Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:36, сочинение
Сочинение по пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Лучик света в тёмном царстве.
Как это не печально иногда жизненные обстоятельства бывают сильнее нас, и некоторые вещи мы не в силах изменить. Мы не можем изменить погоду или победить некоторые болезни и многое другое. Очень часто жизнь заставляет нас приспосабливаться к окружающим нас условиям. И конечно же, это наша способность к приспособлению очень ценное качество, которое помогает человеку не только чувствовать себя относительно комфортно во враждебной обстановке, а и порой просто выжить. Но иногда находятся среди нас люди, которые, даже понимая своё бессилие изменить мир, в котором они живут, не считают для себя возможным изменить своим принципам и подстроиться под обстоятельства.
Конечно же, в драме Островского «Гроза» и Катерина и Тихон, и Кабаниха с Диким, это вымышленные персонажи. Да и сам город Калинов невозможно найти на карте. Каждый из них- это собирательный образ. Все свои наблюдения над жизнью Островский переработал и превратил в глубоко типичные картины русской жизни.
Душная атмосфера кабанихинского дома, где безраздельно властвует хозяйка Марфа Кабанова, свекровь Катерины ненавистна и Тихону и Варваре- детям кабанихи. Но они смогли измениться, приспособиться, научились жить по его правилам. Они неплохие люди, по своему добрые и беззлобные. Прикрывая и покрывая друг дружку тайком и украдкой ловят они маленькие житейские радости. Тихон тайком от матери выскальзывает из дома, чтобы выпить в гостях. Варвара узнав о «запретной» любви Катерины к Борису, сама предлагает Катерине устроить встречу влюбленных, пока брат будет в отъезде. Так и жили бы они дальше, все больше приспосабливаясь к обстоятельствам. И почти наверняка, спустя недолгое время совсем смирились бы и, возможно, научились бы даже получать удовольствие в смертельной скуке однообразной жизни.
Разительно выделяется среди всех персонажей драмы Катерина- жена Тихона. Для Островского Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Катерина - русский национальный характер. Поражает естественность, искренность и простота островской героини. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - признается она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь.
До поры все уживаются в одном доме, где царит несправедливость и скука одновременно. Но по законам жанра очевидно, что долго так продолжаться не могло. Любовь Катерины к Борису приближает развязку, все сильнее и властней для Катерины желание воли и простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. - "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" восклицает она на уговоры Варвары оставить все как есть. При этом, будучи глубоко религиозной и нравственно чистой, Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения. И на фоне этой внутренней борьбы все нестерпимей становиться для Катерины оставаться и терпеть унижения в доме Кабанихи. Она делает для себя нравственный выбор. Смерть решает все.
В итоге, уже после признания Катерины Тихону в любви к другому, даже после того, как Тихон искренне прощает ее, Катерина уже не может …..и бросается…..
Можно сказать, что Катерина своей смертью сказала Миру, который не принимал ее: -это Я не принимаю тебя! Меня в Этом Мире не будет!!!
«Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие!»
Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.
Прежде всего, это отражено Островским,
владевшим в совершенстве всеми
богатствами народного языка, в
речи героини. Когда она говорит,
кажется, что она поет. В речи Катерины,
связанной с простым на родом, воспитанной
на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная
лексика, отличающаяся высокой поэтичностью,
образностью, эмоциональностью. Читатель
чувствует музыкальность и напевность,
говор Кати напоминает народные песни.
Для языка островской героини характерны
повторы ("на тройке на хорошей", "и
люди мне противны, и дом мне противен,
и стены противны!"), обилие ласкательных
и уменьшительных слов ("солнышко",
"водица", "могилушка"), сравнение
("ни об чем не тужила, точно птичка на
воле", "кто-то ласково говорит со
мной, точно голубь воркует"). Тоскуя
по Борису, в момент наибольшего напряжения
душевных сил Катерина выражает свои чувства
на языке народной поэзии, восклицая: "Ветры
буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!"
Поражает естественность, искренность,
простота островской героини. "Обманывать-то
я не умею; скрыть-то ничего не могу",
- отвечает она Варваре, которая говорит,
что без обману в их доме не проживешь.
Взглянем на религиозность Катерины. Это
не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная
вера в Бога. Она часто посещает церковь
и делает это с удовольствием и наслаждением
("И до смерти я любила в церковь ходить!
Точно, бывало, я в рай войду…"), любит
рассказывать о странницах ("У нас полон
дом был странниц и богомолок"), сны
Катерины о "храмах золотых".
Она часто
посещает церковь и делает это
с удовольствием и наслаждением
("И до смерти я любила в церковь
ходить! Точно, бывало, я в рай войду…"),
любит рассказывать о странницах ("У
нас полон дом был странниц и богомолок"),
сны Катерины о "храмах золотых".
Любовь островской героини небеспричинна.
Во-первых, потребность любви дает о себе
знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием
"маменьки" показывал свою любовь
к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены
чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная
тоска однообразной жизни душит Катерину.
И, наконец,
четвертой причиной является желание
воли, простора: ведь любовь есть одно
из проявлений свободы. Катерина борется
сама с собой, и в этом трагизм
ее положения, однако в итоге она
внутренне оправдывает себя. Кончая
жизнь самоубийством, совершая, с
точки зрения церкви, страшный грех,
она думает не о спасении своей
души, а о любви, которая открылась
ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!"
- вот последние слова Катерины.
Еще одна характерная черта островской
героини - это "возмужалое, из глубины
всего организма возникающее требование
права и простора жизни", стремление
к свободе, духовному раскрепощению. На
слова Варвары: "Куда ты уйдешь? Ты мужняя
жена" - Катерина отвечает: "Эх, Варя,
не знаешь ты моего характеру! Конечно,
не дай бог этому случиться! А уж коли мне
здесь опостынет, так не удержат меня никакой
силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть
ты меня режь!" Не зря в пьесе неоднократно
повторяется образ птицы - символ воли.
Отсюда постоянный эпитет "вольная
птица". Катерина, вспоминая о том, как
ей жилось до замужества, сравнивает себя
с птицей на воле. "… Отчего люди не
летают так, как птицы? - говорит она Варваре.
- Знаешь, мне иногда кажется, что я птица".
Но вольная птица попала в железную клетку.
И она бьется и тоскует в неволе.
Цельность, решительность характера Катерины
выразилась в том, что она отказалась подчиниться
распорядкам кабанихинского дома и предпочла
жизни в неволе смерть. И это было проявлением
не слабости, а духовной силы и смелости,
горячей ненависти к гнету и деспотизму.
Итак, главное действующее лицо драмы
"Гроза" вступает в конфликт с окружающей
средой. В четвертом действии, в сцене
покаяния, как будто наступает развязка.
Все против Катерины в этой сцене: и "гроза
господня", и проклинающая полусумасшедшая
"барыня с двумя лакеями", и древняя
картина на полуразрушенной стене, изображающая
"геенну огненную". Бедную девушку
все эти признаки уходящего, но такого
живучего старого мира чуть не свели с
ума, и она кается в своем грехе в полубреду,
состоянии помрачения.
Бедную девушку
все эти признаки уходящего, но такого
живучего старого мира чуть не свели
с ума, и она кается в своем
грехе в полубреду, состоянии
помрачения. Она сама позже признается
Борису, что "в себе не вольна была",
"себя не помнила". Если бы этой сценой
заканчивалась драма "Гроза", то
в ней была бы показана непобедимость
"темного царства": ведь в конце
четвертого действия Кабаниха торжествует:
"Что сынок! Куда воля-то ведет!"
Но драма завершается нравственной победой
и над внешними силами, сковывавшими свободу
Катерины, и над темными представлениями,
сковывавшими ее волю и разум. И ее решение
умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает,
по Добролюбову, "потребность возникшего
движения русской жизни".
Критик назвал Катерину характером народным,
национальным, "светлым лучом в темном
царстве", имея в виду действенное выражение
в ней непосредственного протеста, освободительных
стремлений народных масс. Указывая на
глубокую типичность этого образа, на
его общенародное значение, Добролюбов
писал, что он представляет "художественное
соединение однородных черт, проявляющихся
в разных положениях русской жизни, но
служащих выражением одной идеи".
Героиня Островского отразила в своих
чувствах, в своих поступках стихийный
протест широких народных масс против
ненавистных ему условий "темного царства".
Именно поэтому Добролюбов и выделил "Грозу"
из всей прогрессивной предреформенной
литературы и подчеркнул ее объективно
революционное значение.