Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:35, сочинение
Одними из любимых героев Л.Н. Толстого являются князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. Образы этих героев глубоки и интересны для анализа – развитие их личности проходит через весь роман. Это те герои, которые находятся в постоянном поиске : поиске правды, счастья, смысла своего существования и смысла всей жизни. Их отличает непреодолимая жажда обрести полную гармонию с миром, найти свои идеалы, состояться в жизни, морально удовлетворитьс
Одними из любимых героев Л.Н. Толстого являются князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. Образы этих героев глубоки и интересны для анализа – развитие их личности проходит через весь роман. Это те герои, которые находятся в постоянном поиске : поиске правды, счастья, смысла своего существования и смысла всей жизни. Их отличает непреодолимая жажда обрести полную гармонию с миром, найти свои идеалы, состояться в жизни, морально удовлетвориться.
Как писал сам Л.Н. Толстой, первоначально он задумал «поветь, героем которой должен был быть декабрист». Не раз он начинал роман заново, возвращаясь к более ранним периодам XIX века. И вот, начало было положено – 1805 год стал «отправной точкой» повествования. Перенеся начало действия своего романа на полвека вглубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.
Итак, июль, 1805 год, культурная столица России, салон Анны Павловны Шерер. Именно здесь мы впервые встречаем князя Андрея и Пьера Безухова. Оба не вписываются в обстановку вечера : Пьер только что приехал из-за границы, чувствует себя лишним среди приглашённых, его обуревает желание быть откровенным, вести себя естественно, без фальши ; князь Андрей, для которого, однако, обстановка весьма привычна и обыденна, тоже чувствует себя неловко – подобные мероприятия давно уже наскучили ему, он разочарован в свете. Не могут не заинтересовать портретные характеристики двух героев, данные Л.Н. Толстым на первом вечере у А.П. Шерер. В портретах Андрея Болконского и Пьера Безухова писатель очень бегло говорит об их внешнем облике и подробно останавливается на описании выражения лиц, подробно комментируя их. В Пьере особенным является взгляд : «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный» - он отличает его от остальных гостей. В облике князя Андрея чувствуется стремление к какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Однако же за внешней маской пустоты и скуки скрывается жизненная энергия и богатый мир чувств – это можно заметить в эпизоде встречи с Пьером, когда князь Андрей "улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою". Для него Пьер стал единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной.
Героев объединяют взгляды на жизнь, на общество, моральные устои и стремление обрести истинное счастье, познать себя. Пьер Безухов так же, как и Андрей Болконский презирает аристократическое общество и его бессмысленный образ жизни. «Любимые герои» находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. И если они преследуют одни и те же цели, оба относятся к жизни как к долгу перед обществом и Родиной, то те испытания, которые им нужно преодолеть, во многом различны. Князь Андрей, “попав в заколдованный круг” петербургского общества, из которого не вырваться, решает искать своего предназначения на военном поприще. Это мечты о « своём Тулоне», жажда славы и своя личная победа, признание в обществе… А потом - “высокое, бесконечное небо”… Которое меняет все взгляды на жизнь, все мечты и стремления. Эта синева, чистое, ясное, глубокое небо становится переломным моментом в жизни князя Андрея. Он освобождается от наполеоновских идей и стремления обрести славу любой ценой.
Прослеживая изменения характера Пьера Безухова, Л.Н. Толстой формирует мировоззрение «передового человека эпохи» — декабриста. Жизненный путь Пьера полон открытий и разочарований. Сначала Пьер, как и Андрей Болконский, восхищается Наполеоном, защищает идеи французской революции. Будучи доверчивым, скромным и наивным человеком, ещё не отыскавшим смысла своего существования, Пьер совершает множество ошибок, одной из которых является женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Вспоминаются слова князя Андрея : “...Никогда не женись... не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...” Так, ни Пьер, ни Андрей Болконский не были счастливы в семейной жизни : «обновлённый» князь Андрей, возвращаясь домой, мечтает начать новую жизнь, заново полюбить свою жену, но, приехав, узнаёт, что та погибла во время родов ; Пьер же, недовольный собственной глупостью, просто расходится с Элен, отдав ей значительную долю своего состояния. Для Пьера переломный момент наступает с вступлением в ряды масонов. Необходимость нравственного совершенствования, идея о «равенстве, братстве и любви», вера в добро и правду захватывают Пьера, и он начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело. Так начинаются преобразования, целью которых является улучшение и облегчение жизни крестьян. Теперь Пьер уверен, что жизнь обрела смысл : он - в помощи другим людям, бескорыстии, любви и душевной доброте. Однако и здесь его ждёт разочарование… Непонятый своими «братьями-масонами», обманутый Пьер оставляет «масонскую ложу» , попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния…
После смерти княгини Лизы Болконский вновь разочаровывается в своих идеалах… Ему ничего не остаётся делать, как приняться за хозяйство, устраивать свою жизнь в Богучарово. Следующее «пробуждение» души князя Андрея наступает при встрече с Пьером, который тогда состоял в рядах масонов. Это «…свидание…стало для князя Андрея эпохой, с которой началась…его новая жизнь». Болконский приезжает в Петербург и попадает в круг Сперанского , который произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, оказавшись человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но всё это оказывается лишь иллюзией счастья : после встречи с Наташей Ростовой князь Андрей решительно разочаровывается в своём фаворите, он больше не уважает его. Наташа возрождает Болконского для новой жизни, князь Андрей безумно влюбляется в живую, энергичную, весёлую девушку.
Наступил 1812 год, началась война. Она сыграла ключевую роль в судьбах и Пьера, и князя Андрея. Прежде всего, Отечественная война открыла героям глаза на тот смысл жизни, который они так долго и упорно пытались найти. В Андрее Болконском не осталось больше того индивидуализма, который был прежде, он стал ощущать себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению : “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас…”. Духовное обновление Пьера наступает в «убогом бараке», в плену, где он встречается с Платоном Каратаевым. Эта встреча сблизила его с простыми людьми. Этот солдат заставил Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость.
В чём смысл жизни? Вопрос этот мучил и Андрея Болконского, и Пьера Безухова. В этом вопросе – стремление к развитию личности, рвение, поиск, попытки, ошибки… «Спокойствие – душевная подлость» , - говорил Л.Н. Толстой. Пустив своих «любимых героев» в долгий путь поиска смысла жизни, писатель тем самым спас их от «застоя» личности. А в итоге оба находят то, чего так долго искали. Андрей Болконский умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью...”. Пьер же, отыскав правду путем мысли, закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Это пути настоящих людей, пути декабристов.
Информация о работе Любимые герои Л.Н.Толстого в романе "Война и мир"