №9

                                                 2. Ахматдинова Гульназ 

                          Айратовна

                               3.Хазиева С.Р

                                                  4. «Масонские» традиции 

                                                 в романе М.А.Булгакова 

                                              «Мастер и Маргарита»

                                                                                            Тезисы

 

1.


Информация о работе «Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»