Лучик света в тёмном царстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:36, сочинение

Описание работы

Сочинение по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Работа содержит 1 файл

Лучик света в тёмном царстве.docx

— 20.74 Кб (Скачать)

Лучик света в тёмном царстве.

Как это  не печально иногда жизненные обстоятельства бывают сильнее нас, и некоторые вещи мы не в силах изменить. Мы не можем изменить погоду или победить некоторые болезни и многое другое. Очень часто жизнь заставляет нас приспосабливаться к окружающим нас условиям.  И конечно же, это наша способность к приспособлению очень ценное качество, которое помогает человеку не только чувствовать себя относительно комфортно во враждебной обстановке, а и порой просто выжить. Но иногда находятся среди нас люди, которые, даже понимая своё бессилие изменить мир, в котором они живут, не считают для себя возможным изменить своим принципам и подстроиться под обстоятельства.

Конечно же, в драме Островского «Гроза»  и Катерина и Тихон, и Кабаниха с Диким, это вымышленные персонажи.  Да и сам город Калинов невозможно найти на карте. Каждый из них- это собирательный образ. Все свои наблюдения над жизнью Островский переработал и превратил в глубоко типичные картины русской жизни.

Душная атмосфера кабанихинского дома, где безраздельно властвует хозяйка Марфа Кабанова, свекровь Катерины ненавистна и Тихону и Варваре- детям кабанихи. Но они смогли измениться, приспособиться, научились жить по его правилам. Они неплохие люди, по своему добрые и беззлобные. Прикрывая и покрывая  друг дружку тайком и украдкой ловят они маленькие житейские радости. Тихон тайком от матери выскальзывает из дома, чтобы выпить в гостях. Варвара узнав о «запретной» любви Катерины к Борису, сама предлагает Катерине устроить встречу влюбленных, пока брат будет в отъезде. Так и жили бы они дальше, все больше приспосабливаясь к обстоятельствам. И почти наверняка, спустя недолгое время совсем смирились бы и, возможно, научились бы даже получать удовольствие в смертельной скуке однообразной жизни.

Разительно  выделяется среди всех персонажей драмы  Катерина- жена Тихона. Для Островского Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Катерина - русский национальный характер. Поражает естественность, искренность и простота островской героини. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - признается она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь.

До поры все уживаются в одном доме, где царит несправедливость и  скука одновременно. Но по законам  жанра очевидно, что долго так продолжаться не могло. Любовь Катерины к Борису приближает развязку, все сильнее и властней для Катерины желание воли и простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. - "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"  восклицает она на уговоры Варвары оставить все как есть. При этом, будучи глубоко религиозной и нравственно чистой, Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения. И на  фоне этой внутренней борьбы все нестерпимей становиться для Катерины оставаться и терпеть унижения в доме Кабанихи. Она делает для себя нравственный выбор. Смерть решает все.

В итоге, уже  после признания Катерины  Тихону в любви к другому, даже после того, как Тихон искренне прощает ее, Катерина уже не может …..и бросается…..

  

Можно сказать, что Катерина своей смертью сказала  Миру, который не принимал ее: -это Я не принимаю тебя! Меня в Этом Мире не будет!!!

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» 
   

Бросаясь к  Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А  я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.

 
Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми  богатствами народного языка, в  речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы ("на тройке на хорошей", "и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!"), обилие ласкательных и уменьшительных слов ("солнышко", "водица", "могилушка"), сравнение ("ни об чем не тужила, точно птичка на воле", "кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует"). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!"  
Поражает естественность, искренность, простота островской героини. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…"), любит рассказывать о странницах ("У нас полон дом был странниц и богомолок"), сны Катерины о "храмах золотых".
 

Она часто  посещает церковь и делает это  с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь  ходить! Точно, бывало, я в рай войду…"), любит рассказывать о странницах ("У нас полон дом был странниц и богомолок"), сны Катерины о "храмах золотых".  
Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием "маменьки" показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину.

И, наконец, четвертой причиной является желание  воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется  сама с собой, и в этом трагизм  ее положения, однако в итоге она  внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с  точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей  души, а о любви, которая открылась  ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" - вот последние слова Катерины.  
Еще одна характерная черта островской героини - это "возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни", стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: "Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена" - Катерина отвечает: "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет "вольная птица". Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. "… Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.  
Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.  
Итак, главное действующее лицо драмы "Гроза" вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и "гроза господня", и проклинающая полусумасшедшая "барыня с двумя лакеями", и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая "геенну огненную". Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения.
 

Бедную девушку  все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели  с ума, и она кается в своем  грехе в полубреду, состоянии  помрачения. Она сама позже признается Борису, что "в себе не вольна была", "себя не помнила". Если бы этой сценой заканчивалась драма "Гроза", то в ней была бы показана непобедимость "темного царства": ведь в конце  четвертого действия Кабаниха торжествует: "Что сынок! Куда воля-то ведет!"  
Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, "потребность возникшего движения русской жизни".  
Критик назвал Катерину характером народным, национальным, "светлым лучом в темном царстве", имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет "художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи".  
Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных ему условий "темного царства". Именно поэтому Добролюбов и выделил "Грозу" из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее объективно революционное значение.

Информация о работе Лучик света в тёмном царстве