М.А.Булгаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:14, реферат

Описание работы

“Из всех писателей 20-х 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков – в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых “Мастер и Маргарита”.

Работа содержит 1 файл

Из всех писателей 20.docx

— 102.00 Кб (Скачать)

    “Из всех писателей 20-х  30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков – в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых “Мастер и Маргарита”.  

    

    Рис. 1 М.А.Булгаков 

    Каждому следующему поколению читателей  роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал”.  Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с “Тихим Доном” М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить “Мастера и Маргариту” в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что “Мастера…” перечитывают и юные. Стоит вспомнить, что первые рисунки к нему сделала талантливая девочка-художница Надя Рушева. Дело в том, вероятно, что ребенка привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если детский мозг не способен понять сложных истин и глубинного смысла произведения, он принимает то, что способно заставить работать воображение и фантазию ребенка.

    Пытаясь объяснить “загадки” “Мастера и Маргариты”, критическая мысль обращается с аналогиями к творчеству Гоголя, что естественно, ибо Булгаков считал автора “Мертвых душ” своим учителем. Но это не единственный писатель, который, по мнению критиков, повлиял на творчество Михаила Афанасьевича. В отечественной литературе его предшественниками, помимо Гоголя, считаются Достоевский, Салтыков-Щедрин, А. Белый, Маяковский (как драматург), в зарубежной  прежде всего Гофман, немецкий романтик, воссоздавший мир как некую ирреальность. Нет сомнения, что список этот будет увеличиваться – [2, стр. 33-36].

 

Основные  этапы жизни М.А.Булгакова

    Творчество  М. А. Булгакова  одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века. Его талант дал  литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной  писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией  человеческих душ.

    Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. А уж то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

    Родился Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве, в  семье доцента, потом профессора духовной академии. Был он у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны – [см. Рис.2] Булгаковых первенцем. После него семья пополнилась еще двумя сыновьями и четырьмя дочерьми. 
 

    

 

    Рис. 2 Варвара Михайловна Булгакова 

    Жили  они в том самом доме по Андреевскому спуску, в котором писатель поселил  в свое время героев “Белой гвардии” и “Дней Турбиных”. С этим домом можно не раз встретится, читая эти прекрасные произведения писателя.

    В 1907 году в семье случилось несчастье: умер отец  Афанасий Иванович. Забота о воспитании семерых детей целиком  легла на плечи Варвары Михайловны. Но как не было это сложно, мать “сумела... дать радостное детство”.

    Гражданская война застала Булгакова в  его родном Киеве. Рушился старый быт, каждому надо было выбирать свой путь на дорогах вздыбленной истории. Булгаков видел “апофеоз” и кровавый закат белого движения, стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 году, зверств петлюровских банд. Всем складом своего воспитания он принадлежал к либерально-демократическим слоям старой русской интеллигенции и, как многие люди его круга, решил разделить судьбу своего народа, участвовать в строительстве новой культуры. Выбор этого пути дался ему непросто. Мировоззрение Булгакова не отличалось четкостью идейных позиций, однако, пафос его лучших произведений объективно стал служить возвышению человеческой личности, преодолению в ней эгоизма, корысти, фальши и лицемерия и тем самым смыкался с исторической задачей социалистического воспитания нового человека.

    В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Отныне этот многоликий город станет источником, питающим его оригинальное поэтическое и сатирическое творчество. Булгаков начинает писать. Сам он датирует начало своей литературной деятельности очень точно: 15 февраля 1920 года Фельетоны  и рассказы молодого писателя печатаются в столичных газетах и журналах, выходят отдельными изданиями.

    К тому времени Булгаков уже отходит  от своей медицинской деятельности (в 1916 году он был “утвержден в степени  лекаря с отличием” ), и полностью отдает себя литературному творчеству. Ранние повести и рассказы. Булгакова имели успех у читателей, но встречали и резкую критику, которая обвиняла писателя в “злопыхательстве” и “новобуржуазных настроениях”. Это причинило ему немало бед и огорчений.

    Дни писателя были отданы газетной работе для заработка, вечера и ночи  для души, где вызревала серьезная  булгаковская проза. Наряду с писанием сатирических повестей (“Записки на манжетах”, “Дьяволиада” ) он создавал в 1922-1924 годах свой первый большой роман “Белая гвардия”.

    В эти же годы Булгаков писал рассказы о гражданской войне. Как правило, они представляли собой ответвления  от главного романного ствола. Легко, например, обнаружить такую связь, сравнив  рассказ “Я убил”, со сценами из “Белой гвардии”, где описаны бесчинства петлюровцев в Киеве.

    Михаил  Булгаков обладал не только сатирическим, но и редким лирическим даром, который  и был, пожалуй, основным музыкальным  тоном его прозы. Роман “Белая гвардия”, рисующий историю киевской семьи Турбиных, конец белого движения на Украине, в самом стиле своем сочетает черты поэтического эпоса и тонкого психологического письма. Впоследствии этот роман превратится под пером Булгакова в пьесу “Дни Турбиных” (1926), которую поставит Московский Художественный театр. Она принесет писателю широкую известность.

    Булгаков  продолжает работать над своими литературными  шедеврами. Он пишет такие известнейшие произведения как “Зойкина квартира”  ” Бег” и др. Все эти произведения пропитаны острой сатирой, благодаря  чему они не раз запрещались, потом  снова разрешались и так много  раз.

    Но  в булгаковских произведениях сатира очень тесно переплетается с какими-то сверхъестественными силами, часто переходящими даже в фантасмагорию. Наглядным тому подтверждением служит рассказ “Дьяволиада”. Содержание “Дьяволиады”  судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины, который в какой-то момент выпал из своего гнезда, потерялся среди ее шестеренок и приводов и метался среди них, пытаясь вновь зацепиться за общий ход, пока не сошел с ума. В сущности даже не этот маленький чиновник, хоть он и центральная фигура, а сама машина, ничего не производящая и только энергично жующая свою бумажную жвачку, и есть главное действующее лицо повести. Ее кипучая утробная жизнь, смысл которой не поддается разгадке, словно в ускоренных кадрах какого-то сумасшедшего фильма проносится перед глазами читателя.

    “Дьяволиада” не была в полной мере оценена ни друзьями, ни недругами Булгакова. Ее заметил и в общем похвалил один из крупнейших мастеров литературы Е. Замятин. Но в целом она показалась ему неглубокой и “очень какой-то бездумной”. Между тем есть в ней нечто такое, чего уж нынешний-то читатель не может не оценить по самому высокому счету. Во-первых, история героя, “нежного тихого блондина” Короткова позволяет увидеть и едва ли не физически ощутить беззащитность и бессилие обыкновенного человека перед могуществом самородящегося и самонастраивающегося бюрократического аппарата. Во-вторых, она приводит к очень важной и, безусловно, верной мысли, что опасно для общества не столько существование этого аппарата сколько то, что люди привыкают к системе отношений, которые им насаждаются, и начинают считать их естественными, какие бы фантастически уродливые формы они ни принимали.

    В наши дни отношения к “Дьяволиаде” сильно изменилось. Принято считать, что “Записки на манжетах”  биографическая вещь. Хотя если присмотреться, вчитаться и внимательно обдумать, то что там написано, становится ясно, что в этом произведении Булгаков смотрит на события и на своего героя как бы со стороны. Из автобиографии рождается повесть, в художественных образах которой воплощена с таким трудом обретенная автором истина.

    И уж никто не ищет черты Булгакова  в тихом блондине Короткове из повести "Дьяволиада". А ведь это произведение продолжает тему "Записок на манжетах", в нем применен тот же способ переосмысления и неожиданного соединения знакомых лиц и авторских наблюдений и впечатлений. Здесь тоже много биографических черт, и тем не менее все это создания творческой фантазии писателя, о которых Е. Замятин сказал: "Фауна и флора письменного стола гораздо богаче, чем думают, она еще мало изучена".

    В "Дьяволиаде" много молодого увлечения литературой, самозабвенной игры в фантастику, экспериментов со словом и сюжетом, следования за гоголевскими "Записками сумасшедшего", откуда взята сама тема безумия маленького чиновника, смятого колесами бюрократического механизма. И здесь же есть неповторимый стиль, точно найденные подробности (вроде слетевшей шляпы извозчика, из-под которой разлетаются припрятанные денежные бумажки), предвещающие роман "Мастер и Маргарита" фразы типа: "Черная крылатка соткалась из воздуха"; появляется черный кот с фосфорическими глазами, в которого превращается Кальсонер. В "Дьяволиаде уже виден самобытный прозаик с даром замечательного рассказчика-сатирика, и не случайно Булгакова заметили после этой повести. Отсюда начинается путь писателя к роману "Белая гвардия" и повестям "Роковые яйца" и "Собачье сердце"

    Надо  также сказать несколько слов о языке “Дьяволиады”.

    Замятин справедливо хвалил " Дьяволиаду " за "быстрое" кинематографичное повествование и точные короткие остроумные фразы. Да, Булгаков сознательно стремился к "быстрой" прозе и вместе с тем понимал, что ритм нового повествования на одних коротких фразах не построишь. Еще тогда споря в московской редакции газеты "Гудок" с писателем Юрием Олешей и другими любителями краткости, он прочел им длинную фразу из "Шинели" и пояснил: "Гоголевская фраза в двести слов - это тоже идеал, причем идеал бесспорный, только с другого полюса" ". Поэтому фразы из "гоголевских пленительных фантасмагорий" мы встречаем уже в "Не обыкновенных приключениях доктора", "Похождениях Чичикова" и "Записках на манжетах" и уж конечно в “Дьяволиаде”. Тогда-то и формируется тот булгаковский язык, который мы встречаем на страницах его более поздних произведениях – [1, стр.55-59].

 

Жизнь и творчество М.А.Булгакова

    Тема  высшей силы и даже дьявольской силы очень часто встречается на страницах  булгаковских творений. Но своего апофеоза она достигает в итоговом произведении Булгакова “Мастер и Маргарита”.

    Начало  работы над романом Булгаков датировал  то 1928-м, то 1929 годом. В рукописи 1931 года даты работы над романом проставлены  так: 1929 - 1931. В рукописи 1937-го: 19281937.

    Замысел книги складывался постепенно. Роман  рос медленно, проникая корнями во все новые и новые участки  мыслительной и образной почвы булгаковского творчества. “Завещанием мастера” назвал статью о романе критик И. Виноградов. Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей прообразом главной героини “Мастера и Маргариты”, еще в 1938 году, почти за два года до смерти, провидчески сказал о своем создании: “Последний закатный роман”.

    В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег.

    28 марта писал: “… я, своими  руками, бросил в печку черновик  романа о дьяволе...” И три  года спустя, в 1933 году, В. В.  Вересаеву: “... тот свой уничтоженный  три года назад роман”.

    Может быть, это было так, как описано в романе Мастер и Маргарита”: “Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы... Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их”.

Информация о работе М.А.Булгаков