Литература как вид искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Специфика искусства. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.

Работа содержит 1 файл

1 литература как вид искусства.docx

— 16.07 Кб (Скачать)

Литература  как вид искусства

Специфика искусства. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.

Искусство - такой  вид человеческой деятельности, который  в силу синкретизма в нем материальной и духовной, познавательной и оценочной, рациональной и эмоциональной сторон находится в центре культуры, являясь  ее самосознанием и кодом.

Эстетическая  сущность искусства - это самое главное  его отличие от всех других форм общественного сознания. Из эстетической сущности вытекают и другие отличительные  особенности искусства, а именно - особенности содержания, предмета и формы искусства.

а) Содержание искусства  беспредельно, оно охватывает всю  действительность: жизнь природы, общества и отдельного человека, исторические процессы и тончайшие проявления душевной жизни личности, прошлое, настоящее  и будущее. Но искусство (в отличие, например, от науки) осваивает мир  как ценность, как человеческую ценность. Гармония или хаос мироустройства выступают  в искусстве высшими критериями человеческого счастья или несчастья, сама плоть образного мира (картины  природы, события, даже отдельные предметы и детали) наполнена «человеческим  смыслом», прямо или косвенно выражает духовную жизнь человека или устремлена к обогащению и изменению духовного  мира личности.

б) Поэтому главным  предметом искусства, его основным объектом выступает человек как  носитель духовного начала. Искусство  потому и называют человековедением, что оно представляет собой наиболее совершенный «инструмент» постижения жизни ума и сердца человека, всего  спектра его духовных отношений  с миром. Неслучайно центральное  место в искусстве занимает образ  человека. Но и иные образы искусства  «человекоцентричны»: таковы, например, образы наделенных разумом и чувством животных или одухотворенные, заражающие определенным настроением образы природы.

в) Своеобразие  предмета искусства определило и  специфику той формы, в которой  осуществляется освоение действительности искусством.

Формы, выработанные любым видом общественного сознания, предназначены для обобщения, постижения и выражения сущности явлений. В  искусстве туже функцию выполняет  художественный образ. Но в формах, присущих другим видам общественного  сознания, обобщение достигается  путем абстрагирования от конкретных черт и признаков обобщаемых явлений. В художественном же образе постижение эстетической сущности явлений и  ее выражение осуществляется с сохранением  конкретно-чувственного, индивидуального  характера объекта. Эстетическое освоение возможно при проникновении в  конкретное, через конкретное. Только конкретность выражения истины даст возможность читателю живо представить  ее, испытать эстетическую эмоцию, дать эстетическую оценку явлению, воплощенному в образе.

Назначение искусства  Н.Г. Чернышевский видит в следующем: «Воспроизведение жизни - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства  имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни». Современная  эстетика закрепляет эти положения  Чернышевского, когда рассматривает  искусство как синтез следующих  видов человеческой деятельности: познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной.

Все эти виды деятельности образуют целую систему, становясь совершенно необходимыми сторонами (характеристиками) произведения искусства. Выпадение хотя бы одной  из сторон исключает рождение художественности, то есть эстетически значимого целостного отображения действительности. В  тоже время именно художественность обеспечивает высокое общественное и интимно-личностное назначение искусства: его просветительскую, воспитательную и гедонистическую функцию.

Творческий процесс  состоит из трех важнейших звеньев: художник - произведение - читатель.

Центральная фигура творческого процесса художник. Художественный талант - это прежде всего природные  задатки (высокая эстетическая восприимчивость  и способность выражать свои впечатления  в эстетически значимой форме - словом, жестом, мелодией, цветом и т.п., соответственная предрасположенность памяти, воображения и фантазии), которые развиваются и совершенствуются творческой учебой и трудом, возвышаясь до уровня мастерства. В то же время творческая индивидуальность художника несет на себе печать его жизненного и исторического опыта, мировоззрения, культурных и художественных традиции и норм, которые на него влияли.

Читатель - активный участник творческого процесса. Он как бы оживляет в своем воображении  образы, которые «окаменели» в  писательском слове, он заново восстанавливает  художественный мир произведения, переживает протекающую в нем жизнь, старается  постигнуть воплотившуюся в нем  эстетическую концепцию действительности. Поэтому чтение художественного  произведения - это сотворчество.

Но цель читательского  сотворчества состоит в достижении катарзиса. По Аристотелю, катарзис - это  «своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением». Речь идет о том, что искусство воздействует на эстетическое сознание читателя, возбуждая  в нем эстетическое переживание, духовное озарение. И это приводит к более или менее существенным сдвигам в эстетическом отношении  читателя к реальной действительности, влияя на мировоззрение и мироотношение  личности. Таков «механизм» воздействия  искусства на действительность.

Место литературы в ряду искусств. Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств.

В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый  и важный для общества вид искусства. «Поэзия, - утверждал В.Г. Белинский, - есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми  средствами, которые даны порознь  каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость  искусства...»

Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения  реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белинский был  прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.

Благодаря своим  широким познавательным возможностям, распространению грамотности и  большим тиражам книг литература на протяжении XIX-XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она  все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные  писателями, живут второй жизнью в  актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и  хореографии.

Вместе с тем  в приведенном высказывании Белинского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко  говорят, составляют «семью муз». И  литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами  художественного творчества.

Соотношения между  видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве  доминировали танец и пантомима. Для античности характерно преобладание скульптурной пластики. В европейской  средневековой культуре (как и  в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства  была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения  и классицизма основывалась преимущественно  на опыте живописи. В теориях немецкого  романтизма «первые места» в искусстве  делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX-XX вв. пальма первенства была отдана литературе.

Информация о работе Литература как вид искусства