Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:00, сочинение
В творчестве двух русских писателей начала века — А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается одна общая тема — тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но она почти всегда трагична. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться, и при том навсегда, что происходит во всех рассказах И. А. Бунина.
Сочинение
В Библии читаем, что
Бог есть любовь. И с этим нельзя
не согласиться: любовь — основа всего
земного, не случайно влюбленные обращали
свои взоры к звездному небу. Любовь
и Красота — движущие силы Вселенной.
Данте был прав, когда утверждал,
что "любовь движет солнцем и прочими
звездами". Люди искусства, чье творчество
всегда связано с любовью, дают совершенно
разные оценки этому чувству. А. П. Чехов
полагал, что "любовь любит равенство".
Наша современница, София Ротару, убеждена,
что любовь — это талант, а Наталья Варлей
считает, что "главное — любить самой.
А иначе — как жить?". И с каждым из этих
высказываний можно согласиться. Как же
раскрывается тема любви в творчестве
выдающихся писателей начала ХХ века И.
Бунина и А. Куприна? Проанализируем некоторые
произведения этих авторов. В повести
"Суламифь" Куприна в IV главе есть
очень интересный эпизод: встреча Суламифи
с царем. Девушка буквально сгорает от
стыда, но не в силах противиться своему
чувству. Царь и Суламифь влюбляются друг
в друга буквально с первого взгляда. Их
лица выражают страстное желание, но это
огонь страсти чистой, искренней. И описано
это автором трогательно и нежно, нет и
намека на пошлость, и это доказывает,
что здесь присутствует "чувственная
страсть".
"Легкое дыхание" — это другое, это
"недумание", бессознательное состояние
личности, которое и превращает любовь
в похоть. Писатель как бы предупреждает,
что "порхание" по жизни, жизнь в свое
удовольствие, безответственное отношение
к чужим чувствам искажает и губит в конечном
счете собственные чувства.
Ольга Мещерская, героиня новеллы "Легкое
дыхание", гибнет не потому, что судьба
свела ее со старым ловеласом, а затем
с грубым офицером. Обреченность Ольги
— в ней самой, в ее очаровании, органическом
слиянии с жизнью, полной подчиненности
ее стихийным порывам, благостным и катастрофическим.
"Теперь это легкое дыхание снова рассеялось
в мире...". Неразрывность бунинской
новеллы с жизнью подчеркивается избыточностью
ярких, выразительных деталей: "Зима
была снежная, солнечная, морозная, рано
опускалось солнце за высокий ельник снежного
гимназического сада, неизменно погожее,
лучистое, обещающее и на завтра мороз
и солнце, гулянье на Соборной улице, каток
в городском саду, розовый вечер, музыку
и эту во все стороны скользящую на катке
толпу, в которой Оля Мещерская казалась
самой беззаботной, самой счастливой".
Если в рассказе Бунина речь идет о грубом
влечении, то только для того, чтобы предупредить
читателя, к чему может привести бездумное
отношение к возвышенным чувствам. В рассказе
"Гранатовый браслет" Куприна бедный
телеграфист Желтков безумно любит княгиню
Веру Николаевну. Вся семья князя и его
друзья насмехаются над чувствами влюбленного,
они не способны понять истинных переживаний.
Послания влюбленного княгине воспринимаются
ею как письма ненормального. Но разве
виноват герой, что Бог наградил его любовью?
В одном из писем он так и говорит. Более
того, наука, философия, политика перестали
существовать для него, единственной верой
и смыслом жизни стала любовь. Так любить
могут только одержимые люди. Князь Шеин,
узнав о смерти Желткова, говорит жене:
"Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим.
Любовь — это талант".
Героиня "Темных аллей" Бунина Надежда
30 лет жила одним чувством. Она говорит
Николаю Алексеевичу, что "все проходит;
да не все забывается". Сам Николай Алексеевич
вспоминает свою любовь и признается себе,
что "потерял самое дорогое, что имел
в жизни". Заноза из его сердца, "жестокий
след" не исчезнет никогда, как бы он
ни пытался забыть все.
Рассказ Куприна "Суламифь" поражает
признанием героини. Она говорит: "Никогда
не было и не будет женщины счастливее
меня". Несмотря на то, что их любовь
заканчивается трагически, по мнению самих
возлюбленных, она была "величайшим
счастьем". "Гранатовый браслет"
Куприна — это тоже пример трагической
любви. Но сам Желтков называет свою любовь
"громадным счастьем". У Бунина также
были довольно трагические взгляды на
любовь. В воспоминаниях И. Одоевцевой
есть такое признание: "Неужели вы еще
не знаете, что любовь и смерть связаны
неразрывно?". Бунин был психологически
правдив. Ведь его герой в рассказе "Митина
любовь" заканчивает жизнь самоубийством.
Подобные высказывания есть и у Куприна.
Устами старого генерала Аносова в рассказе
"Гранатовый браслет" писатель говорит
своему читателю: "Любовь должна быть
трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы
не должны ее касаться".
Душа человека, пребывая в отчаянии, как
мне кажется, способна передавать сигналы
бедствия на большие расстояния, но только
самому дорогому для нее существу. Как
передаются эти сигналы? Посредством биоэнергии
или при помощи какого-то излучения —
никому не известно точно. Это явление
психофизического порядка. Мне думается,
что Куприн как писатель-реалист не мог
погрешить против правды, описывая подобное
явление в "Гранатовом браслете",
и тут нет никакой мистики. Подобные явления
описаны и в произведениях Артура Конан
Дойля. И если отбросить парапсихологию,
то это доказывает лишь одно: любовь сильнее
всех расстояний и любых временных промежутков,
любовь сильнее смерти.
Какие реликвии любви присутствуют в рассказах
Бунина и Куприна? В "Гранатовом браслете"
— это сам браслет, как память о любви.
А в "Олесе" — коралловые бусы девушки
с Полесья. В рассказе "Грамматика любви"
духовным завещанием, не подверженным
смерти, является книжка о любви, в "Гранатовом
браслете" — письмо покойного Желткова
и музыка Бетховена, а в "Суламифи"
— известная книга "Песнь Песней"
Соломона, которую, по легенде, написал
царь под впечатлением прошедшей через
всю его жизнь трагической любви к простой
девушке из виноградника. Все эти факты
подтверждают мысль о том, что любовь сильнее
смерти. А. Куприн и И. Бунин — великие
художники — запечатлели в произведениях
свое представление о любви. Мы можем согласиться
с ними или нет, это наше право. К сожалению,
и сегодня любовь, прекраснейшее чувство
человека, может быть принесена в жертву
собственной нерешительности и предрассудкам,
как любовь Ивана Тимофеевича к Олесе.
Меркантильность и расчет в любви становятся
основой взаимоотношений Астис и Соломона.
И другая немаловажная подробность: любовь
может быть предметом купли-продажи, об
этом говорил еще Бунин в рассказе "Митина
любовь".
Невзирая на эти мрачные выводы, я хочу,
чтобы вы все же верили в любовь, чтобы
она не была запятнана корыстными расчетами
и была бы первой и последней, чтобы ваша
любимая, юноши, всегда говорила окружающим
одну фразу: "Возлюбленный мой... лучше
десяти тысяч других", а ваш возлюбленный,
девушки, твердил вам одно и то же: "Да
святится имя твое!".
В творчестве двух
русских писателей начала века —
А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается
одна общая тема — тема любви. Необычайная
сила и искренность чувства свойственны
героям их рассказов. Любовь захватывает
все помыслы человека, все его силы. Но
она почти всегда трагична. Чтобы любовь
не выдохлась, необходимо расстаться,
и при том навсегда, что происходит во
всех рассказах И. А. Бунина. Все его герои
живут в ожидании любви, ищут ее и чаще
всего, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя
долго не живет — в семье, в браке, в буднях.
Короткая, ослепительная вспышка, до дна
озарившая души влюбленных, приводит их
к трагическому концу — гибели, самоубийству,
небытию. В творчестве А. И. Куприна в каждом
из героев есть сходные черты: душевная
чистота, мечтательность, пылкое воображение,
соединенная с непрактичностью и безволием.
И яснее всего раскрываются они
в любви. Все они относятся к женщине с
сыновней чистотой и благоговением. Готовность
погибнуть ради любимой женщины, романтическое
поклонение, рыцарское служение ей и в
то же время недооценка себя, неверие.
Мужчины в рассказах А. И. Куприна как бы
меняются местами с женщинами. Это энергичная,
волевая «полесская колдунья» Олеся и
«добрый, но только слабый» Иван Тимофеевич,
умная, расчетливая Шурочка Николаева
и «чистый, милый, но слабый и жалкий» подпоручик
Ромашов. Все эти купринские герои с хрупкой
душой, попавшие в жестокий мир, не выдерживают
столкновения с ним.
Жизнь, которой живут герои А. И. Куприна
и И. А. Бунина, полна условностей, в ней
царствуют расчет, непонятные амбиции,
надуманное. И как только любовь сталкивается
с обыденностью, наступает пресыщение,
чувство утрачивает совершенство. Как
точно подметили это писатели! Посмотрите:
сколько прекрасной любви вокруг нас погибло
лишь потому, что чувство «разбилось об
быт», погрязло в мелочах. Но может произойти
и худшее. Иногда герои произведений Куприна
и Бунина даже не в состоянии заметить
тот подарок, который готова подарить
им судьба, и они проходят мимо своего
счастья. А потом — проходят годы, и в их
душе остается лишь щемящее чувство горечи,
потому что они упустили свой шанс быть
счастливым. Так утрачивает свою любовь
Павел Николаевич, герой бунинского рассказа
«Ида», так поздно обращает внимание на
огромную любовь героиня «Гранатового
браслета». И все же даже в таких ситуациях
писатели показывают нам, что прекрасное,
которое даже потеряно, способно осветить
жизнь человека удивительным огнем.
Но в самом человеке есть что-то, что способно
помешать расцвету красоты и добра. Эгоизм,
цинизм, стремление урвать свой кусочек
счастья, несмотря на страдание другого
человека, чувство собственничества —
это тоже есть в героях Куприна и Бунина.
В них часто возникает темный зов плоти.
Парашка из рассказа И. А. Бунина «При дороге»
отдается не любя, находясь во власти инстинктов,
и при этом рушится созданный ею идеальный
мир, а с ним погибает и ее душа. Не только
общество порочно, порочны и сами люди,
и немногим удается победить в себе все
плохое, дурное.
И все же есть что-то утверждающее во всех
рассказах Куприна и Бунина, посвященных
любви. Только это чувство помогает героям
вырваться из круга обыденного, скучного,
пошлого. Вырваться, быть может, лишь на
миг, возможно даже заплатив за мгновение
счастья ценой собственной жизни. Но все
же познать, пережить тот миг, который
недоступен многим людям — миг полета,
вдохновения, соприкосновения с чудом.
Мне даже кажется, произведения А. И. Куприна
и И. А. Бунина можно смело назвать «учебниками»
любви, «грамматикой любви», потому что
они учат нас видеть то, что нельзя упустить
в жизни, что нельзя отложить, как откладывает
всю жизнь наслаждение господин из Сан-Франциско,
или о чем нельзя молчать, как робко молчит
Желтков. Писатели не говорят, они кричат
о том, что любая любовь прекрасна, не будь
ее — все мы погибли бы в сумерках буден,
ибо ничто другое не способно их озарить.
Через все творчество этих двух русских
писателей проходит тема чистого и прекрасного
чувства. «Всякая любовь — великое счастье,
даже если она не разделена» — эти слова
из рассказа «Темные аллеи» Бунина могли
бы повторить все герои произведений этих
двух великих писателей. И мне хочется,
чтобы это поняли все люди.
В творчестве этих двух русских писателей
прослеживается одна общая тема -тема
любви. Необычайная сила и искренность
чувства свойственны героям бунинских
рассказов. Любовь захватывает все помыслы
человека, все его силы. Чтобы любовь не
выдохлась, необходимо расстаться и навсегда,
что происходит во всех рассказах Бунина.
Все его герои живут в ожидании любви,
ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут.
Любовь у писателя долго не живёт в семье,
в браке, в буднях. Короткая, ослепительная
вспышка, до дна озарившая души влюблённых,
приводит их к трагическому концу- гибели,
самоубийству, небутию. В творчестве Куприна
в каждом из героев есть сходные черты:
душевная чистота, мечтательность, пылкое
воображение, соединённая с непрактичностью
и безволием. И яснее всего раскрываются
они в любви. Все они относятся к женщине
с сыновьей чистотой и благоговением.
Готовность погибнуть ради любимой женщины,
романтическое поклонение, рыцарское
служение ей и в то же время недооценка
себя,неверие. Мужчины в рассказах Куприна
как бы меняются местами с женщинами. Это
энергичная, волевая "полесская колдуунья"
Олеся и "добрый, но только слабый"
Иван Тимофеевич, умная, расчётливая Шурочка
Николаевна и "чистый, милый, но слабый
и жалкий" подпоручик Ромашов. Все эти
купринские герои с хрупкой душой, попавшие
в жестокий мир. Через всё творчество этих
двух русских писателей проходит тема
чистого и прекрасного чувства. Всякая
любовь - великое счастье, даже если она
не разделена"- эти слова из рассказа
"Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить
все герои.
О, как убийственно
мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев