Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:44, творческая работа
Кинг — типичный американец. Он любил свою страну и, безжалостно обличая ее тогдашнее состояние, в то же время постоянно говорил о том, что со времен Авраама Линкольна в Америке накоплен огромный потенциал демократических традиций, которые открывают перед человеком уникальные возможности в области прав человека. Он подчеркивал, что таких условий нет ни в Китае, ни в России, ни во многих других странах, где процветает тоталитаризм и личность человека задавлена государством.
Во многом его вдохновлял на подобную стратегию пример М. Ганди, наиболее ярким последователем, которого Кинг заслуженно считается. Но не следует забывать и о другом. Кинг был глубоко верующим человеком, баптистским пастором, искренне следовавшим принципам христианской нравственности, а методы борьбы, разработанные Ганди, прекрасно вписались в мировоззренческую структуру христианства. Более того, не будет преувеличением отметить, что именно христианский дух удерживал Кинга и его последователей от бессмысленной жестокости и насилия. "Конференция южного христианского руководства", руководимая Кингом, неслучайно первой заповедью для своих последователей назвала изучение жизни и деятельности Иисуса Христа. Сказалась христианская ориентация Конференции и в другом: ее целью было не установление господства черных (как призывали, например, "черные мусульмане"), а именно общее братство черных и белых. Участившиеся во второй половине 60-х гг. вспышки насилия в негритянских гетто показывают, сколь важной была эта позиция: не будь Кинга, озлобленная масса негров вполне была готова перейти к истреблению "белых дьяволов", а ответная реакция белых вряд ли бы заключалась в быстром освобождении "черных братьев". Но Кинг, как подлинный христианин, не делал разницы между белыми и черными. В своей знаменитой речи на ступенях Белого дома в памятном августе 1963 года он произнес, что мечтает о жизни в Америке, которая будет судить о его детях не по цвету их кожи, а по их характеру. "Человек, у которого есть мечта" - таким он запомнился в этот день всем. И мало-помалу чернокожий проповедник завоевал сердца и белых американцев, и они начали делать шаги ему навстречу.
Если в личности Ганди "утвердившего чисто политическое движение на основе высокой этики", Д. Андреев видит непосредственного предшественника родонистской Лиги преобразования сущности государства, то с не меньшим основанием такого предшественника можно видеть и в Мартине Лютере Кинге. Заслуга его для будущих поколений еще и в том, что его деятельность продемонстрировала возможность соединения политики с религиозной этикой уже в рамках христианского мира, а не только на далеком и загадочном Востоке.
Смерть Кинга подтвердила правильность избранного им направления. Казалось, она должна была положить конец надеждам на возможность мирной борьбы. На следующий день после убийства Кинга расистская Америка тихо праздновала свой триумф, а черные гетто в американских городах взорвались беспорядками: радикальные лидеры призывали к бескомпромиссной войне со всеми белыми без различия. Но непостижимым образом имя Кинга и после его смерти продолжало его дело. Волна насилия взметнулась и опала, словно повинуясь магическим словам: "Кинг бы этого не одобрил". Десегрегация набирала и набирала обороты, словно и не было трагической гибели "черного Моисея": Конгресс вскоре принял очередной закон, запрещавший дискриминацию при найме жилья. А вслед за официальной политикой потянулось и массовое сознание. Школы, частные фирмы, общественные организации одна за одной добровольно отказывались от сегрегации, а затем и некогда неприступный политический Олимп покорился афроамериканцам: ныне уже никого не удивляют ни чернокожий государственный секретарь, ни чернокожая советница по национальной безопасности. И если нынешняя знаменитая американская "политкорректность" и вызывает иногда улыбку, то не стоит забывать, что еще несколько десятилетий назад в этом обществе господствовала политкорректность совсем иного плана, чисто расистского.
Сама фигура Кинга словно продолжала расти: учреждались фонды его имени, возникали памятники и улицы, названные в его честь, а в 1983 Кинг удостоился и вовсе немыслимой когда-то для афроамериканца чести: день его рождения стал государственным праздником. И, без всякого сомнения, Кинг ныне превратился в один из символов страны, с которой и за которую он боролся, желая сделать ее подлинно свободной, и освободить равно черных и белых. Ибо те, кто угнетают других, не могут быть полностью свободными и сами.
Он и остался в истории Америки как освободитель и, при том, бескровный освободитель. Есть ли необходимость напоминать, что именно таких деятелей Даниил Андреев безоговорочно относит к числу самых достойных, самых чтимых родомыслов? А готовность жертвовать собой ради других придает облику Кинга черты христианского мученика.
Кинг предвидел свою гибель - это было нетрудно - и в прощальной магнитофонной записи, сделанной на случай своей внезапной смерти, он в последний раз обратился ко всем тем, кто верил ему и следовал за ним.
"Я хочу, чтобы вы
смогли сказать в тот день,
что я пытался накормить
Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что при жизни своей я пытался одеть нагих.
Я хочу, чтобы вы сказали в тот день, что при жизни своей я пытался навещать тех, кто в тюрьмах.
И я хочу, чтобы вы сказали, что я пытался любить человечество и служить ему.
…
После меня не останется роскошных, прекрасных вещей. Но я хочу оставить за собой жизнь, отданную делу.
И это все, что я хочу сказать".
За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, Джеймсом Эрлом Реем.
В 2004 году (посмертно) награжден высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.