Литература XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Переходный характер эпохи и неравномерность путей и темпов развития различных стран Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница). Рационализм как основа познания действительности. Усиление светского начала в музыке и живописи, ведущие жанры.
Основные литературные направления: барокко, классицизм, ренес-сансный реализм- Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современном литературоведении. Взаимовлияние различных литературных направлений и восприятие предшествующей ренсссансной традиции в творчестве крупнейших писателей XVII века.

Работа содержит 1 файл

Zarubezhnaya_literatura-962.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

ЛИТЕРАТУРА XVII века

I. XVII век как особая историческая и культурная эпоха.

Переходный  характер эпохи и неравномерность  путей и темпов развития различных стран Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница). Рационализм как основа познания действительности. Усиление светского начала в музыке и живописи, ведущие жанры.

Основные  литературные направления: барокко, классицизм, ренес-сансный реализм- Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современном литературоведении. Взаимовлияние различных литературных направлений и восприятие предшествующей ренсссансной традиции в творчестве крупнейших писателей XVII века.

II. Барокко как специфическая художественная система.

Трагизм мироощущения как основа барочного искусства. Течения в искусстве барокко, его особенности в разных странах. Идеи хаоса, изменчивости мира и иррационального начала. Своеобразие приемов и методов изображения действительности в литературе барокко.

III. Поэзия барокко.

Луис до Гонгора, Франсиско де Кеведо — выдающиеся поэты ис-панского барокко. Основные темы, мотивы. Мистицизм, фантастичность образов, слова-символы. «Темный стиль», усложненный синтаксис их стихов.

IV. Роман в литературе барокко.

Испанский плутовской роман. Традиции гуманизма эпохи  Возрождения (Ф. де Кеведо. Л.В. де Гевара). Г.Я. Гриммельсгаузен и его роман «Симплициус Симплициссимус». Своеобразие модели мира, созданной в произведении. Жанр. Специфика.

Прециозная  литература. «Низкое» и «высокое»  барокко. Развитие галантно-героического и бытописательного романов (М. Де Скюдери, Ш. Сорель, П. Скаррон).

 

V. Драматургия барокко.

Традиции ренессансной драмы в испанском театре XVII столетия. Творчество П.Кальдерона. Периодизация творческого пути. Отличительные особенности драматургического метода. Морально-философские драмы Кальдерона. Драма «Жизнь есть сон» как образец драматургии барокко, проблематика внутреннего и внешнего конфликта, идея духовного перерождения человека, особенности поэтики.

VI. Литературный процесс в Англии XVII века.

Поэзия Дж. Донна и  школа «метафизиков». Дж. Мильтон  и его поэмы. Сочетание традиций Возрождения и пуританской дидактики. Библейские мотивы в поздних поэмах.

VII. Классицизм во Франции XVII века.

Социально-исторические предпосылки возникновения и  утверждения классицизма во Франции XVII века. Рационалистическая философия Р. Декарта, ее влияние на становление классицизма. Классицизм как эстетическая система. Основные принципы. Виднейшие теоретики, Н.Буало и его трактат «Поэтическое искусство».

VIII.Художественная проза и поэзия классицизма.

Поэзия Ф. Малерба, его роль в выработке  классицистской доктрины. Басни Ж.де Лафонтена. Мастера афоризма — Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Де Лабрюйер. «Принцесса Киевская» М. Де Лафайет как психологический роман.

IX.   Драматургия классицизма.

П. Корнель и его эпоха. Периодизация творчества. Жанр историко-политической трагедии Корнеля как наиболее отвечающий запросам времени. Категория героического в творчестве французского драматурга. Трагедия «Сид» и классицистическая доктрина. Спор о трагедии, критика Французской академии. Общественные и нравственные конфликты в трагедии «Гораций». Система образов, гуманистический пафос произведения и классицистический канон. Позднее творчество Корнеля. Влияние барочной литературы. «Родогуна» как типичная трагедия «второй манеры» Корнеля.

Ж. Расин и  новый этап французского классицизма. Роль янсенизма в формировании мировоззрения драматурга. Периодизация творчества.

 

Эстетические воззрения  Ж. Расина, специфика жанра трагедии, античные сюжеты, образы в его произведениях.

Трагедия «Андромаха». Конфликт и его разрешение. Центральные  образы трагедии — мастерство психологического анализа, проблема положительного героя. «Британик» как политическая трагедия. Проблема власти и моральных принципов.

Трагедия «Федра» —  вершина творчества Расина. Трагизм  внутреннего конфликта главной героини. Тема душевного разлада в произведении.

Мольер и комедия классицизма. Творческий путь Мольера. Периодизация творчества. Проблематика и поэтика ранних комедий. Социальные комедии («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»). Специфика конфликта, приемы комического. Схематизм образов — выразителей определенных пороков, их принадлежность к конкретной социальной среде. Тема буржуазии в комедиях Мольера («Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Демократизм т творчества Мольера. Образ слуги в его комедиях.

ЛИТЕРАТУРА XVIII века

X. Эпоха Просвещения.

Особенности исторического процесса в Западной Европе XVIII века. Движение Просвещения, идеология, философская основа, национальная специфика. Литература эпохи Просвещения, основные направления.

XI. Английская просветительская литература.

Противоречивый характер английского Просвещения, влияние на просветительское движение английской буржуазной революции XVIII века. Периодизация Просвещения. Раннее Просвещение. Поэзия А. Поупа, эссеистика Дж. Аддисона и Р. Стила. Влияние их творчества на развитие просветительского реалистического романа.

XII. Творчество Д. Дефо.

Журналистская деятельность, публицистика, путь к  художественной литературе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как просветительский роман. Жанровая специфика, особенности поэтики. Реалистическая основа произведения, прототип и литературный герой. Литературное влияние романа.

 

XIII. Дж. Свифт — мастер сатиры и аллегории.

Периодизация творчества. Жанр памфлета в его творчестве. Ранняя публицистика («Сказка бочки», «Битва книг»). Проблематика, прием аллегорического изображения действительности. Ирландская публицистика, место в ней «Писем суконщика».

«Путешествия Гулливера». Объекты и специфика художественных средств сатиры в романе. Проблема жанрового определения. Образ главного героя, его функции в произведении.

XIV. Английский роман периода зрелого Просвещения.

Господствующие позиции  в английской литературе, основные черты. Эпистолярные романы С. Ричардсона. Нравственно-психологическая проблематика.

XV. Романистика и драматургия Г.Филдинга.

Периодизация творчества. Сатирическая направленность драматургии Филдинга. Литературный манифест Филдинга-романиста. Роман — комическая эпопея, влияние литературной традиции, пространство и время в романе, принципы построения сюжета, реалистическая характеристика героев. Своеобразие повествовательной манеры Г.Филдинга.

XVI. Английский сентиментализм.

Идеологические  и социальные предпосылки возникновения. Поэтика сентиментализма. Поэзия сентиментализма (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей). Основные мотивы, жанры, лирический герой.

XVII. Эстетическая программа Л. Стерна.

Преобладание  субъективного начала над объективным. Новаторская теория построения характеров, ироническая интонация. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия». Многоплановость семантики названия произведения. Образ главного героя, функции отступлений.

XVIII. Лирика и сатира Р.Бернса.

Основные темы, своеобразие  образов, фольклорная традиция.

 

XIX. Английская драма XVIII века.

Сатирическая комедия  Шеридана «Школа злословия». Сложность  интриги, динамизм сюжета, приемы авторской характеристики персонажей.

XX. Просвещение во Франции.

Социально-политическая ситуация и духовная атмосфера французского общества. Периодизация французского Просвещения.

XXI. Творческий путь Вольтера.

Его социально-политические и философские взгляды, отношение к религии. Многообразие наследия, периодизация литературного творчества, проблема метода. Поэмы Вольтера. Драматургия: принципы театра классицизма и шекспировского театра. Проблема религиозной нетерпимости и фанатизма в его трагедиях «Заира», «Магомет». «Философские повести»: поэтика жанра, условность сюжета, герои-схемы как носители философских идей автора. Специфика конфликта в повести «Кандид или оптимизм». Способы достижения сатирического эффекта, прием «остранения» в «Простодушном»

XXII. Д. Дидро и энциклопедисты.

Эстетическая концепция  Д.Дидро, критика доктрины классицизма. Антирелигиозная направленность повести  «Монахиня». Философский спор в «Племяннике  Рамо», позиция автора, своеобразие  формы произведения. «Жак-Фаталист». Специфика композиции, образ главного героя.

XXIII. Ж-Ж. Руссо и руссоизм.

Социально-политические взгляды. Философские трактаты. Теория государственного права, основа народовластия  в «Общественном договоре». Педагогический роман-трактат «Эмиль или о воспитании». Эпистолярный роман «Юлия или Новая Элоиза». Сентиментальное начало и специфика конфликта, социальный аспект в романе. «Исповедь» и жанр романа-биографии, образ автора, особенности психологизма.

XXIV. Комедии Бомарше.

Демократические и реалистические тенденции в его творчестве. Трилогия о Фигаро, традиции драматургии Мольера и народного театра. Новаторство в создании образа слуги, социальная сатира в комедиях.

 

XXV. Немецкое Просвещение.

Специфика социально-исторического  развития Германии в XVIII веке (30-летняя война, раздробленность страны, политическая незрелость бюргерства, культурные центры). Задачи и периодизация немецкого Просвещения. Становление немецкой просветительской литературы и деятельность И.К. Готшеда. Эстетическая теория Винкельмана.

XXVI. Г.Э. Лессинг-эстетик и драматург.

Эстетические взгляды («Литературные письма», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). Полемика с Винкельманом, критика французского классицизма и борьба за развитие национального театра. «Эмилия Галотти». Критика абсолютизма и просветительская направленность драмы, особенности характеристики образов Эмилии и ее отца. Философская драма «НатаН Мудрый», критика религиозного сознания, столкновение двух идеологий, идейный смысл притчи о трех кольцах.

XXVII. Литература «Бури и натиска».

Сентиментализм и идеи Руссо как основа движения. Гердер — теоретик штюрмерства, проблема историзма и народности в его труда. Сборник «Голоса народов в песнях», интерес Гердера к национальным корням, к фольклору. Литературная программа штюрмеров.

XXVIII. Творчество И-В. Гете — величайшего писателя немец 
кого народа.

Периодизация творчества. Штюрмерский период в творчестве Гете. Ранняя лирика, основные мотивы, образ лирического героя. Шекспи-ризм молодого Гете и его драма «Гец фон Берлихинген». «Страдания юного Вертера». Традиции эпистолярной литературы, соединение элементов социального и сентиментального романов, образ главного героя.

Период «Веймарского классицизма» в творчестве Гете. Создание новой эстетической концепции в совместных теоретических трудах И-В. Гете и Ф. Шиллера. Драматургия периода «Веймарского классицизма» особенности художественной формы, проблематика. Поздняя лирика Гете, цикл «Римские элегии», сборник песен «Западно-Восточный диван».

Трагедия «Фауст» —  вершина творчества И-В. Гете. История создания. Проблема жанра и творческого метода, специфика композиции и ее связь с идейным замыслом автора. Философская проблематика трагедии. Назначение «Пролога в театре» и «Пролога на небесах». Система

 

образов в  трагедии «Фауст». Путь исканий Фауста, его эволюция. Идейно-композиционное значение образа Мефистофеля. Трагедия Маргариты. Библейские, мифологические образы, аллегорические фигуры, их функции в произведении Гете. Смысл финала произведения. Переводы «Фауста» на русский язык.

XXIX. Творчество Ф. Шиллера.

Этапы творческого пути. Творчество Шиллера периода «Бури  и натиска». Идейная направленность, жанровое своеобразие штюрмерской драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»).

Концепция «Веймарского классицизма» и ее отражение в позднем творчестве писателя. Историческая тема в драматургии Ф.Шиллера, интерес к переломным эпохам в истории государств (трилогия о Вал-ленштейне, «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль»). Трансформация жанра баллады в творчестве Ф. Шиллера.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Основные направления в литературе XVII века.
  2. Барокко как эстетическая система.. Драма «Жизнь есть сон»' Кальдерона -яркий образец драматургии барокко.
  3. Классицизм во Франции. Основные черты эстетики классицизма.
  4. Историко-политическая трагедия в творчестве П. Корнеля. («Го-раций»/«Сид»).
  5. Мастерство психологического анализа, классицистический конфликт и его решения в трагедиях Ж. Расина («Федра»/«Андромаха»),
  6. Комедия Мольера "Тартюф" как образец социальной комедии.
  7. Идейно-художественный анализ комедии Мольера "Мизантроп".
  8. Комедия Мольера "Дон Жуан" и доктрина классицизма. Философская проблематика комедии.
  9. Тема буржуазии в творчестве Мольера.
  10. Образ слуги и комедиях Мольера.
  11. Просвещение как идейное и культурное движение. Литературные направления.
  12. Специфика героя, поэтика романа Д. Дефо "Робинзон Крузо".
  13. Периодизация творчества Дж. Свифта. Публицистика Свифта и ее художественные достоинства.
  14. "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта, объекты осмеяния и художественные средства сатиры в романс.
  15. Ричардсон и его романы. Их место в истории английской литературы.
  16. Идейно-композиционное значение образа пастора Адамса в романе Г. Филдинга "Приключения Джозефа Эндрюса". // Принципы построения сюжета и художественных образов в романе Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша".
  17. Особенности английского сентиментализма.
  18. Литературный манифест Л. Стерна. "Сентиментальное путешествие". Принципы построения сюжета и художественного образа.
  19. Комедия Шеридана "Школа злословия" как сатира на дворянское общество.
  20. Лирика и сатира Роберта Бернса.
  21. Философские и социально-политические взгляды Вольтера.
  22. Философские повести Вольтера (по выбору) и их художественное своеобразие.

Информация о работе Литература XVII века