Малые жанры фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки.

Содержание

Пословицы и поговорки.
Потешки.
Заклички.
Загадки.
Прибаутки.
Небылицы.
Считалки.
Скороговорки.

Работа содержит 1 файл

Малые жанры фольклора.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Содержание  работы.

  1. Пословицы и поговорки.
  2. Потешки.
  3. Заклички.
  4. Загадки.
  5. Прибаутки.
  6. Небылицы.
  7. Считалки.
  8. Скороговорки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К малым фольклорным  жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, заклички, загадки, считалки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки.

1) Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам. Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие  пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен  опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека. В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен"). В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу"). Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").

Пословицы ритмичны. В них рифмуются  отдельные слова ("без труда  не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные  части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь"). Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях. Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно- художественную роль, вливаясь в народную культуру. Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека. Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?"). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела). В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

2) Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

3) Заклички – небольшие песенки, в которых воспеваются силы природы. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. 
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Человек сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.  
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.  
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы.

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. 

4) Загадка получила приговор со времен Аристотеля, который называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка — это "иносказанье тож намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое чтобы разгадки". Наиболее точное определение загадки принадлежит В. П. Аникину: "Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета сиречь явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический созерцание на действительность".  
Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем иначе иным способом "зашифрована" отгадка. Это может быть метафора или другое пример — не случайно народ сложил загадку о загадке: Без лица в личине.  
Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного общества — загадки распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. Враждебную силу следовало перехитрить, для обеспечить благополучие себе и своему роду. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок — без знания тайной речи юноша не мог стоить мужчиной. Загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах). Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на заклад урожая и успеха в скотоводстве и земледелии. Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил часть древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщи-ка", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "дабы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною". Дальше Крашенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы много больше вещей странными именами называли, например: церковь — востроверхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку — просты-гою, коня — долгохвостым, корову — рыкушею, овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха — голоногим и прочее…" Крашенинников отмечал, который все эти слова, кроме замены вялый, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять. У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные песни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета сиречь действия).  
С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая вид. Она оказалась продуктивной. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях. Сложился фольклорный разряд, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных.  
Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное разница пословиц и загадок. "В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся содержательный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики".  
Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и постепенно воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохранялась их обучающая функция.

5) Прибаутки. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные, прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.

6) Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса. 

7) Подрастающий ребёнок становится  не только объектом всевозможных  игр, но и их активным участником. В это время он знакомится  с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности. 

8) Скороговорка – жанр устного фольклора, выражение, построенное на труднопроизносимом сочетании звуков. Изначально скороговорки (устар. частоговорки, чистоговорки) появились в качестве словестной игры, забавы для детей и взрослых. Изюминка русских скороговорок в сочетании и/или чередовании сложных буквосочетаний, которые при быстром и многократном повторении коверкаются, что и создает комический эффект.

Однако эта забава весьма полезна  для формирования речи и широко используется логопедами и лингвистами. Ежедневное повторение скороговорок позволяет  исправить неправильное произношение звуков, слогов, неправильного ударения и пр. В форме игры скороговорки хорошо воспринимаются детьми и используются для обучения их правильной речи. Детские скороговорки, как правило имеют форму короткого сюжетного стишка.

С развитием радио и телевидения  скороговорки стали средством постановки дикции у всевозможных «говорящих голов»: радио- и телеведущих, шоуменов, ди-джеев и т.п. В этом качестве используются более сложные скороговорки, которые могут быть как целой фразой, порой бессмысленной, так и единственным словом.

Скороговорки как элемент  народного творчества присутствуют не только в русском языке, но и  в других. Они являются хорошим  инструментом для отработки произношения при изучении иностранных языков.

Список использованной литературы.

1. Азадовский М.К. "История русской фольклористики" Москва: Учпедгиз, 1958г. 
2. Алексеева М.М. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников" Изд. Центр "Академия", 1997г. 
3. Аникина "Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1991г." 
4. Бондаренко А.К. "Словесные игры в детском саду" М: Просвещение, 1977г. 
5. Буланин Д. "Детский поэтический фольклор" Антология, 1997г. 
6. Бородич А.М. "Методика развития речи у детей" М., Просвещение, 1981г. 
7. Барская Н. "Выступает будто пава!" (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12. 
8. Бахтин В.С. "От былины до считалки" Рассказы о фольклоре - Л., 1988г. 
9. Городилова В.И. "Воспитание правильной речи" УЧПЕДГИЗ, 1956г. 
10. Генинг М.Г., Герман Н.А. "Обучение дошкольников правильной речи" Чебоксары, 1980г. 
11. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада" Просвещение, 1983г. 
12. Грухих В.М. "Словопроизводство в пословицах и поговорках" Русский язык в школе, 1997г. 
13. Зуева Т.В. "Русский фольклор" Флинта: Наука, 1998 г. 
14. Карпова С.Н. "Осознание словесного состава речи дошкольниками" М., 1967г. 
15. Лопухина И.С. "Звуки, буквы и слова", "Дельта", 1998г. 
16. Мелехова Л.В. "Речь дошкольника и ее исправления" М., Просвещение, 1867г. 
17. Максаков А.И. "Правильно ли говорит ваш ребенок" М., Просвещение, 1982г.


Информация о работе Малые жанры фольклора