Любимая героиня Л.Н.Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Лев Николаевич Толстой ( 1828 – 1910 ) – известный русский писатель и мыслитель. Происходил из дворянского рода, известного по легендарным источникам, с 1351 года. Лев Николаевич был четвертым ребенком, его мать умерла при рождении последней дочери, когда ему не было еще двух лет. Воспитанием осиротевших детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская.

Содержание

Введение с. 3
І. Биография Льва Николаевича Толстого. с. 3
І І. История создания романа-эпопеи «Война и мир». с. 4
І І І. Выбор темы. с. 4
Глава 1 Внешность Наташи Ростовой. с. 5
Глава 2 Жизнь Наташи. с. 6
Глава 3 Влияние Наташи на Андрея Болконского и Пьера Безухова. с. 8
Заключение. с. 9
Библиография.

Работа содержит 1 файл

реферат любимая героиня толстго.docx

— 122.94 Кб (Скачать)

                                                     МОУ «Гимназия №29»

 

 

             Реферат

 

Тема:     Любимая  героиня        

                   Л.Н.Толстого.

 

 

                                                                                                  Выполнила

Кержеманкина Дарья Сергеевна

                                                      ученица 10 Б класса

                                                                              Проверила

                                                                   Грунина Елена Васильевна

 

 

Саранск

2012

 

 

Оглавление.

 

 

 

 

Введение                                                                                                                    с. 3

      І. Биография  Льва Николаевича Толстого.                                                        с. 3

      І І. История создания романа-эпопеи «Война и мир».                                     с. 4

      І І І. Выбор темы.                                                                                                 с. 4

Глава 1 Внешность Наташи Ростовой.                                                                    с. 5

Глава 2 Жизнь Наташи.                                                                                                        с. 6

Глава 3 Влияние Наташи на Андрея Болконского  и Пьера Безухова.                     с. 8

Заключение.                                                                                                                            с. 9

Библиография.                                                                                                                        с. 10 
Введение.

І

                                                      

 

Лев Николаевич Толстой ( 1828 – 1910 ) – известный русский писатель и мыслитель.  Происходил из дворянского  рода, известного по легендарным источникам, с 1351 года. Лев Николаевич был четвертым  ребенком, его мать умерла при рождении последней дочери, когда ему не было еще двух лет. Воспитанием осиротевших  детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская.

3 октября 1844 года Лев  Толстой был зачислен студентом  разряда восточной словесности. По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где проучился менее двух лет. Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне, где пытался по-новому наладить отношения с крестьянами.

Лев Николаевич проходил службу на Кавказе, где его творчество еще больше расцвело. После обороны Севастополя путешествовал по Европе. Толстым были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

В ночь на 28 октября 1910 года Л.Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении своего врача Д.П. Маковицкого. Своё последнее путешествие он начал на станции Щёкино. По свидетельствам сопровождавших Толстого, определённой цели у путешествия не было. После совещания решили ехать до Новочеркасска, затем ехать в Болгарию; если же не удастся — ехать на Кавказ. Однако по дороге Л. Н. Толстой заболел воспалением лёгких и вынужден был в тот же день выйти из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом. Этой станцией оказалось Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7 ноября Л. Н. Толстой и умер в доме начальника станции И. И. Озолина. 10 ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

                                                                             І І

Замысел эпопеи формировался задолго до начала работы над тем текстом, который известен под названием «Война и мир». В наброске предисловия к «Войне и миру» Толстой писал, что в 1856 г. Начал писать повесть, «герой которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году… Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с … эпохой 1812 года… Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…» Так Толстой постепенно пришёл к необходимости начать повествование с 1805 года.

К работе над повестью Толстой  возвращался несколько раз. В  начале 1861 года он читал главы из романа «Декабристы», написанные в ноябре 1860 — начале 1861 года, Тургеневу и сообщал о работе над романом Герцену. Однако работа несколько раз откладывалась, пока в 1863—1869 гг. не был написан роман «Война и мир». Некоторое время роман-эпопея воспринимался Толстым как часть повествования, которое должно было закончиться возвращением Пьера и Наташи из сибирской ссылки в 1856 году (именно об этом идёт речь в 3-х сохранившихся главах романа «Декабристы»). Попытки работы над этим замыслом предпринимались Толстым последний раз в конце 1870-х годов, после окончания «Анны Карениной».

Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике» в 1865 году. В 1868 году вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две (всего четыре тома).

 

Толстой скептически относился  к своим романам. В январе 1871 года писатель отправил Фету письмо: «Как я счастлив,… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

6 декабря 1908 года Толстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. П., которые им кажутся очень важными».

 

                                                                         І І І

В романе существует огромное количество персонажей, их насчитывается  более 500. И каждый из героев занимает значительное, по-своему очень важное место в романе. Читая «Войну и мир», мы всегда можем определить отношение автора к своим героям. Все герои Толстого не похожи друг на друга, к каждому из них автор относится по-разному. Но наибольшее предпочтение Толстой отдает не красавице Элен, не кроткой Соне, не добродушному Пьеру, а Наташе Ростовой. Почему именно она?

Кто такая Наташа Ростова?

Глава 1.

 

 

Когда критики, разбирая «Войну и мир», пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались  в положении  Пьера  Безухова,  которого  Марья Болконская просит рассказать о Наташе. «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — говорит Пьер. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».

 

Впервые мы знакомимся с  Наташей Ростовой, когда она еще  совсем ребенок. Она предстает перед  нами как непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко  чувствующая красоту и правду.  
    С самого начала автор делает ударение на том, что Наташа отнюдь не красавица. Напротив, в ее фигуре, чертах лица мы замечаем даже неправильность. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбывшимися назад черными кудрями , тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Да и позже, сравнивая с Наташей красавицу Элен, автор говорит: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь не определена, руки тонкие…»

Иногда мы видим Наташу совсем другой. Особенно ярко эта перемена заметна, когда мы видим ее после неудачной попытки побега с Анатолем Курагиным или во время войны 1812 года. В такие минуты писатель представляет нам ее особенно непривлекательной. «С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами…»

И даже через много лет, когда Наташа уже была замужем  и имела четверых детей, она предстает  перед нами «сильной…и плодовитой самкой». «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную  Наташу. …Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. …Наташа до такой степени опустилась, что её костюмы, её прическа, её невпопад сказанные слова, её ревность…- были обычным предметом шуток…»

Этим Толстой хотел  показать то, что Наташа Ростова  не имела привлекательной внешности, но имела богатый внутренний мир, душу, полную красоты и добра. Элен Курагина тоже была идеалом, но она  описывается как идеал внешней  красоты, а Наташа – как идеал  внутренней.

 

 

 

Глава 2.

 

 

Наташа живет  для своего счастья. Она жадная, ее жадность несравнима по своим необъятным размерам ни с чьей жадностью. Она хочет вобрать в себя все, жизнь всех людей, она хочет любить всех и чтобы все любили ее. Она хочет полететь навстречу всему миру, и — в одну прекрасную лунную ночь, какой «никогда, никогда не бывало», — ей даже физически это кажется возможным, — вот так, подхватить себя под коленки «туже, как можно туже» и полететь навстречу всему!

Вся ее жизнь — это  и есть полет в беспредельно широкий  мир. Для Наташи каждое мгновение  жизни — величайшая, единственная ценность, потому что такого мгновения, как это, «никогда, никогда не бывало» и никогда уже не будет. В каждом мгновении для нее заключено — по-разному, всегда по-разному! — все, и она стремится жить в каждом мгновении всем своим существом. Такова ее жадность. Вот почему для нее была такою нестерпимой и ее разлука с женихом. Не поняв Наташу, князь Андрей тем самым трагически не понял жизни. Наташа — сама жизнь. А жизнь вообще никого и никогда не ждет: это не в ее привычках. Для того, чтобы понять Наташу и понять ее любовь к нему, князю Андрею понадобилось понять жизнь. 

Для Толстого очень важна  духовная связь Наташи с народом, он очень ценит это качество в  своей героине. Вспомнить хотя бы пляску Наташи у дядюшки. Она, восхищенная и увлеченная пением дядюшки, который «пел так, как поет народ», сама не заметила, как пустилась в пляс. И в эти мгновения она «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Огромное волнение охватывает героиню романа во время чтения Манифеста! В эти минуты ее душа переполнена чувством огромной любви к родине, она готова ради нее на любые жертвы. Но Наташа не знает, что такое «самоотречение», — этот, оказывающийся таким унылым, смысл жизни Сони. Но зато именно Наташа, со страстью и безоглядностью всей своей натуры, развязывает сложенное на возы имущество семьи Ростовых, уже почти вконец разоренной семьи, стоящей вплотную перед бедностью, для того, чтобы освободить повозки для раненых. Соня связывает вещи для того, чтобы сохранить хоть что-нибудь, а Наташа развязывает, испытывая радость свободы, радость общения со всем миром. И именно она, Наташа, переживает с особенной глубиной народное горе и народное торжество.

Толстой любуется своей  героиней, восхищается ею в минуты близости с природой. В отношении  к природе тоже проявляется духовная красота Наташи. Достаточно вспомнить, как любуется она красотой летней ночи у раскрытого окна, чтобы понять, насколько эта непосредственная душа близка к природе.  
    Но Толстой любуется не только благородными поступками Наташи, ее внешностью. Он понимает Наташу и в те минуты ее жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Толстой понимает, что это неизбежно в ее возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя и в это время не перестает любить, уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остается верна Болконскому до конца его жизни.  
    Но как бы жизнь ни испытывала характер героини, все равно все главные свои достоинства, которые так ценит в ней Толстой, Наташа не утратила, а, пройдя через все жизненные испытания, обогатила свой духовный мир, стала еще более сильной и мужественной. 

 

Глава 3.

 

 

Наташа Ростова чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов, владеющих такими людьми, как Андрей и Пьер. Нельзя даже сказать, умна ли она, она «не удостаивает быть умной», — как в беседе с княжной Марьей выражается Пьер. Но Наташа удивительным образом всегда оказывает могущественное влияние на нравственную и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Тяжких вопросов о смысле жизни, которые мучат этих людей, нет для нее; она не решает вопросов, и, однако, поэтому именно всем существованием своим, каждым поступком, реакцией, словом, она разрешает этот сложный вопрос— просто тем, что живет, и тем, как живет. Она словно олицетворенный ответ на всяческие вопросы, живое их разрешение. Мы видели, как совершилась мгновенная и полная перемена мировосприятия в князе Андрее: одно только впечатление от знакомства с Наташей, даже неосознанное, сделало это. «Ему и в голову не приходило, чтоб он был влюблен в Ростову, он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете»

Очаровательная, обворожительная — эти слова  хотя и являются сразу, когда надо сказать о Наташе, сами по себе они все-таки далеко не достаточны, чтобы выразить природу Наташиного очарования. Эти слова могут поверхностно представить Наташу; они не говорят ничего о глубокой серьезности тех основных проблем человеческой жизни, к которым имеет самое близкое отношение Наташина прелесть. Ведь она не просто приятна, радует, развлекает— она обновляет, освобождает, и человек сам не может этого объяснить, такого эффекта от общения с «переполненной жизни» девочкой. Впечатлением, которое она производит на других, Наташа, не подозревая о том, определяет их общественное поведение: такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Именно только одним впечатлением: оно заставляет по-новому видеть вещи.

Информация о работе Любимая героиня Л.Н.Толстого