Литература эпохи Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание работы

Публицистические жанры переживают расцвет в русской литературе в годы правления Ивана IV Грозного. Главными становятся вопросы о праведной и неправедной власти, о правильном устройстве государства и предназначении различных сословий, о соотношении религиозной веры и справедливого закона.

Работа содержит 1 файл

Эпоха Ивана Грозного.docx

— 15.38 Кб (Скачать)

Литература  эпохи Ивана Грозного

Публицистические  жанры переживают расцвет в русской  литературе в годы правления Ивана IV Грозного. Главными становятся вопросы  о праведной и неправедной  власти, о правильном устройстве государства  и предназначении различных сословий, о соотношении религиозной веры и справедливого закона.

Заметной фигурой  был Иван Пересветов, автор нескольких публицистических повестей («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-салтане» и др.) и челобитных к Ивану Грозному. Он выступает как апологет самодержавного Московского государства и выразитель интересов дворянства. Боярская партия выдвигает незаурядного публициста, плодовитого писателя - князя и царского воеводу Андрея Курбского. Он автор писем к Грозному и «Истории князя великого Московского», написанных им в Литве, куда он бежал в 1564 г., опасаясь гнева царя после проигранного сражения в Ливонии. В первом своем послании царю Курбский обвинил его в жестокости, убийстве безвинных жертв, упрекнул за отказ советоваться с боярами и призвал Бога рассудить его с царем-злодеем на Страшном суде.

Уязвленный Иван Грозный ответил боярину посланием, в котором заявил, что волен  казнить или жаловать любого из подданных, не давая другим в том отчета. Но упрек в тиранстве и нечестивости он отверг и, в свою очередь, грозил князю Божиим судом. Затем боярин написал еще два послания, на которые  царь также ответил письмом. Курбский назвал стиль Грозного «широковещательным и многошумящим». Действительно, стиль Грозного глубоко индивидуален, его нельзя спутать со слогом других древнерусских авторов. Его послания эмоциональны, архаические книжные обороты соседствуют с разговорными и даже просторечными фразами.

Эпоха Ивана Грозного

В 1533 г. умер Василий III, оставив наследником Ивана IV - трехлетнего царевича (от брака с  Е.Глинской).

16 января 1547 г.  Иван IV торжественно венчался на  царство и принял титул царя  и великого князя всея Руси. Процессия была торжественна, и  ее официальность способствовала  укреплению самодержавия, авторитету  центральной власти и легитимности  в глазах правительств Западных  держав.

Участие Ивана IV в государственной деятельности началось с создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и явилась органом, проводащим реформаторские усилия нового царя. Уже в феврале 1549 г. Иван IV на первом Земском соборе объявил о подготовке реформ.

В 1550 г. Иван IV на соборе представителей областей Руси жестко обличил злоупотребления  боярской власти и обещал лично оберегать  народ от бесчинств бояр.

В 1550 г. был издан  новый Судебник, основанный на подобном документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый Судебник значительно ограничивал  податные привилегии крупных феодалов и судебные функции наместников. Были введены наказания для бояр и дьяконов-взяточников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами.

К времени действия Избранной рады относится создание функциональных органов управления -приказов. Поместный приказ ведал землевладениями феодалов, Посольский - внешней политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на имя царя.

В 1550-1556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается постоянное стрелецкое войско и принимается  закон, регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С каждых 150 десятин  бояре обязывались давать войску одного вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном соборе царь предложил обширный проект церковных  реформ, целью которого было приведение к порядку религиозно-нравственной жизни народа и унифицирование церковных обрядов.

В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население  стало платить общегосударственный  налог. Рядом «уставных» царских  грамот, данных различным областям, правительство отменяло управление наместников и передавало местное  управление и суд в руки старост, избранных посадскими людьми и волостными крестьянами.

Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный период. Однако Иван IV стремился  к немедленным результатам. При  неразвитом аппарате государственной  власти быстрое движение к централизации  было возможно лишь при помощи террора. Иван IV разогнал Раду, что стало первым шагом на пути к опричнине.

В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул  столицу. Остановившись в Александровой  слободе, он обратился к народу с  требованием расправы над изменниками  по его «монаршему» усмотрению и  учреждение опричнины. Это было условием его возвращения на трон.

К царю отправилась  делегация духовенства и бояр с просьбой о возвращении и  правлении «как ему угодно, по своей  государевой воле». Иван возвратился  в Москву в феврале 1565 г. и огласил  условия, на которых обратно принимал власть: изменников и ослушников предавать  казни, их имущество брать в казну. С введением опричнины страна разделилась на две части: земщину, которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и войско из 6000 тысяч опричников.

В опричнину  были включены наиболее развитые экономически и стратегически удобно расположенные  районы страны. На этих землях поселялись дворяне-опричники, их содержание входило  в обязанности земства.

Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Сразу  после ее учреждения начался кровавый террор по всей стране. Путь централизации  через опричнину оказался трагичным  для страны.

Информация о работе Литература эпохи Ивана Грозного