Любовная лирика Тютчева

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:10, сочинение

Описание работы

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 15.37 Кб (Скачать)

В историю русской  поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд  замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Если в своих  философских стихотворениях поэт предстает  как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви  имеют автобиографический отпечаток.

Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным  увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое...» (1836) и «Я встретил вас - и все былое...» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: ^Люблю  глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою  негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки  собственных переживаний, но и описывает  эмоциональное состояние возлюбленной:

Вдруг от избытка  чувств, от полноты сердечной,

Вся трепет, вся в  слезах, ты повергалась 

ниц...

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в  мольбе!

В элегии «Сижу, задумчив и один...» (1836) поэт сетует на невозможность  возродить угасшее чувство; обращаясь  к образу своей подруги со словами  сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает  к романтической метафоре сорванного цветка:

...Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья  нет,

Не расцветешь!

Мотивы скоротечности  счастья, гибельности любви, вины перед  любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого  «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя  страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины  Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно  мы любим,

Как в буйной слепоте  страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь  своей победой,

Ты говориЛюбовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе.

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской  литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Досто

Информация о работе Любовная лирика Тютчева