Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:53, реферат
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки.
Пословицы и поговорки.
Потешки.
Заклички.
Загадки.
Прибаутки.
Небылицы.
Считалки.
Скороговорки.
Содержание работы.
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки.
1) Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам. Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека. В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен"). В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу"). Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь"). Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях. Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно- художественную роль, вливаясь в народную культуру. Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.
Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека. Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?"). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела). В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.
2) Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
3) Заклички – небольшие песенки, в которых воспеваются
силы природы. Многие из них сопровождаются
игровыми действиями, имитирующими процесс
крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга,
гром, дождь, ветер, а также времена года:
весна, лето, осень, зима – живут в закличке
как одушевленные существа. Человек сам
вступает с ними в контакт, сговор: солнце
просит о тепле и ласке, о щедром лете;
радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть
дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает
дождю, что поливать и сколько воды вылить;
обещает за исправную работу подарок –
сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным
стихиям, но выраженная в слове, ритме,
интонации гамма чувств – переживаний,
восхищения, нежности, восторга. Эмоции
радости, доверия, убежденности в хорошем
заложены в самом строе стиха – в волнообразных
повторах, в смене картинок-просьб, в ритме
– бойком, задорном, в звучании каждой
строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость
и значимость слова. Эта вера укрепляется
самим действием заклинания и в то же время
чувством защищенности в случае неблагоприятного
исхода просьбы.
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
4) Загадка получила приговор
со времен Аристотеля, который называл
ее хорошо составленной метафорой. В. И.
Даль писал, что загадка — это "иносказанье
тож намеки, окольная речь, обиняк, краткое
иносказательное описание предмета, предлагаемое
чтобы разгадки". Наиболее точное определение
загадки принадлежит В. П. Аникину: "Загадка
— это поэтическое замысловатое описание
какого-либо предмета сиречь явления,
сделанное с целью испытать сообразительность
человека, равно как и с целью привить
ему поэтический созерцание на действительность".
Загадка состоит из двух частей: загадки
(вопроса) и отгадки (ответа), которые между
собой связаны. В загадке тем иначе иным
способом "зашифрована" отгадка.
Это может быть метафора или другое пример
— не случайно народ сложил загадку о
загадке: Без лица в личине.
Истоки загадок восходят к тайной речи
первобытного общества — загадки распространены
у всех народов, задержавшихся в своем
историческом развитии. Враждебную силу
следовало перехитрить, для обеспечить
благополучие себе и своему роду. В обрядах
инициации посвящаемый испытывался с
помощью загадок — без знания тайной речи
юноша не мог стоить мужчиной. Загадки
встречаются в мифологии древних народов
(например, в древнегреческих мифах). Русские
загадки по происхождению также связаны
с условной речью — зашифрованным языком
охотников, с обрядами и магическими действиями,
направленными на заклад урожая и успеха
в скотоводстве и земледелии. Как уже указывалось
исследователями, знаменитый русский
путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников
отметил часть древней тайной речи у русских
охотников на соболя. Артель избирала
"передовщи-ка", он назначал себе
помощников и наказывал им, между прочим,
"дабы по обычаю предков своих ворона,
змею и кошку прямыми именами не называли,
а называли б верховым, худою и запеченною".
Дальше Крашенинников писал: "Промышленные
сказывают, что в прежние годы много больше
вещей странными именами называли, например:
церковь — востроверхою, бабу — шелухою
или белоголовкою, девку — просты-гою,
коня — долгохвостым, корову — рыкушею,
овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою,
петуха — голоногим и прочее…" Крашенинников
отмечал, который все эти слова, кроме
замены вялый, змеи и кошки, оставили, то
есть не стали употреблять. У русских отзвуки
загадок древнего периода сохранились
в былинах, сказках, песнях (например, многие
подблюдные песни имеют форму загадок:
не описывают судьбу человека, а подменяют
ее описанием предмета сиречь действия).
С течением времени древняя функция загадок
постепенно угасла, но осталась их поэтическая
вид. Она оказалась продуктивной. К загадке
начали относиться как к способу испытания
сообразительности, стали создавать новые
загадки о предметах и явлениях. Сложился
фольклорный разряд, который не имел никаких
иных целей, кроме художественных и развлекательных.
Д. Н. Садовников в предисловии к своему
собранию загадок указал на основное разница
пословиц и загадок. "В первых, — писал
он, — отразились взгляды народа на природу
и окружающую обстановку, в последних
— вся житейская мудрость и нравственная
личность простолюдина. В загадке, более
древней по форме и происхождению, открылся
содержательный простор для творческой
фантазии народа; в пословице — для его
здравого смысла и критики".
Загадки содействовали активизации познания
окружающего мира, формировали навыки
логического мышления, развивали наблюдательность.
Они были средством развлечения и постепенно
воспитывали. На протяжении всей истории
загадок сохранялась их обучающая функция.
5) Прибаутки. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные, прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.
6) Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса.
7) Подрастающий ребёнок
8) Скороговорка – жанр устного фольклора, выражение,
построенное на труднопроизносимом сочетании
звуков. Изначально скороговорки (устар. частоговорки, чистогов
Однако эта забава весьма полезна для формирования речи и широко используется логопедами и лингвистами. Ежедневное повторение скороговорок позволяет исправить неправильное произношение звуков, слогов, неправильного ударения и пр. В форме игры скороговорки хорошо воспринимаются детьми и используются для обучения их правильной речи. Детские скороговорки, как правило имеют форму короткого сюжетного стишка.
С развитием радио и телевидения скороговорки стали средством постановки дикции у всевозможных «говорящих голов»: радио- и телеведущих, шоуменов, ди-джеев и т.п. В этом качестве используются более сложные скороговорки, которые могут быть как целой фразой, порой бессмысленной, так и единственным словом.
Скороговорки как элемент народного творчества присутствуют не только в русском языке, но и в других. Они являются хорошим инструментом для отработки произношения при изучении иностранных языков.
Список использованной литературы.
1. Азадовский М.К. "История русской фольклористики" Москва: Учпедгиз,
1958г.
2. Алексеева М.М. "Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников"
Изд. Центр "Академия", 1997г.
3. Аникина "Мудрость народная: жизнь
человека в русском фольклоре - Вып.1, 1991г."
4. Бондаренко А.К. "Словесные игры в
детском саду" М: Просвещение, 1977г.
5. Буланин Д. "Детский поэтический фольклор"
Антология, 1997г.
6. Бородич А.М. "Методика развития речи
у детей" М., Просвещение, 1981г.
7. Барская Н. "Выступает будто пава!"
(элементы фольклора на занятиях в детском
саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12.
8. Бахтин В.С. "От былины до считалки"
Рассказы о фольклоре - Л., 1988г.
9. Городилова В.И. "Воспитание правильной
речи" УЧПЕДГИЗ, 1956г.
10. Генинг М.Г., Герман Н.А. "Обучение
дошкольников правильной речи" Чебоксары,
1980г.
11. Гербова В.В. "Занятия по развитию
речи в средней группе детского сада"
Просвещение, 1983г.
12. Грухих В.М. "Словопроизводство в
пословицах и поговорках" Русский язык
в школе, 1997г.
13. Зуева Т.В. "Русский фольклор" Флинта:
Наука, 1998 г.
14. Карпова С.Н. "Осознание словесного
состава речи дошкольниками" М., 1967г.
15. Лопухина И.С. "Звуки, буквы и слова",
"Дельта", 1998г.
16. Мелехова Л.В. "Речь дошкольника и
ее исправления" М., Просвещение, 1867г.
17. Максаков А.И. "Правильно ли говорит
ваш ребенок" М., Просвещение, 1982г.