Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:37, доклад
Литература древней Руси в основном имеет христианский характер. В ней прослеживаются в основном те же цели, что и Нестора: указать место Руси в мировой истории и причислить её к рангу христианских государств. Например, первый русский, а не греческий митрополит в своём произведение «О законе и благодарности», указал роль великокняжеской власти в объединении Руси, а также смысл крещения Руси. Также он боролся против давления Византии на Русь, которая считала, что у неё есть такое право, так как христианство Русь приняла по Византийскому образцу. Митрополит сравнивает князя Владимира Святославовича с апостолом по своему значению для Руси. «Слово» выявило роль русской церкви в истории страны.В знаменитом «Чтении житии Бориса и Глеба» звучат идеи единства Руси, воздается должное её защитникам и радетелям. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое »Поучение детям«. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. «Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Великолепный слог характерны для «Слово о полку Игореве».
Литература древней Руси
Устное народное творчество древней Руси
Литература 12- 13 в.в.
Список литературы
На тему:
“
Литература древней Руси 12-13
в.в.”
Выполнил: Шебуренков Н.Н.
ПЛАН
Литература древней Руси в основном имеет христианский характер. В ней прослеживаются в основном те же цели, что и Нестора: указать место Руси в мировой истории и причислить её к рангу христианских государств. Например, первый русский, а не греческий митрополит в своём произведение «О законе и благодарности», указал роль великокняжеской власти в объединении Руси, а также смысл крещения Руси. Также он боролся против давления Византии на Русь, которая считала, что у неё есть такое право, так как христианство Русь приняла по Византийскому образцу. Митрополит сравнивает князя Владимира Святославовича с апостолом по своему значению для Руси. «Слово» выявило роль русской церкви в истории страны.В знаменитом «Чтении житии Бориса и Глеба» звучат идеи единства Руси, воздается должное её защитникам и радетелям. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое »Поучение детям«. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. «Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Великолепный слог характерны для «Слово о полку Игореве». Христианские и языческие черты русской культуры переплетаются здесь в поэтической форме. Ярославна часто обращается к силам природы. Это поэма особой эпохи. Это не только взволнованный призыв к единству Руси, не только гордиливый рассказ о мужестве русечей и плач по погибшем, но и размешление о месте Руси в мировой истории. Так же это и поучительный рассказ о том, что в одного нельзя справиться с врагом.
Устное народное творчество похоже на героический эпос любой страны этой эпохи военной демократии. Цель устного народного творчества — воспеть защитников страны от врагов (качевников). Несомненно, важными героями былин и песен были князья-организаторы походов против качевников и простые труженники, ставшие на защиту родины. Ряд былин являются историческими фактами. Первый цикл былин связан с Владимиром красно солнышко (он организовал оборону и привлекал в крепости хороших воинов из селян. Главными героями былин были: пахарь богатырь Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич (реальный). Другой цикл былин посвящен Владимиру Мономаху и его борьбе с половцами. За именами чудовищ с которыми сражались русские богатыри скрывались родовые имена половецких ханов. Иногда оба Владимира сливаются в былинах.
3 Литература
12 -13 в.в.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений
XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, Широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое
«Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья.
В начале
XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое
«Хождение игумена Даниила в святые места».
Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».
И
«Поучение», и
«Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.
XII — начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.
Автор середины
XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем
«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В своей
«Притче о человеческой душе»
(конец
XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей
«Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные н светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы, греки — все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы.
А ведь эти произведения
XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой политической раздробленности страны.
Список литературы
РЫБАКОВ Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 Шахматов А.А. Повесть временных лет Т.1. 1916с.69.веков. М. Наука. 1982. 28. РЫБАКОВ Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. К. 1963. РЫБАКОВ Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков. М. Наука. 1982