Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, реферат
Специфика искусства. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.
Специфика искусства. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.
Искусство - такой вид человеческой деятельности, который в силу синкретизма в нем материальной и духовной, познавательной и оценочной, рациональной и эмоциональной сторон находится в центре культуры, являясь ее самосознанием и кодом.
Эстетическая сущность искусства - это самое главное его отличие от всех других форм общественного сознания. Из эстетической сущности вытекают и другие отличительные особенности искусства, а именно - особенности содержания, предмета и формы искусства.
а) Содержание искусства
беспредельно, оно охватывает всю
действительность: жизнь природы, общества
и отдельного человека, исторические
процессы и тончайшие проявления
душевной жизни личности, прошлое, настоящее
и будущее. Но искусство (в отличие,
например, от науки) осваивает мир
как ценность, как человеческую ценность.
Гармония или хаос мироустройства выступают
в искусстве высшими критериями
человеческого счастья или
б) Поэтому главным предметом искусства, его основным объектом выступает человек как носитель духовного начала. Искусство потому и называют человековедением, что оно представляет собой наиболее совершенный «инструмент» постижения жизни ума и сердца человека, всего спектра его духовных отношений с миром. Неслучайно центральное место в искусстве занимает образ человека. Но и иные образы искусства «человекоцентричны»: таковы, например, образы наделенных разумом и чувством животных или одухотворенные, заражающие определенным настроением образы природы.
в) Своеобразие предмета искусства определило и специфику той формы, в которой осуществляется освоение действительности искусством.
Формы, выработанные
любым видом общественного
Назначение искусства Н.Г. Чернышевский видит в следующем: «Воспроизведение жизни - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни». Современная эстетика закрепляет эти положения Чернышевского, когда рассматривает искусство как синтез следующих видов человеческой деятельности: познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной.
Все эти виды
деятельности образуют целую систему,
становясь совершенно необходимыми
сторонами (характеристиками) произведения
искусства. Выпадение хотя бы одной
из сторон исключает рождение художественности,
то есть эстетически значимого
Творческий процесс состоит из трех важнейших звеньев: художник - произведение - читатель.
Центральная фигура творческого процесса художник. Художественный талант - это прежде всего природные задатки (высокая эстетическая восприимчивость и способность выражать свои впечатления в эстетически значимой форме - словом, жестом, мелодией, цветом и т.п., соответственная предрасположенность памяти, воображения и фантазии), которые развиваются и совершенствуются творческой учебой и трудом, возвышаясь до уровня мастерства. В то же время творческая индивидуальность художника несет на себе печать его жизненного и исторического опыта, мировоззрения, культурных и художественных традиции и норм, которые на него влияли.
Читатель - активный участник творческого процесса. Он как бы оживляет в своем воображении образы, которые «окаменели» в писательском слове, он заново восстанавливает художественный мир произведения, переживает протекающую в нем жизнь, старается постигнуть воплотившуюся в нем эстетическую концепцию действительности. Поэтому чтение художественного произведения - это сотворчество.
Но цель читательского сотворчества состоит в достижении катарзиса. По Аристотелю, катарзис - это «своего рода очищение, то есть облегчение, связанное с наслаждением». Речь идет о том, что искусство воздействует на эстетическое сознание читателя, возбуждая в нем эстетическое переживание, духовное озарение. И это приводит к более или менее существенным сдвигам в эстетическом отношении читателя к реальной действительности, влияя на мировоззрение и мироотношение личности. Таков «механизм» воздействия искусства на действительность.
Место литературы в ряду искусств. Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств.
В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, - утверждал В.Г. Белинский, - есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искусства...»
Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белинский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.
Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX-XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии.
Вместе с тем в приведенном высказывании Белинского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества.
Соотношения между
видами искусства исторически